Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
Черкасова Т.И.
МЛОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения г.о.Тольятти, Самарская область.
Одним из направлений сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в работе нашей службы, является профессиональная помощь специалистов родителям этих детей. История развития этого направления работы представлена ниже. В течение первого года работы службы (2004-2005г.г.) сопровождение семей с «особыми» детьми осуществлялось специалистами СРП через индивидуальное и групповое тематическое консультирование родителей по развитию, обучению и воспитанию. Тематика консультирования определялась образовательными программами развития детей и структурой потребностей родителей. Основным запросом родителей являлось развитие и обучение детей. В ходе работы с родителями специалистами СРП было выявлено, что многие делают акцент лишь на физическом и интеллектуальном развитии детей, не придавая значения психологическим и личностным особенностям. В связи с этим в 2005-2006 году были организованы групповые занятия для родителей детей, входящих в группу риска и групповые занятия с родителями детей с ОВЗ, с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей, оптимизации межличностного взаимодействия, обучения навыкам педагогической коррекции нарушений поведения и развития личности ребенка.
По мере исследования трудностей во взаимодействии с детьми и особенностей родителей, определялась основная тематика, методы профессиональной помощи, способы проведения групповой работы. Исходя из условий проведения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста, которая осуществлялась курсом в 12 занятий продолжительностью в 1час, параллельно велись и занятия с родителями. Особое внимание в содержании целей и задач программы уделялось вопросу о самоценности раннего периода в жизни человека, необходимости воспитания с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка, а также психофизиологическим причинам возникновения поведенческих нарушений и оказания помощи в поиске, выборе адекватных средств и методов воспитания. Такая работа в 2005-2006 году была проведена с 73% родителей, обратившимися за помощью в СРП (58человек). По результатам проведения занятий проводился опрос о степени удовлетворенности родителей, полученной информацией и приобретенными навыками. Анализ удовлетворенности и приобретенных навыков позволял корректировать методы и приемы, используемые в работе с родителями, пополнять информационную часть занятий. В 2006-2007 году групповые занятия были проведены с 76% родителей группы риска (66 человек), в 2007-2008 году – 85% родителей (27человек), в 2008-2009 году- 91% (38 человек).
В 2005 году была организована группа для родителей, имеющих детей с комплексными нарушениями (зрения и слуха, умственно отсталые, РДА, ДЦП). Исследование потребностей родителей и особенностей их взаимодействия с детьми, позволило определить направление психопрофилактической работы с родителями и детьми данной категории. Методики и виды работ подбирались с учетом возможностей детей: методы телесно-ориентированной терапии, игры для детей раннего возраста, арттерапевтические техники, психодраматические игры и т.д. Рефлексия групповых занятий (опрос родителей) показала, что большинство родителей стали адекватно воспринимать своего ребенка, расширились границы общения, сформировались навыки конструктивных форм взаимоотношения с детьми, снизилась социальная тревожность родителей.
В 2006-2008 годах психопрофилактическая работа проводилась психологом с родителями детей с синдромом Дауна. С учётом запросов родителей и особенностей развития детей была определена форма работы - группа поддержки с включением тематических занятий различных специалистов сопровождения (невролога, дефектолога, логопеда). Особую ценность родители видели в том, что появилась возможность обмена опытом лечения и развития детей между родителями, получения эмоциональной поддержки людей со схожими проблемами, сопровождения коррекционного процесса детей профессиональными рекомендациями специалистов.
В настоящее время специалисты службы ранней помощи работают над проектом «Особый ребенок». Одно из направлений проекта – создание междисциплинарной программы для родителей «Учимся вместе». Целью данной программы является профилактика вторичных нарушений развития детей с ОВЗ, ознакомление родителей с принципами Монтессори-педагогики, обучение родителей навыкам развивающего обучения и воспитания, развитие осознанного отношения к возможностям ребенка и созданию семейной развивающей среды.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования