Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
Старостина Г.А., Кажоциньш О.А., Решилина И.Ф.
МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Алексин, Тульская область
Одно из направлений деятельности Центра – сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию детского-родительского взаимодействия, создание соответствующей развивающей среды. На основании заключения лечебных учреждений этим детям нередко рекомендовано обучение на дому. Такая форма обучения детей, как правило, приводит их к изоляции от детских коллективов, формированию у них замкнутости, нежелания и боязни общения с другими, и, в конечном счете, к низкому уровню социализации. Для того, чтобы преодолеть эти явления, сформировать коммуникативные, двигательные и социальные навыки, создать возможности и условия общения со сверстниками, при ППМС-центре было открыто новое структурное подразделение «Школа надомного обучения». Педагогический проект «Школа надомного обучения», разработанный специалистами центра, получил поддержку департамента образования Тульской области и управления образования города Алексина. Разработке проекта предшествовал анализ имеющейся нормативно-правовой базы, образовательной ситуации в городе, социального запроса, собственных ресурсов центра для реализации проекта.
В первый учебный год в «Школу надомного обучения» было зачислено 12 детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых создавались индивидуальные реабилитационно-образовательные маршруты. Каждый из детей кроме основного диагноза (РДА, ДЦП, нарушение зрения) имел снижение интеллекта в разной степени, вследствие чего обучался по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида или VII вида и посещал индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в ППМС-центре. Для каждого ребенка Школы был подобран цикл определенных занятий с учетом его потенциальных возможностей и потребностей.
Образовательные программы, выбор вариантов проведения занятий, сроки освоения образовательных программ Школы зависят от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей семьи обучающегося полноценно участвовать в коррекционном процессе.
В настоящее время начальным звеном в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является комплексная диагностика специалистов структурного подразделения Центра - психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно она позволяет определить для каждого ребенка свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального сопровождения. На каждого ребенка ведется индивидуальная карта развития. Для детей с умственной отсталостью ведется карта наблюдений и карта регистрации актуального опыта ребенка. Карта наблюдений разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой на основе принципа семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972 г.).
Карта позволяет проводить сравнительный анализ динамики развития ребенка.
Карта регистрации содержания актуального опыта ребенка используется для диагностики развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, направлена в основном на отслеживание социального развития ребенка, разработана на основе исследований Бойкова Д.И.
Бланк карты содержит перечень когнитивных, хозяйственно-бытовых и социальных навыков, которые позволяют оценить уровень развития ребенка. В когнитивные навыки входят: сенсорно-перцептивные, сенсорно-двигательные, графомоторные, навыки невербальной коммуникации, навыки общения и речи. Социальные навыки включают умение пользоваться телефоном, ориентироваться на проезжей части улицы, пользоваться общественным транспортом. Особенно важна система качественной оценки навыков, которая содержит четкое описание уровней осуществления деятельности ребенком, градацию и условные обозначения для фиксации результатов в бланке.
Работа с ребенком в Школе в настоящее время ведется одновременно по нескольким направлениям:
образовательное (реализация доступных образовательных программ в индивидуальном темпе и объеме);
лечебно-оздоровительное (занятия лечебной физкультурой);
социально-психологическое (коррекционно-развивающие занятия с педагогами-психологами);
дефектологическое (занятия с учителями-логопедами, педагогами-дефектологами);
воспитательное (педагог дополнительного образования организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выявляет творческие возможности детей и способствует их развитию на специальных занятиях).
Систематические занятия лечебной физкультурой проводятся в специально оборудованном зале, оснащенном спортивными снарядами («сухой» бассейн, велотренажер, гребной тренажер, скамья для качания пресса и спины, батут, мягкий детский модуль и т.д.).
Эффективность работы обеспечивается, с одной стороны, наличием в учреждении специалистов различных профессий, необходимого оснащения и оборудования, а с другой, постоянной связью специалистов с родителями и педагогами, ведущими обучение детей по общеобразовательным предметам, возможностью выработки общих подходов и стратегий в обучении и развитии детей, своевременной корректировки приемов и методов, способов взаимодействия с ребенком.
Педагогам, ведущим обучение детей на дому, требовалась как помощь в получении ими конкретных психологических, медицинских знаний о психофизических особенностях детей, так и помощь в профилактике профессионального выгорания, в стимулировании поиска приемов и способов обучения сложного ребенка. Специалисты центра видели определенный ресурс в освоении новых способов организации своей деятельности, в частности, в умении работать в команде. В течение целого года в центре проводился тренинг формирования команды. Активно шло и самообразование, работа по повышению квалификации. Специалисты прошли переподготовку на базе Московского института психотерапии и клинической психологии по спецальности «Клинический психолог», Московского педагогического государственного университета по специальности «Олигофренопедагог», посетили семинары в «Центре лечебной педагогики» (г. Москва), «Валеоцентре» (г. Тула).
Работа с родителями строится на основе программы психолого-педагогической поддержки семей детей-инвалидов. В основу программы положены исследования семей детей с ограниченными возможностями здоровья, проведенные В.В. Ткачевой.
Цель программы – гармонизация детско-родительских отношений. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Одной из задач программы является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на реализацию своих особых образовательных потребностей, на собственный выбор, хотя и в ограниченных психофизическими возможностями рамках, обеспечивает понимание и улучшение взаимодействия в семье. Для родителей в Центре проводятся обязательные консультации, тематические родительские собрания, групповая работа.
Консультирование выявило востребованность помощи по таким проблемам:
формирование родительской позиции, адекватной реальному положению дел (осведомленность о природе болезни и особенностях ее протекания, представление о методах и средствах лечения и реабилитации);
работа с комплексом «родительской вины»;
выстраивание качественных, доверительных взаимоотношений с ребенком;
гармонизация семейных отношений (включение отца в воспитание, снятие психоэмоционального напряжения и др.);
снижение вероятности самоотчуждения семьи от окружающего мира;
включение родителей в обеспечение психического развития ребенка в сензитивные периоды, формирование знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта).
Таким образом, осуществляя сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты Центра используют комплексный многопрофильный подход к реабилитации ребенка в бытовой, общественной и практической деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей социального окружения.
Результат деятельности Школы надомного обучения:
преодоление социальной изоляции и как следствие, низкой адаптации детей-инвалидов;
повышение коммуникативной компетентности;
реализация индивидуальных творческих возможностей;
приобретение навыков адекватного общения с социумом;
создание благоприятного микроклимата в семьях;
развитие познавательной и личностной сферы детей,
снижение уровня негативного влияния основного заболевания на общее развитие детей.
В настоящее время можно сказать, что вышеперечисленные результаты достигнуты в значительной степени у большинства учащихся «Школы надомного обучения» , хотя в отношении отдельных учащихся динамика незначительна (таблица). И это также является предметом наших дальнейших поисков.
Таблица 1
Динамика развития социально-бытовых навыков некоторых учащихся «Школы надомного обучения»
-
Критерии наблюдения
Кристина С.
Юлия Ч.
Алексей А.
Максим Б.
Владислав С.
Екатерина С.
Знание и определение частей тела человека
3
3
3
2
2
1
Знание своего адреса и членов семьи
3
3
3
2
2
2
Знание условий своего быта и умение в них ориентироваться
3
3
3
2
2
1
Ориентация на улице
3
2
2
1
2
0
Знание элементов и особенностей флоры и фауны
2
2
3
1
0
0
Ориентация во времени
3
3
3
2
1
1
Усвоение социальных норм и правил поведения
3
2
2
2
1
0
0 – динамики не наблюдается;
1 – слабая динамика;
2 – средний уровень динамики;
3 – высокий уровень динамики.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования