Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
Лопухова О.М.
МОУ ДПО – Ресурсный центр г. Чапаевска Самарской области, Служба ранней диагностики
Служба ранней диагностики (Служба) МОУ ДПО – Ресурсный центр г. Чапаевска Самарской области была создана в соответствии с областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии «Реабилитация», утвержденной законом Самарской области, в мае 2002 года. При организации Службы были использованы рекомендации Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» МОиН РФ, учитывался и зарубежный опыт.
Общее руководство и контроль над Службой осуществляет МОУ ДПО – Ресурсный центр г. Чапаевска Самарской области, структурным подразделением которого она является. Организационное и методическое обеспечение Службы осуществляется областной Лабораторией специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области.
Служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1.Диагностическое направление
2. Коррекционное направление: разработка и реализация комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с нарушениями развития и оказание помощи семье в коррекции внутрисемейных отношений.
3. Консалтинговое направление: консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, предоставление им информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги детям с ОВЗ; консультирование педагогов и специалистов МДОУ по работе с детьми раннего возраста с ОВЗ, и их родителями.
4. Информационно-просветительское направление: просветительская работа с родителями; издание и распространение информационных и методических буклетов для родителей и профессионалов; сотрудничество с профессиональными организациями (поликлиника, роддом, дом ребенка, детские сады, центр реабилитации и т.д.) и общественными родительскими организациями по вопросам просветительской деятельности.
5. Организационно-методическое направление: осуществление методической помощи педагогам МДОУ по вопросам организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющими ОВЗ; анализ статистических данных о состоянии здоровья детей раннего возраста на территории округа (города, района); определение условий для межведомственного взаимодействия в части раннего выявления, абилитации и реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и интеграции.
6. Проективное направление: поиск дополнительных ресурсов для развития Службы
В обследовании детей специалистами используются следующие диагностические методики:
для обследование детей 1-го года жизни методика П.Р.Пантюхиной, К.Л.Печоры, Э.Л.Фрухт и В.И.Ярыгиной;
для обследования нервно-психического развития детей от 1 до 3 лет методики Е.А.Стребелевой, Ю.А.Разенковой, М.А.Поваляевой и Л.И.Аксеновой;
для логопедического обследования методика, основанная на схеме системного развития нормальной детской речи, составленная Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», на диагностике нервно-психического развития детей 2-3 летнего возраста с использованием опыта педагогов базовых учреждений кафедры логопедии МПГУ под руководством и при участии кандидата педагогических наук Ю.Ф.Гаркуши;
для обследования психического развития детей от рождения до 3-х лет методика, разработанная под руководством Е.А. Смирновой, Л.И. Блегузовой, П.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, а также материалы М.Г. Борисенко, О.Е. Камышниковой, Т.Ф. Кирьяновой, Н.А.Рычковой.
Для диагностики развития детей с нарушением зрения, ОДА, РДА данные методики специалистами используются частично с учетом физических возможностей ребенка.
По результатам первичного обследования дети, набравшие наименьшее количество баллов, проходят комплексную диагностику специалистов на базе Службы. Результаты междисциплинарного наблюдения за ребенком обсуждаются на коллегиальном заседании при участии родителей, оценивается актуальный уровень развития и индивидуальные особенности ребенка, определяются направления коррекционной работы.
Дети, посещающие дошкольные учреждения, получают помощь педагогов детского сада, которые, в свою очередь, руководствуются рекомендациями специалистов Службы. Родители, дети которых получают коррекционную помощь в Службе, пользуются услугами лекотеки и библиотеки детской литературы. Для них организуются и проводятся тренинги, практические занятия специалистов, их приглашают на семинары и выставки, проводимые в Службе.
На заключительном этапе работы каждый ребёнок проходит контрольное обследование, по результатам которого планируется дальнейшая работа с ребенком и его семьей.
В рамках профилактической работы психолог Службы принимает участие в проведении занятий Школы позитивного материнства, на которых будущие родители знакомятся с развитием малышей первого года жизни, получают практические советы по выстраиванию взаимоотношений с новорожденным и ответы на волнующие их вопросы по воспитанию, а также информацию об услугах, предоставляемых Службой. На базе Службы действует Клуб молодой семьи «Аистенок». Членами клуба являются родители и их дети, которые ранее получали помощь специалистов. Они активно сотрудничают с СРП и помогают специалистам в организации выставок, досуга для малышей, проводят благотворительные акции.
Создание Межведомственного координационного совета (МКС) по сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ, – это итог большой работы, который открывает новые перспективы совместной деятельности. Специалисты Службы неоднократно участвовали в заседании МКС по решению организационных вопросов взаимодействия различных структур с целью оказания помощи детям-инвалидам и их родителям.
Анализируя деятельность Службы, хочется отметить, что потребность в услугах специалистов возрастает с каждым годом, о чем свидетельствует рост числа обратившихся и получивших коррекционную, консультативную и методическую помощь. Родители, пользующиеся услугами Службы, дают высокую оценку значимости и эффективности ее деятельности, о чем свидетельствуют материалы анкетирования.
Сравнительный анализ количества детей, прошедших диагностику в Службе
Сравнительный анализ количества детей, получивших коррекционную помощь на занятиях в Службе
Оказание комплексной помощи детям с ОВЗ в раннем возрасте позволяет смягчить вторичные отклонения в психическом развитии детей и сократить число детей, которые по достижении дошкольного, школьного возраста будут нуждаться в специализированном учреждении.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования