logo search
Сборник статей

Экономическая составляющая подготовки учителя технологии

Соавторы Н.К. Окунева, А.А. Саламатов, П.С. Яковлев

Экономическое воспитание неразрывно связано с трудовым, является его естественным дополнением и продолжением. Но было бы наивным полагать, что при этом можно ограничиться только поучениями. Опыт свидетельствует, что истинную ценность для человека имеет лишь то, во что вложен его собственный труд.

Больше того, как справедливо замечает Н.П. Рябинина: «Человек познает экономические законы, понятия и категории в трудовой деятельности. Эффективное экономическое воспитание возможно лишь в процессе труда, или же оно становится формальным, превращается в передачу и усвоение определенной суммы знаний».

Хотя задача экономического воспитания школьников носит комплексный характер, наибольшими возможностями для этого располагает образовательная область «Технология». Тем не менее, приходится констатировать, что они реализуются пока еще далеко не полностью. На наш взгляд, это происходит, прежде всего, потому, что вопросы экономического воспитания недостаточно представлены в самих программах по технологии, где они по существу ограничены изучением домашней экономики семейного предпринимательства. У учащихся не формируется сколько-нибудь целостного представления о рыночной экономике, экономических аспектах производства и сбыта продукции, возможностях экономии природных ресурсов, общественного труда, снижения себестоимости товаров и т.д. Объективности ради, следует сказать, что эту работу по своей инициативе проводят отдельные учителя технологии. Но при этом они сталкиваются со значительными трудностями из-за отсутствия необходимой подготовки, а также соответствующих пособий и методических разработок.

На факультете технологии и предпринимательства (ФТиП) Челябинского госпедуниверситета экономическому образованию будущего учителя отводится важное место. Оно имеет преемственный характер и включает теоретическую и практическую подготовку студентов к этой работе с учащимися.

Изучение экономической теории строится на основе феномена «включенности» обучаемых в жизнь общества (по Т. Териковой). Их приучают смотреть на разбираемые проблемы как бы «изнутри» – с позиции людей, занимающих определенное социальное положение, а не пассивных наблюдателей.

Получаемые студентами экономические знания используются при изучении технологических дисциплин (оптимальный выбор материалов, способов изготовления изделий, возможности сбережения труда и пр.). Наряду с этим они включаются в деятельность хозрасчетных участков, организованных на базе учебных лабораторий и мастерских. Их привлекают к производственному планированию, подготовке технико-экономической документации, оформлению договорных отношений с заказчиком, которым является администрация вуза. Студенты изготовляют и ремонтируют оборудование для учебных аудиторий, музеев и выставок, бытовых объектов территории университетского городка, шьют модную одежду, трудятся на агробиостанции и т.д. Поскольку вся эта работа направлена на улучшение условий для их учебы и быта, а также стимулируется морально и материально, она выполняется, как правило, охотно и качественно. При этом не только реально осуществляются получаемые ими технико-технологические и экономические знания и умения, но и формируется необходимая учителю активная жизненная позиция.

На старших курсах особое внимание уделяется обучению студентов бизнес-планированию – от поиска перспективных идей до их практической реализации в предпринимательской деятельности.

Серьезное внимание уделяется экономической стороне подготовки студентов к педагогической практике. Они готовят методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по экономике, консультации для учителей и беседы с родителями. Лучшие из этих разработок ложатся в основу дипломных проектов, выносятся на научно-практические конференции, представляются на конкурсы студенческих грантов.

Однако проведенный в последнее время анализ состояния экономического образования студентов ФТиПа показал необходимость осовременивания содержания курса семейной экономики, а также дополнение программы обзором состояния и перспектив экономического развития своего региона.

Школа и производство. – 2004. – № 2. – С. 10.