Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гнедова Н. А.
МДОУ – детский сад комбинированного вида №10 «Журавушка» г. Похвистнево Самарской области
На базе ДОУ д/с №10 «Журавушка» с 2004 года действует Служба ранней помощи, в структуру, которой входят группа ранней помощи и консультативный пункт.
В первый год обучения детей в группе ранней помощи результаты нервно-психического развития детей были низкими, что побудило специалистов искать пути повышения эффективности коррекционной работы с детьми.
Анализ ситуации выявил проблемы и следующие группы противоречий между желаемым и реальным состоянием дел:
Общепризнанным фактом является то, что помощь проблемному ребенку должна оказываться комплексно, с участием различных специалистов. К сожалению, в практике часто забывают о том, что необходимым звеном всей системы коррекционной работы является активное участие в ней семьи. В течение многих лет акценты в сотрудничестве ДОУ с семьей были расставлены таким образом, что в результате родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на монополии педагогов. Из-за отсутствия специальных знаний большинство родителей не способно самостоятельно справляться с проблемами детей.
Исходя из этого, мы осознали необходимость отхода от устаревших форм не только с детьми, но и родителями. Считаем, что в настоящее время нужны более интересные формы активизации и образования родителей, которые были бы для них привлекательными и востребованными.
Другая проблема, на наш взгляд, заключается в том, что родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество трудностей социального, соматического и психологического характера. К сожалению, в нашем небольшом городе отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.
Главная проблема – недостаток образования и психологической грамотности родителей. Перед нами встала задача: обеспечить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.
В сложившейся ситуации пришли к выводу, что наиболее реальный и рациональный способ решения возникшей проблемы – создание родительского клуба. Идея создания родительского клуба возникла в противовес сугубо вербальным формам работы, традиционно используемым в работе (родительские собрания, консультации, круглые столы и т.д.).
Одним из преимуществ работы клуба, является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения. Психологические знания, полученные в родительском клубе, помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах по преодолению трудностей. В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами детей, стереотипами, существующими в обществе, путями их преодоления, с социальными и медицинскими взглядами на проблемы детей, средствами реабилитации. Это дает возможность переориентировать воспитательную стратегию семьи на уровень преодоления проблем в развитии ребенка.
В течение пяти лет работой родительского клуба «Ступеньки к успеху» было охвачено 87% родителей группы ранней помощи. В процессе работы широко использовались новые технологии: арт-терпия, фототерапия, игротехника, тренинговые упражнения: «Составь психологический портрет ребенка раннего возраста»; «Вычерти профиль своего ребенка» и т.д. Все родители с интересом участвовали в «Семейной игротеке», где учились играть со своими детьми.
Психологическому просвещению родителей способствовало широкое внедрение в работу информационных технологий. В помощь родителям были представлены брошюры о закономерностях развития ребенка, разработанные специалистами СРП: «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста», «Проблемы маленького ребенка», «В детский сад идти пора», «Несколько наших советов в копилку вашего опыта» и т.д. Особой популярностью у родителей пользуются электронные газеты, выпускаемые в СРП: «Шпаргалки для родителей», «Обучение с пеленок». Здесь они могут найти ответы на вопросы о развитии детей, коррекции отклонений и т.д.
Одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последние годы мы особенно активно используем в работе с родителями детей с ОВЗ, является интернет – сайт, (http://mdou.moy.su/), где кроме страничек: «Служба ранней помощи», «Консультативный пункт», «Группа ранней помощи», с целью внедрения элементов дистанционного обучения, создан электронный журнал для родителей «Поиграй-ка». Здесь вниманию родителей предложены флеш игры для коррекции и развития ребенка в домашних условиях. Игры просты, доступны по содержанию: «Расположи животных», «Раскрась картинку» и т.д. Родители знакомятся с приёмами рациональной организации познавательной деятельности детей, например, узнают, как выучить с ребенком стихотворение с помощью приема «Текст цепной организации».
Успешно используется родителями еще один сайт, созданный психологической службой ДОУ: «Шпаргалки для родителей» (http://zhuravushka.ucoz.ru/). Здесь находится каталог тестов, статей, где все желающие могут ознакомиться с методами диагностики, статьями, методическими рекомендациями по работе с детьми, имеющими разные категории нарушений. В перспективе планируем ввести интернет – консультирование по вопросам развития детей с ОВЗ.
Важным направлением работы Службы ранней помощи является работа с неорганизованными детьми с ОВЗ на консультативном пункте. Нами накоплен опыт работы с детьми с разными нарушениями: аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, фенилкетонурия, ДЦП, ЗПРР и т.д. Занятия проводятся с детьми в присутствии родителей, ведь они являются непосредственными участниками игровых сеансов. Родители получают рекомендации, знакомятся с необходимым развивающим материалом (литературой, пособиями, играми и т.д.). Имеют возможность временно взять развивающий материал из лекотеки для занятий с ребенком в домашних условиях.
Внедрение новых форм работы с родителями оказало позитивное влияние на родителей и детей:
у 82 % родителей повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился интерес к развитию ребенка – они чаще стали обращаться с вопросами к специалистам;
до 12% родителей снизился показатель высокой личностной тревожности («Тревожность» Спилберга);
после посещения занятий родительского клуба у 82% родителей выявлено позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение (опросник САН);
с 58% до 76% увеличилось количество родителей, стремящихся проводить много времени с ребенком, принимающих ребенка таким, какой он есть, симпатизирующих ему;
количество родителей, предпочитающих позицию «на равных» в отношениях с детьми, увеличилось с 65% до 71%.
На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в развитии детей с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный образовательный процесс.
В перспективе предусмотрено дальнейшее совершенствование работы с родителями в СРП. Учитывая запросы сообщества, планируется:
открытие групп кратковременного пребывания детей с тяжелыми нарушениями (аутизм, ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна, фенилкетонурия, миопия и т.д.);
внедрение новых форм работы с родителями – организация ИНТЕРНЕТ - консультирования по вопросам развития и обучения детей раннего возраста;
обобщение опыта работы с родителями в Службе ранней помощи МДОУ №10 «Журавушка» (издание брошюры, участие в форумах по заявленной проблеме, публикации на сайте, в изданиях специального образования).
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования