logo
Сборник_1

Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования

Баранова Л.Ф.

Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 8 г. Мончегорск, Мурманская область

Профессиональная адаптация учащихся с ограниченными возможностями развития предполагает подготовку, позволяющую самостоятельно и на требуемом уровне выполнять работы в условиях обычного трудового коллектива, овладевать необходимыми профессиональными умениями и навыками. Мною разработана программа «Социально-психологическая поддержка учащихся в группе». Цель программы - создание условий для выработки способности обучающихся с ОВЗ к адаптации в обществе, приобретения профессии.

Работа по программе рассчитана на III этапа: подготовительный, образовательный, навыки самостоятельной жизни.

На I этапе проводится изучение личности учащихся, устанавливаются стадии педагогической запущенности, выясняется среда, в которой росли и воспитывались учащиеся, определяла межличностные отношения. Очень важно определить на этом этапе механизмы отклоняющего поведения: по типу компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности, проявления эмансипации, отрицательного или положительного подражания, соперничества, стремления к лидерству. После сбора сведений о подростке проводится тщательный анализ информации: уточняются особенности интересов, стремлений, склонности, доминирующие потребности и мотивы поведения, привычки. На каждого учащегося педагогом и психологом составляется «Карта развития» (карта психолого-педагогической диагностики). С учётом рекомендаций психолога разработаны индивидуальные планы работы с каждым учащимся. После того, как была сформирована группа, и прошли месяцы обучения проводится изучение самой группы:

В начале учебного года группа только что сложилась, поэтому выраженных связей в межличностных взаимоотношениях её членов не наблюдалось. Ребят объединяло одинаковость статуса в группе. Для всех учащихся был характерен невысокий уровень общественной активности, отсутствие положительных интересов и склонностей, невысокий уровень запросов, узость круга общения. Поведение конформно, подвержено стихийному влиянию окружающей среды. Их мало привлекают социально значимые темы, общение их малосодержательно. Группа не имеет четко выраженных интересов и увлечений.

Психологом даны рекомендации по организации учебного процесса. В соответствии с диагностическим исследованием я планировала учебную деятельность со всеми обучающимися, применяя на производственной практике рекомендации психолога. Всё это позволило поднять на более высокий уровень производственную учёбу и наладить отношения с учащимися группы.

II этап полностью посвящен учебно-трудовой деятельности. На этом этапе большое значение уделяется индивидуальному подходу к своим учащимся: выявляются трудности в учебной деятельности, оказывается помощь в учебе.

На этом этапе работы педагоги, ведущие спецпредметов в этой группе были ознакомлены с индивидуальными особенностями каждого учащегося, организовано проведение индивидуальных консультаций педагогами-предметниками, сотрудничество с родителями, с преподавателями школы-интерната № 4.

III этап был посвящён формированию навыков самостоятельной жизни. На этом этапе проводятся беседы о семейном праве, о создании семьи, классные часы о правах, гарантиях, поведении в обществе, о вредных привычках, консультации специалистов (медика, психолога, социального педагога), встречи с интересными людьми, которые добились больших успехов в жизни

П ри подведении итогов за первый год обучения практически все обучающиеся показали положительные результаты в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, научились работать в бригаде и индивидуально, стали более активными, общительными, способными понимать друг друга, оказывать помощь. У каждого учащегося повысилась самооценка.

23