Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
Чулкова Н.В.
Управление народного образования администрации Борского района, Нижегородская область
В
До 2006 года дети с умственной отсталостью преимущественно обучались в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Поповской школе-интернате, а также на дому. С 2006-2007 учебного года Поповская школа-интернат поменяла статус – стала государственным учреждением для детей-сирот. Часть детей (27 человек) были выведены в общеобразовательные школы по месту жительства. Кроме того, ужесточились требования для определения домашнего обучения и число детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам на дому, уменьшилось. Все это определило ориентацию системы специального (коррекционного) образования на интегрированную форму оказания образовательных услуг, что соответствует ведущим тенденциям современного этапа развития системы специального образования. При интегрированном образовании получает реализацию комплекс важнейших социально-педагогических факторов таких как:
взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников,
организация совместной деятельности сверстников с разным уровнем развития в процессе образования.
В соответствии с задачами модернизации российского образования мы определили приоритетные направления деятельности в сфере специального (коррекционного) образования: обеспечение доступности и повышение качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время система специального образования в районе представлена следующим образом:
Количество обучающихся, прошедших обследование на ПМПК за последние три года увеличилось и составляет 1,5% от общего количества детей школьного возраста.
| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Всего обучающихся | 11168 | 10561 | 10443 |
Обследовано | 123 | 108 | 155 |
В % | 1,1% | 1% | 1,5% |
Из них:
| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
1-5 класс | 82% | 92% | 92% |
6-9 класс | 17% | 8% | 8% |
Данные, представленные в таблице показывают, что число обследуемых детей, обучающихся в среднем звене, уменьшилось в 2 раза по сравнению с 2006 г. Создан банк данных о детях, прошедших ПМПК и имеющих рекомендации на обучение по специальным (коррекционным) программам.
Практическую коррекцию и реабилитацию организуют общеобразовательные учреждения. В текущем году в районе открыты 4 СКК VIII вида, 7 СКК VII вида, 285 человек обучается интегрировано в общеобразовательных классах, 90 – на дому.
За последние три года численность детей, которым рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе VII вида остается на уровне 2,3%, VIII вида - 1,6%.
| VII вид | VIII вид | |||||
| 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |
ВСЕГО | 235 2,3% | 225 2,2% | 232 2,3% | 158 1,6% | 175 1,7% | 166 1,6% | |
интегрировано в классе/ на дому | 165/20 | 160/16 | 162/19 | 138/76 | 138/64 | 123/55 | |
классы VII вида, в них детей | 9 классов 69/1 | 7 классов 65/4 | 7 классов 70/4 |
|
|
| |
классы VIII вида, в них детей |
|
|
| 3 класса 16/4 | 4 класса 37/7 | 4 класса 43/12 |
Б
Деятельность управления народного образования по обеспечению доступности и качества специального (коррекционного) образования осуществляется по следующим направлениям:
информационно-аналитическое (создание и обновление информационного банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья; анализ реализации специального (коррекционного) образования в районе);
планово-прогностическое (совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья; определение в Уставе, локальных актах порядка процесса обучения учащихся по специальным (коррекционным) программам; организация условий для получения ОУ приложения к лицензии в части реализации специальных (коррекционных) программ VII и VIII вида; разработка районных положений о специальном (коррекционном образовании); прогнозирование потребности в открытии специальных (коррекционных) классов; планирование работы);
организационно-исполнительское – обеспечение условий, необходимых для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ (в школах, реализующих специальные (коррекционные) программы, имеются кабинеты психолога, социального педагога; обучающих детей по программе VIII вида, созданы и оборудуются кабинеты СБО; открыты логопедические пункты, которые обслуживают детей, нуждающихся в речевой коррекции, из других школ – на договорной основе); повышение квалификации учителей по программе коррекционно-развивающего обучения организовано на базе района.
Организация учебной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы и психолого-педагогической реабилитации осуществляется поэтапно:
Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка на уровне школьного ПМПк.
Составление индивидуального учебного плана на основе учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденных приказом Минобразования России № 29/2065-п от 10.04.2002г., его утверждение директором ОУ, согласование с УНО.
Составление индивидуального расписания учебных и коррекционных занятий.
Проведение работы с родителями (заключение договора на организацию обучения, диагностику и психолого-психологическое сопровождение, ознакомление с индивидуальным учебным планом, расписанием занятий).
Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка (психолог ОУ).
Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения или обучения в специальных (коррекционных) классах (СКК) в ОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции или СКК.
Оценка результатов обучения: диагностика усвоения знаний, уровня сформированности учебных навыков, уровня психолого-педагогической реабилитации учащихся.
Анализ выполнения рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.
Определение перспектив дальнейшего развития ребенка.
контрольно-диагностическая – проверка организации специального (коррекционного) образования в ОУ.
регулятивно-коррекционная (рассмотрение вопросов организации специального (коррекционного) образования на аппаратных совещаниях в УНО; принятие управленческих решений).
Одним из результатов деятельности УНО по организации специального (коррекционного) образования является то, что все 30 ОУ, осуществляющих обучение по специальным (коррекционным) программам, имеют лицензии на данный вид деятельности. 16 ОУ прошли процедуру аттестации и аккредитации и получили соответствующие свидетельства.
Стабильные показатели на протяжении ряда лет позволяют сделать вывод о том, что созданная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ адекватна их потребностям.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования