logo search
Сборник статей

Изменение социальной роли экономического воспитания

Соавтор Н.П. Рябинина

Воспитание подрастающего поколения обусловлено обществен­ными отношениями. Экономическая реформа ненадежно приведет к из­менению целей, задач и содержания экономического воспитания как социального явления. В настоящее время в связи с переходом к рын­ку наметился ряд преобразований в экономике, которые в случае их реализации станут факторами повышения социальной роли экономиче­ского воспитания, а также изменения его содержания. Вот основные условия, необходимые для развития рыночной экономики:

– реформа отношений собственности;

– максимальная свобода хозяйственной деятельности;

– конкуренция производителей;

– свободное ценообразование.

Перечисленные условия в корне изменят экономическую дея­тельность. Так, непосредственное изготовление продукции уже сей­час осуществляется не только государственными предприятиями в колхозном секторе, но и на малых и совместных предприятиях, в индивидуальной трудовой деятельности.

Соответственно изменится и деятельность по управлению про­изводством. Работа по организации труда, планированию и анализу экономической деятельности в малых, арендных и подобных предпри­ятиях будет иметь свою специфику, будут более активно и продуктивно внедряться новые и рациональные формы организации труда.

Глубокие изменения происходят и в сфере товарно-денежных отношений. Нашли широкое распространение бартерные сделки, пря­мой обмен продукцией и другие виды товарно-денежного обмена.

Таким образом, налицо изменения экономической деятельно­сти, которые требуют особой экономической подготовки человека, занятого в общественном производстве. Экономическая подготовка должна включать изучение основных категорий рыночной экономики: каждый экономически грамотный работник должен владеть знаниями в области макро- и микроэкономики, иметь точное представление о законах рынка, основах кредитно-финансовой системы. Подобная экономическая подготовка в настоящее время отсутствует, так как вся система экономического образования и воспитания была ориен­тирована на участие человека в народном хозяйстве в условиях ог­раничения форм собственности – государственной и колхозно-коо­перативной. Отсутствие соответствующей экономической подготовки уже сейчас тормозит развитие экономической деятельности, что ска­зывается, по оценкам прессы, на внешнеэкономической деятельности многих предприятий, например, заключение маловыгодных договоров с инофирмами и т.п.

Новое содержание экономической деятельности требует дру­гого стиля экономического мышления, который включает деловитость, инициативу, предприимчивость в комплексе с ответственностью пред­принимателя за результаты своей хозяйственной деятельности, за повышение качества продукции, рациональное использование природ­ных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Экономическое мышление является продуктом экономического образования и воспитания. Следовательно, необходим новый подход к осуществлению экономического образования и воспитания. Суще­ствовавшая доныне система не была полной и непрерывной. Часть звеньев народного образования, в частности дошкольное воспитание, практически не входили в нее, слабая постановка экономической подготовки отмечалась в средних специальных и высших учебных заве­дениях нетехнического профиля.

В условиях перехода к рынку экономическое воспитание ста­новится одним из обязательных условий успешной экономической де­ятельности, что обусловливает необходимые изменения в системе экономического воспитания в соответствии с наметившимися прео­бразованиями в экономике.

Экономическое движение есть форма движения материи, сово­купность действия в высокоорганизованной его части, в направле­нии упорядочения стихийности объективно сложившихся взаимосвя­зей условий ее существования и развития.

В рамках структурного подхода элементарным носителем свойств, субстратом данного вида движения являются экономичес­кие отношения.

Экономические процессы как структурные единицы экономи­ческого движения соединяют в себе устойчивость и изменчивость и, следовательно, содержат источник экономического движения, являются его единичными импульсами. Экономическое движение ре­ализует себя через совокупность своих форм: инерцию, ускорение, стабильность.

В рамках данной системы категорий экономическое воспита­ние необходимо рассматривать как целенаправленные меры воздей­ствия на человека – материального носителя и субъекта экономи­ческих отношений с целью формирования экономического человека. Не преувеличивая роли экономического воспитания, отметим, что оно влияет на экономические процессы в направлении создания темпа той или иной формы экономического движения или ее смены че­рез экономическую Я-концепцию.

Экономическая Я-концепция являет собой совокупность всех представлений экономического человека о себе и включает убежде­ния, оценки и тенденции экономического поведения. Иначе, эконо­мическая Я-концепция есть свойственный экономическому человеку набор установок, направленных на самого себя, на свою экономи­ческую деятельность.

В связи с данным пониманием экономической Я-концепции вы­деляют следующие задачи:

1. Раннее включение человека (ребенка) в экономические отношения, самостоятельный, полезный и поощряемый труд.

2. В основе экономического воспитания – законы экономической действительности, а не догмы.

3. Изучение богатства экономической мысли и хозяйственного опыта человечества.

Экономическое воспитание, создавая экономического челове­ка, преобразует соединение экономических отношений в экономический процесс, придавая новое темповое качество нормам экономического движения.