Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
Береснева В.Г.
МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, С(К) ШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида им. Г.С.Плюснина, с. Верховонданка Даровского района, Кировская область
Успешная социально-трудовая адаптация предполагает наличие комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме, полноценное формирование которых затруднено в условиях государственного попечения. Решение проблемы мы видим в разработке и реализации программы социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с ОВЗ.
Цель программы - создание условий, способствующих социально-трудовой адаптации воспитанников, помощь в самоопределении и самореализации.
Задачи:
повышение социальной компетентности воспитанников;
овладение знаниями, способствующими успешной адаптации в обществе;
приобретение нового социального опыта с целью формирования жизненных навыков.
Программа рассчитана на воспитанников 5 - 10 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, является логическим продолжением программы «Я расту» для учащихся младших классов.
Содержание программы представлено следующими направлениями: «Я в мире», «Я - ученик», «Я – гражданин», «Мое здоровье», «СемьЯ», «Мои умелые руки», «Дорога в будущее». Все модули присутствуют в программе для каждого возрастного периода.
Модуль «Я в мире» способствует осознанию каждым воспитанником своей индивидуальности, неповторимости своего «я»: представление воспитанника о себе, своих интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе. Модуль включает последовательно рассматриваемые разделы: «Я – мир в мире» (формирование потребности к саморазвитию и самосовершенствованию, развитию способности к оценке своей жизни), «Я - ты» (развитие коммуникативных навыков, помощь в установлении отношений с окружающими людьми), «Секрет успеха» (умение ставить цели и достигать их, создание условий для самореализации каждого воспитанника), «Музыка чувств» (развитие эмоциональной сферы), «Я творю» (развитие творческих способностей, создание условий для самовыражения воспитанников).
Модуль «Я - ученик» создает условия для успешного формирования мотивации на обучение, способствует повышению степени самостоятельности в познавательной деятельности, формирует представление о значимости учения и самообразования. Основные разделы: «Урок в моей жизни», «Учусь учиться», «Сила знаний».
Модуль «Я - гражданин» представлен тремя разделами: «Этика и этикет» (достоинство человека, дружба, понятие сильного человека, внутренняя красота, мода); «Истоки» (любовь к родной земле, причастность к прошлому, настоящему и будущему, краеведение); «Мои права и обязанности» (труд и общение в развитии человека, безопасное поведение, человек и рынок и т.д.).
Занятия по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья реализуются в модуле «Мое здоровье», представленным следующими разделами: «Физкультура и спорт», «Нет вредным привычкам», «Личная гигиена. Гигиена жилья», «Народная и нетрадиционная медицина», «Природа для здоровья».
Модуль «СемьЯ» - формирование у воспитанников готовности к созданию полноценной семьи включает четыре раздела. «Духовные ценности семьи» (традиции русской семьи, значение родословной, уклад семейной жизни); «Двое друг с другом» (особенности общения девочек и мальчиков, тема любви, дружбы, товарищества); «Семья и брак» (вопросы готовности людей к вступлению в брак, обязанности их друг перед другом, функции семьи); «Основные ценности семьи» (распределение ролей в семье, экономия и бережливость, создание домашнего уюта, чувство долга в семье). Итоговым занятием данного направления является защита группового проекта «Мой будущий дом», в котором воспитанники не только представляют обустройство своего дома, но и продумывают уклад жизни, распределяют роли, планируют бюджет «семьи».
Модуль «Мои умелые руки» обеспечивает формирование трудовых умений и навыков, подготовку детей-сирот к самостоятельному труду - «Труд на земле», «Общественно полезный труд», «Рукоделие и ремесленничество». В летнее время каждодневный труд на огороде, в саду, на картофельном поле приносит хороший урожай, дети видят результаты своего труда.
Модуль «Дорога в будущее» способствует формированию профессионального самоопределения выпускников. Включает: знакомство с видами и особенностями доступных профессий, выявление склонностей, интересов, формирование профессиональных качеств, знакомство воспитанников с профессиональными училищами, с путями поиска работы и средствами самопрезентации. Профориентационная игра – одно из наиболее интересных занятий для воспитанников, формирующая у детей умение ориентироваться в мире профессий.
Реализация программы осуществляется на специально выделенных в режиме дня воспитательных часах. Форма проведения разнообразна: беседы, рассказы, инструктаж, занятия в игровой форме, тренинги, экскурсии, викторины и т.д. Система воспитания выстраивается с ориентацией на общеколлективную внеклассную деятельность, включение воспитанников в совместный труд, общение, взаимодействие. Часть тем освещают врач, социальный работник и другие специалисты.
Исходя из диагностических данных, воспитатели каждой группы готовят учебно-тематический план по реализации программы, определяют количество часов на изучение каждой темы. Результативность работы по программе отслеживается через промежуточную и итоговую диагностику, а также по данным наблюдений в жизнедеятельности.
О рганизация общешкольных дел и праздников, объединенных одной идеей, способствует более успешной социализации воспитанников, позволяет минимизировать круг проблем социально-трудового воспитания учащихся, способствует усвоению социального опыта, повышает качество подготовки детей - сирот с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду. Полученные знания, умения и навыки облегчают социальную адаптацию воспитанников детского дома в постинтернатный период, что подтверждается данными катамнестического изучения учащихся. В 2008 году в профессиональные училища поступили 80% выпускников (2006 год – 60%), трудоустроено – 18 % (2006 год – 15 %), проживают в семье – 2% (2006 год – 25 %).
В перспективе: открытие 11 класса углублённой профессиональной подготовки, следовательно, необходима разработка нового блока программы, способствующего социально-трудовой адаптации выпускников.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования