Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
Сиднева Н.И.
МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
С(К)ОШ VIII вида, г. Павлово Нижегородская область
Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» рассматривает социальную адаптацию как одну из целей реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон предполагает создание таких условий, при которых ребенок будет подготовлен к самостоятельной жизни. Выпускники коррекционных школ вступают в самостоятельную жизнь, получая равные со всеми гражданами Российской Федерации права. Но, наравне с правами, общество возлагает на них обязанности и требует выполнения законов и правил. Если в процессе усвоения учебного материала детям с ОВЗ предлагаются особые программы, то в повседневной жизни снизить к ним требования морального плана нельзя.
Психологом специальной (коррекционной) школы VIII вида города Павлово Нижегородской области разработана программа профилактической работы с подростками12-15 лет, позволяющая решить следующие задачи:
познакомить подростков с нормами и правилами, регулирующими поведение в обществе;
развить навыки адекватного поведения;
повысить уровень сформированности нравственных понятий;
формировать у учащихся положительное отношение к здоровому образу жизни.
Общее количество часов – 34. Периодичность проведения занятий – один раз в неделю. Программа состоит из отдельных блоков. Первый блок - введение в программу. Подростки знакомятся с целями и задачами курса; проводится первичная диагностика.
Второй блок «Это должен знать каждый» (3 занятия) включает теоретические и практические занятия, направленные на повышение осведомленности учащихся в области прав и обязанностей подростков. На занятиях учащиеся знакомятся с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка, статьями гражданского и уголовного законодательства. В процессе работы используются мини-лекции, элементы тренинга, викторина, выполнение практических заданий. Подростки знакомятся с организациями города, которые оказывают им помощь (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, управление образования, отдел социальной защиты населения, центр занятости, центр реабилитации). Учащиеся знакомятся с функциями данных учреждений, узнают их местонахождение. На одном из занятий проводится экскурсия.
Третий блок «Умей правильно общаться» направлен на профилактику негативных тенденций в поведении, развитие и обогащение навыков адекватного поведения включает шесть занятий, проводимых в форме тренинга общения.
Четвертый блок «Я – Личность» посвящен осознанию учащимися сильных и слабых сторон своего характера. В процессе занятий подростки рассматривают такие понятия, как «характер», «черта характера», получают представление о положительных и отрицательных чертах характера.
Результаты предварительной диагностики показывают, что учащиеся коррекционной школы VIII вида не всегда понимают правильное значение той или иной черты характера, не могут дифференцировать сходные понятия, подменяя одно другим. Они путают силу и смелость, вежливость и доброту. Значение некоторых понятий, таких, как щедрость, они вообще не могут объяснить. Для выявления особенности представлений учащихся о тех или иных чертах характера, была составлена методика УСНП – «Уровень сформированности нравственных понятий», основанная на исследованиях Н.В.Тарасенко и А.И.Капустина. Суть методики заключается в том, что подросткам предлагается раскрыть значение десяти понятий (доброта, трудолюбие, смелость, аккуратность, ум, щедрость, честность, правдивость, сила и вежливость). Учащимся предлагается закончить предложения, например: «Добрым мы называем такого человека, который…». Все ответы оцениваются баллами. Точные ответы, в которых правильно раскрывается значение понятия, оцениваются двумя баллами; ответы, в которых называется один неосновной признак (например, аккуратный – «всегда чистит обувь»), оценивается одним баллом. Неверные ответы и ответ «Не знаю» оцениваются «0» баллов. Подсчитывается общее количество баллов и в соответствии с этим определяется общий уровень сформированности нравственных понятий. Опыт показал, что до занятий данный уровень довольно низок. После курса занятий, практически у всех подростков уровень сформированности нравственных понятий повышается.
На занятиях блока используются элементы тренинга, сказкотерапии, инсценирование. Проводится работа по освоению понимания различных черт характера в конкретных ситуациях.
Пятый блок «Будь толерантен» направлен на развитие позиции ненасилия и воспитание толерантного отношения к окружающим. В школе проводилось анонимное анкетирование, целью которого было выявить два фактора: ребенок – объект насилия и ребенок – субъект насилия. Результаты показали, что главными агрессорами против себя дети считают своих сверстников (одноклассников и подростков вне школы). Часть детей назвала своих родителей. В то же время всего 16% подростков созналось в том, что сами проявляют агрессивные действия в отношении сверстников.
Содержание занятий блока направлено на то, чтобы воспитать у учащихся качества личности, способной понимать других людей, контролировать свое поведение и эмоции.
Шестой блок «Нет! вредным привычкам» направлен на осознание учащимися вреда, наносимого употреблением никотина, алкоголя, психотропных и наркотических веществ. При проведении занятий данного блока используются мини-лекции, викторины, инсценировки, компьютерные презентации, конкурсы плакатов.
Цель седьмого блока «Убежать от стресса» – охрана психологического здоровья подростков. Он предполагает получение учащимися сведений о том, что входит в понятие «психологическое здоровье», а также обучение подростков способам и методам его охраны. На занятиях данного блока предполагается использование элементов аутотренинга в доступной для данной категории учащихся форме, а также выдача практических рекомендаций.
В конце курса программы планируется проведение итогового занятия, на котором подводятся итоги. Далее следует итоговая диагностика.
Проведение наблюдений за процессом адаптации выпускников позволяет сделать вывод о том, что работа по программе обеспечивает психологическую готовность подростков с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования