Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
Иванова Т.В.
ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(К)ОШИ VIII вида» с. Родничок, Балашовский район Саратовская область
В школе-интернате обучается 75 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Более 85 % - это дети–сироты и дети, лишенные попечения родителей. Мир закрытых учебных заведений специфичен. Катамнестические исследования показали, что большинство выпускников школы-интерната обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
отсутствие опыта социальных контактов с людьми в обыденной жизни, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.д.;
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
несформированность потребности и способности самостоятельно трудиться;
отсутствие личного положительного опыта жизни в семье;
недостаточное развитие индивидуальности, самосознания, способности к саморазвитию;
отсутствие нравственного иммунитета к условиям социопатической среды, из которых большинство из них происходит;
слабое здоровье.
Как сделать, чтобы после долгого пребывания в искусственно-благополучном привычном пространстве выпускник не потерялся при переходе в сложный и противоречивый современный мир?
В соответствии с выявленными проблемами организуется комплексная работа , направленная на успешную постинтернатную адаптацию.
В школе большое внимание уделяется трудовому обучению и профориентации учащихся. Допрофессиональная трудовая подготовка ведется в трех направлениях: столярное и швейное дело, сельскохозяйственный труд. Подготовка, подразумевающая повышение социального статуса учащихся, организуется по различным направлениям: трудовая – в профессиональной сфере; бытовая – подразумевающая повышение социального статуса в сфере домашнего и общественного быта; культурная – в сфере культурного производства и потребления.
Программа по созданию адаптивной среды «Школа жизневедения» была разработана для воспитанников 7-9 классов. Цель программы: помочь подросткам приобрести достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
В программе несколько разделов: этика; психологический блок; безопасность жизни (правовой блок); здоровье, досуг; экономический практикум; семья. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в форме бесед, реальных и воображаемых экскурсий, круглых столов, устных журналов, соревнований, сюжетно-ролевых игр и т.п. По программе работали 4 года. При решении задач социального становления воспитанников педагогический коллектив достиг определенных результатов: социальное закаливание воспитанников (создание условий, в которых формируются волевые качества, необходимые воспитаннику для преодоления неблагоприятных воздействий социальной среды), создание ситуаций свободного выбора повысили способности воспитанников к выбору социально приемлемых норм поведения (снижение количества правонарушений), соблюдению правил безопасного и здорового образа жизни (снижение показателей заболеваемости и травматизма).
В прошлом учебном году мы перешли к новой организации проживания детей – в группах-семьях. Названия «семей» - «Лучики», «Яблочко», «Подсолнух», «Родник», «Радуга», «Морячки», «Радуга» - отражаюь суть работы – согреть вниманием, заботой, участием в судьбе каждого ребенка. Воспитатели для детей стали «родителями». Подбор воспитателей для групп осуществляется исходя из родственных отношений (в семье «Подсолнух» работают мать и сын, в семье «Морячки» - муж и жена, в семью «Родник» к опытному воспитателю поставили молодого специалиста - ее племянника). Такой подход способствует соблюдению единства требований, созданию близких отношений между воспитанниками и воспитателями.
Для каждой семьи воспитатели разработали программы развития. Например, программа семьи «Подсолнух» «Вырасти людьми хорошими» направлена на формирование законопослушности, правовой культуры, способствует расширению коммуникативных навыков детей, предусматривает расширение образовательного пространства за пределы школы-интерната (библиотека, магазины, фабрика мебели, поездки к шефам из технического университета и т.д.). Чтобы воспитать целостную личность, нужно воспитывать человека нравственно. Программа «Этикет и его роль в нравственном воспитании воспитанников школы-интерната» (семья «Яблочко») направлена на всестороннее развитие личности и подготовку к труду, жизни в семье. Для семьи «Лучики» воспитатели разработали программу «Я учусь жить в семье». Она направлена на социальную адаптацию детей младшего школьного возраста в условиях обучения и проживания в интернате к семейным отношениям, традициям, оказание детям действенной помощи в личностном развитии.
В процессе обучения и воспитания в школе-интернате у воспитанников формируется жизненная компетентность. Это и общение с людьми, и умение разрешать различные конфликты, и приобретение жизненного опыта и мн. др. Саостоятельно воспитанники не могут получить этот опыт. Задача педагогического коллектива – создать воспитанникам такое образовательное пространство, где можно решить поставленные выше задачи. Это обеспечивается через максимальное расширение социокультурного пространства развития ребёнка: участие в районных спортивных и культурных конкурсах, Всероссийскмх акциях; посещении культурных центров села (библиотека, районный дом культуры, центр занятости). У каждой группы-семьи есть шефы из высших учебных заведений г. Балашова, которые приезжают в интернат, приглашают воспитанников к себе в гости, устраивают праздники, соревнования, экскурсии.
Главное к чему мы стремимся – обеспечение встречного движения двух социальных субъектов: учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их включение в общество нормально развивающихся людей, и сообщества. Дети с ограниченными возможностями здоровья готовы вступить в жизнь общества в качестве полноправных ее участников, готово ли общество принять их в таком качестве?
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования