Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
Зубова Л.В.
МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235» V вида, г. Новокузнецк, Кемеровская область
Важнейшей задачей музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа является создание условий для свободного проявления способностей детей, их общего и музыкального развития. С учётом специфики категории воспитанников музыкальный педагог выстраивает обследование музыкального и психомоторного развития ребенка. Особенности детей учитываются и при проведении музыкальных занятий – они направлены на развитие и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействуют устранению речевого нарушения.
На основе данных, полученных в процессе диагностики, строится перспективное планирование коррекционной работы, которая организуется с опорой на типовую программу образовательного учреждения, с учетом рекомендаций по речевому развитию, (программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной). При планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем.
Занятия следует проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей и ведущего диагноза.
Так, у детей с диагнозом общее недоразвитие речи нарушена слоговая структура речи, ее темп, ритм и плавность. В начале учебного года они говорят, а не поют, плохо запоминают тексты, названия песен, движения не согласовывают с музыкой, пением, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Для этих детей занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали.
У детей, имеющих диагноз дизартрия, нарушено звукопроизношение, «смазанная речь», замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность. Поэтому в занятия с такими детьми включаются ритмические упражнения, игры, предполагающие переключение движений в зависимости от темпа, настроения музыки.
В работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, акцент делается на развитие логического ударения и восприятия музыки разной тональности, темпа.
В работе с заикающимися детьми важно развивать мимику лица, чувство самостоятельности, активность; сочетать пение с тактированием; использовать больше плавных движений в медленном темпе.
Одной из основных задач в комплексном педагогическом воздействии на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной сферы с учетом особенностей личности и поведения. Использование на музыкальных занятиях элементов логоритмики организуется с учётом этапности работы при устранении различных нарушений речи. С учётом достижений ритмики Э. Жак-Далькроза определены условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки:
правильное восприятие музыкального сюжета и характера произведения;
слуховой анализ музыкального содержания произведения;
способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности).
Вследствие соблюдения этих условий движение выполняется свободно и естественно, оно будто «вытекает» из слышимой музыки. Это делает возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и психомоторного развития.
Целью моей методической системы является максимальное развитие активности детей через музыку и танец. Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.
Развитие восприятия, слухового внимания и памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов в направлении целостного осознанного восприятия музыки, дифференцированного восприятия высоты звука, ритма, динамики музыки.
Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А установление ассоциаций между звуком и мелодией улучшает различение звуков на слух.
Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Когда на занятиях детям даются примеры темпа музыкального произведения, воспитывается устойчивость в темпе движения. От динамических колебаний музыкального звучания зависит степень напряжения или расслабления, постепенное или внезапное ускорение или замедление движения.
Ритмический рисунок музыки способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.
Воспитанию четкой дикции на моих занятиях способствуют голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения. В начале мы с детьми под ритмичную музыку обозначаем артикуляцией гласные, затем произносим их шепотом и громко, далее включается чтение четверостиший со сменой ударения и темпа речи.
К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в музыкальные игры, упражнения с хлопками и пением.
В процессе работы была определена последовательность упражнений. В начале полезно пение вокализов - мелодии без слов. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения - звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту. В занятия по воспитанию певческого дыхания, голоса и артикуляции включаются пение экспрессивно окрашенных междометий, выражающих эмоции: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т.д. Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.
Воспитанию внимания, что особенно важно для детей с нарушениями речи, способствуют такие сигналы как слова, музыка, жест. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит - и движению. Упражнения для развития слухового внимания (например, «Поспи и попляши») помогают детям с речевыми и психомоторными нарушениями различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы с затактовым построением; плавность движений совершенствуется.
Для отработки темпа движения в развитии чувства музыкального темпа во время группового занятия музыкальному руководителю необходимо знать темп движения каждого ребенка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком медленное (дети с заиканием и дизартрией). Музыкально-ритмические движения с пением влияют на качество исполнения - улучшают пластичность движений, придают им мягкость и выразительность. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Следующее направление - пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. При проведении занятий с детьми по пению я согласовываю свою работу с работой логопеда и психолога, т.к. коррекционная работа по пению не ограничивается одной узкой задачей - правильной постановкой звуков! Она должна развивать эмоциональную сферу ребенка, затрагивая его чувства, которые он мог бы проявить в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта необходимо на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.
На музыкально - логоритмических занятиях используется игра на детских музыкальных инструментах, т.к. она способствует развитию движений кисти рук (стук деревянными ложками, молоточком на металлофоне); дыхания во время игры на триолах, дудочках; голоса и артикуляции при исполнении попевок; слуха при подборе знакомых прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах. Воспитывается своевременное вступление в игру и окончание игры, а, следовательно, и слуховое внимание.
На музыкально - логоритмических занятиях используются и упражнения фонетической ритмики, направленные на нормализацию певческого дыхания и, связанной с ним, слитностью речи; правильное звукообразование; умение изменять силу и высоту голоса; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Совместно с психологом проводим музыкальное развлечение «Путешествие в страну Гармония».
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализовать свои потенциальные возможности в игре. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.
В совместной работе с логопедом и психологом на занятиях и в режимных моментах мы используем психогимнастические этюды и игры для развития внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики; достижения расслабления; для выражения основных эмоциональных состояний. Этюды и игры с отображением отдельных черт характера используются для коррекции нежелательных личностных особенностей ребенка. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (различного рода опасения, неуверенность). Значительно повышается эффективность воздействия этих игр на расторможенных или пассивных детей, если они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Слушание музыки может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние: лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение.
Музыка усиливает эмоции и делает ярче представления детей при условии, что музыкальные образы и музыкальный язык соответствуют возрасту ребенка.
Ритмические задания помогают пробудить и активизировать интерес к деятельности вообще и помогают педагогу решать познавательные задачи, формировать положительную мотивацию к обучению, а детям - преодолевать трудности в коррекции дефектов и обучении.
Обучение с применением дифференцированных приемов коррекционной работы положительно сказывается на состоянии движений и речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.
Описанные методы и приемы работы являются общепедагогическими, в основе их применения -учёт возрастных и индивидуальных особенностей оспитанников. Но каждый педагог - уникальная личность,со своими особенностями. Поэтому каждый использует один и тот же прием по-своему, и наиболее эффективным и оптимальным будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысленно и проанализировано на практике в работе с детьми.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования