logo search
Сборник статей

Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания

Соавтор Н.П. Рябинина

Школа имеет широкие возможности для привлечения учащихся к реализации Продовольственной программы СССР. Это прежде всего конкретная помощь колхозам и совхозам по выращиванию и уборке урожая, работа в животноводческих хозяйствах. Только в Челябинской области в лагерях труда и отдыха учащиеся ежегодно заменяют труд более 3 тысяч человек. Производительный труд школьников является большим подспорьем для сельского хозяйства отрасли, однако этим не должно ограничиваться участие школьников в выполнении Продовольственной программы.

Из решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС вытекает целый ряд новых задач, среди которых – подъём уровня культуры потребления. В настоящее время в нашей стране много делается для повышения культуры производства, качества выпускаемой продукции. Культура производства связана с культурой потребления. Поэтому повышение уровня культуры потребления становится важной социальной задачей, которая приобретает наибольшую актуальность в воспитании молодого поколения – будущего хозяина социалистического производства.

Необходимость формирования у молодёжи культуры потребления обусловлена наличием некоторых социальных проблем. Во-первых, особое, привилегированное положение, которое молодёжь и школьники получают в сфере потребления материальных благ, иногда порождает потребительские настроения у части молодёжи. Эти отрицательные тенденции, с одной стороны, вызваны неправильным толкованием молодыми людьми тех благ, которые предоставляет для них государство: бесплатное образование на всех ступенях, высокая материально-техническая оснащённость учебных заведений, бесплатные учебники, бесплатное питание для части городских и большей части сельских школьников и т.п. С другой стороны, эти тенденции зачастую поддерживаются родителями, которые в условиях неуклонного подъёма благосостояния считают своим долгом полностью удовлетворять запросы детей. Потенциальная же опасность этих тенденций велика.

Во-вторых, среди школьников наблюдаются случаи небрежного отношения к окружающей социалистической собственности, продуктам труда людей и природы.

Формирование у школьников культуры потребления может явиться одним из путей решения данных проблем. Таким образом, основными задачами формирования у школьников культуры потребления можно считать, во-первых, воспитание бережного, экономного отношения к предметам потребления; во-вторых, воспитание разумных потребностей, умения соизмерять потребности с возможностями их удовлетворения.

В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением того аспекта формирования у школьников культуры потребления, который может явиться своеобразным участием школьников в реализации Продовольственной программы.

В числе направлений реализации Продовольственной программы Пленум предусмотрел борьбу за экономию и бережливость, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции, особое место отводя экономному и бережливому расходованию зерна, хлеба и хлебопродуктов. В связи с этим воспитание у школьников бережного отношения к хлебу и продуктам питания становятся одной из важных задач в работе школы, которая может решаться с помощью разнообразных форм, методов и средств воспитания. Ведущую роль при этом призваны сыграть, на наш взгляд, средства экономического воспитания.

Следует отметить, что в ряде школ г. Челябинска в области проводится значительная работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к хлебу: в школах получила распространение «Неделя экономии», в рамках которой проводятся мероприятия под общим названием «Хлеб – всему голова».

Но такая практика сложилась далеко не во всех школах города и области. Проведённое исследование позволило выявить следующие недостатки в постановке воспитательной работы с детьми: во-первых, недостаточное количество мероприятий по воспитанию у школьников бережного отношения к хлебу и продуктам питания; во-вторых, тематика и формы мероприятий не всегда соответствуют возрасту учащихся, преобладают словесные формы работы; в третьих, мероприятия носят единичный характер, не связаны между собой.

Следует отметить, что работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к хлебу и продуктам питания достаточно эффективно ведется лишь в начальной школе: 100 % опрошенных учащихся младших классов отмечают, что им небезразлично отношение других учеников к хлебу и школьной столовой; 80 % учащихся стараются сами не выбрасывать хлеб. Однако с возрастом у учащихся снижается интерес и внимание к вопросам, связанным с экономией продуктов. Об этом свидетельствуют следующие цифры: если в 4 и 5 классах пытаются остановить нарушителей, позволяющих себе небрежное отношение к хлебу в школьных столовых, 60,5 % учащихся, то к 6 классу количество этих ребят уменьшается до 40 %.

На наш взгляд, работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к хлебу и продуктам питания требует коренного улучшения. Изучение передового педагогического опыта и результаты собственного исследования позволяют нам утверждать, что основными направлениями данного аспекта воспитательной работы могут явиться:

1. Повышение уровня информированности учащихся о реальной цене хлеба и сельскохозяйственной продукции, о сложностях труда в сельском хозяйстве. Этого можно достичь путём создания в школах системы разнообразных мероприятий, соответствующих возрастным особенностям и интересам учащихся. Подобная работа включает в себя классные часы, беседы, пионерские сборы и утренники, линейки, целевые экскурсии, ученические конференции. Работа по информированию учащихся о том, во что обходится государству производство продуктов питания и как оно осуществляется, является, на наш взгляд, первоначальным звеном формирования бережного отношения учащихся к продуктам питания. Оно должно осуществляться в начальных классах школы и младшем пионерском возрасте.

2. Основным элементом в постановке воспитательной работы в данном аспекте должно стать вовлечение учащихся в практическую деятельность по экономии продуктов питания в школьных столовых. В качестве формы работы может выступать приобщение школьников к почину «Второй урожай с поля бережливых», который предусматривает осуществление детского, пионерского контроля за расходованием продуктов питания в школьных столовых путём работы «Отрядов юных экономистов», «Поста бережливых», «Пионерских фонариков».

Интересный опыт работы накоплен в школе №1 им. Ф. Энгельса г. Челябинска. Постоянно действующий в рамках учкома «Пост бережливых» еженедельно подводит итоги рейдов и публикует результаты на стенде «Голос учкома», учащиеся старших пионерских классов выступают с беседами перед младшими. На наш взгляд, подобные формы практической деятельности учащихся по экономии продуктов питания являются наиболее действенными, так как учащиеся приобретают опыт и навыки бережливости, экономности, умение вести экономические расчёты.

3. Воспитательную работу, проводимую с учениками в школе, необходимо дополнять соответствующей работой с семьей. В настоящее время семья, к сожалению, не учит детей бережному отношению к продуктам питания, зачастую подают пример расточительного отношения к хлебу. Основными путями формирования культуры потребления продуктов питания в семье, на наш взгляд, являются, во-первых, осуществление режима экономии в семье; во-вторых, широкое привлечение учащихся к денежным операциям. Результаты исследования показывают, что лишь 40,3 % учащихся старших классов постоянно делают покупки продуктов питания для семьи, 20 % старшеклассников совершенно не имеют таких обязанностей. Позиция их родителей не всегда является верной: 14 % родителей считают, что дети не должны иметь дела с денежными операциями. Таким образом, школе необходимо поднять также и уровень работы с родителями по формированию культуры потребления продуктов питания.

Передовой педагогический опыт школ г. Челябинска и Челябинской области убеждает нас в том, что использование перечисленных форм работы позволяет резко снижать потери продуктов питания в школьных столовых, положительно влияет на формирование у учащихся привычки бережного и экономного отношения к хлебу и другим продуктам питания, что является важной составной частью воспитания у школьников культуры потребления.

Сб. Политехническое образование и трудовое воспитание сельских школьников: материалы семинара. – М.: АПН СССР, 1985.