logo search
Сборник статей

Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства

Соавтор Н.П. Рябинина

Основная задача экономического воспитания – всесторон­няя подготовка учащихся к труду на благо общества. Она вклю­чает в себя формирование у школьников знаний об экономиче­ских законах социализма и социалистического способа произ­водства, навыков НОТ, воспитание экономических качеств лич­ности и ориентацию учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства.

Проблема трудовой подготовки и профессиональной ориен­тации школьников требует комплексного подхода к ее решению, объединения усилий различных воспитательных учреждений и ор­ганизаций. В г.Челябинске подготовка и воспитание рабочих кадров занимают важное место. Об этом свидетельствуют следую­щие факты: из общего числа выпускников 1978–79 учебного го­да после окончания школы устроились на работу 33,7 % учащих­ся, из них 51,24 % трудится в промышленности и строительстве, 40 % – в сфере обслуживания. 30 % из продолжающих образование учится в профессионально-технических училищах. В городе, начиная с 1976 г., действуют 4 УПК (всего в области – 17), обучение в них ведется по 24 профилям и охватывает 33,1 % уча­щихся.

Всесторонняя подготовка учащихся к труду предполагает единство различных сторон воспитания. Мы считаем, что правиль­ная подготовка к школе во многом способствует профессиональной ориентации молодежи.

Исследуя состояние экономического воспитания в некоторых школах г. Челябинска, мы анализировали и профессиональную нап­равленность учащихся старших классов. Результаты исследования показали, что основным мотивом выбора профессии является ин­терес к ней – 81,3 %. Лишь 26,5 % учащихся принимают во внимание реальные потребности города. Рабочие профессии становят­ся малопопулярными среди школьников: только 14,2 % учащихся связывает свою будущую работу со сферой промышленного произ­водства, причем большинство из них намерены получить высшее образование. Одной из причин, отрицательно влияющих на выбор рабочей профессии, мы считаем низкий уровень экономической грамотности школьников. Подавляющая масса учащихся не знакома с основными принципами организации промышленного производства, законами функционирования предприятия, экономическими поня­тиями и категориями: 98 % учащихся не знают, что такое хозрасчет, лишь 28,25 % смогли правильно указать цели социалистического соревнования, 52,5 % не знали особенностей X пятилетки, 80,86 % имеют неверное представление о материальном стимулировании, подавляющая часть школьников не осведомлена об обязанностях и правах молодых рабочих, условиях работы, возможностях уче­бы и профессионального роста на промышленном предприятии. Незнание производства в определенной мере порождает боязнь и нежелание работать на предприятии.

Какова же роль школы в подготовке учащихся к обоснован­ному выбору профессии? По нашим данным, лишь 28,5 % старше­классников получают информацию или получают конкретные навыки труда по избранной специальности в стенах школы (из бесед с учителями – 78 %, на занятиях факультатива – 13,4 %, в школьных кружках – 7,2 %). Большая часть учащихся – 61,5 % – предпочитает совет либо родителей – 35,6 %, либо друзей – 29,7 %. Позиция родителей не всегда отвечает требованиям общества. Из 61,5 % учащихся, ответивших на вопрос – Какую профессию реко­мендуют тебе родители? – 34,2 % отметили несовпадение выбора родителей и своего собственного, причем лишь в тех случаях, когда профессия, выбранная детьми, не требовала учебы в ин­ституте. Ориентация родителей на получение детьми высшего образования очевидна. Не случайно, что число желающих учиться в вузах высоко и составляет 36,3 % школьников, что на 14,3 % пре­вышает потребности города.

Эти цифры свидетельствуют об отсутствии достаточно полной профориентационной работы школы как с учащимися, так и с их родителями. В последнее время, кроме того, как справедливо указывают некоторые авторы, наметалась тенденция переклады­вать ответственность за профориентацию в старших классах на комбинат.

Влияние же УПК на выбор профессии учащимися ограничено. Во-первых, обучением в УПК охвачена лишь 1/3 учащихся 9–10 классов. Вo-вторых, за время обучения в УПК (2 года) учащиеся знакомятся с ограниченным кругом профессий (наибольшее коли­чество профилей в одном комбинате - 13 – УПЦ Челябинского трак­торного завода имени В.И. Ленина), число которых явно не соот­ветствует количеству интересов и склонностей старшеклассников; по нашим данным, учеников 9–10 классов интересуют 65 различных профессий в 16 отраслях народного хозяйства. В-третьих, общая организация производства остается пока вне поля зрения комби­натов. Кypc «Основы организации производства и экономики» читается лишь в одном УПК из четырех.

Все перечисленные причины снижают результаты работы и не дают даже возможности ни школе, ни УПК оказывать достаточное влияние на выбор профессии учащимися. Вследствие этого возни­кает противоречие между желаниями школьников и потребностями города в кадрах различных специальностей. Значительное число молодых людей вынуждено примирить свои интересы с реальностью, что влечет за собой неудовлетворенность, чувство разочарова­ния, частую смену профессий и, в конечном итоге, оборачивает­ся значительным ущербом для народного хозяйства. Опыт работы школы № 56 Советского района г. Челябинска позволяет нам утверждать, что в школе имеются большие возможности предотвра­тить подобное явление и успешно решить проблему подготовки учащихся к труду.

Уже в начальных классах предусмотрено знакомство учащих­ся с такими темами, которые раскрывают перед ними величие труда, знакомят с популярными профессиями, с экономикой горо­да, например, «Всякая вещь трудом создана», «Кто работает вокруг нас». У учащихся 5–7 классов формируется представление о мировой системе социализма, они изучают решения XXV съезда КПСС о развитии экономики, посещают промышленные предприятия своего района. Школьникам прививаются навыки экономической деятельности, культуры умственного труда, у них формируется убеждение в том, что беречь народное достояние – долг и обя­занность каждого, в старших классах учащиеся знакомятся с экономическими задачами пятилетки, возрастающей ролью рабочего класса в коммунистическом строительстве.

Работа школ тесно связана с шефствующим предприятием – автоматно-механическим заводом (АМЗ). Уже в 4–6 классах изучается тема «Наши шефы в текущей пятилетке». Школой ведется пропаганда рабочих профессий базового предприятия, проводятся классные часы и комсомольские собрания с участием передовиков производства, оформлен стенд «Ведущие профессии АМЗ», где дается не только перечень профессий, но и раскрывается содержание труда по каждой специальности, описывается опыт работы ударников коммунистического труда. Между классами организовано соревнование под девизом «Учимся у рабочего класса, равняемся на рабочий класс».

На протяжении всех лет обучения воспитывается любовь и привычка к труду. Если учащиеся 1–3 классов учатся самообслуживанию, то старшеклассники участвуют в общественно полезном (производительном труде в лагере труда и отдыха. В ремонтно-строительных работах в школе и на заводе. В экспериментальном порядке учащимся 9–10 классов читается курс «Основы экономики промышленного производства», даются практические задания, фор­мирующие элементарные навыки экономическая деятельности – расчетливости, бережливости, экономности. В школе ведется сорев­нование на звание «Кабинет образцового порядка», проводятся классные часы «Бережливость – черта коммунистическая», «Цена рабочей минуты», «Сколько стоит труд», «Экономика пятилетка, молодежь», организуются тематические экскурсии «Как работает цех нормы труда», «Хозрасчет на предприятии», «Учимся экономике». Учащиеся 9–10 классов обучаются в УПК.

Результатом глубокой в всесторонней работы школы по под­готовке учащихся к труду является тот факт, что 50 % выпускники заняты в сфере промышленного производства, из них 68,7 % – на шефствующем предприятии. Успехи школы, несомненно, обя­заны тому, что к вопросу профориентации в школе подходят комплексно, организуя воспитательную работу на всех ступенях обучения. Другим условием успешной работы по профориентации учащихся мы считаем тесное содружество школы, УПК и шефствую­щего предприятия при ведущей и организующей роли школы. Ни УПК, ни школа самостоятельно не в силах решить проблему под­готовки рабочих кадров. Лишь объединяя усилия заинтересован­ных организаций, можно добиться решения данной проблемы и обеспечить подготовку достойной смены рабочего класса.

Сб. Политехническое образование и всестороннее развитие личности учащихся: материалы семинара. – М.: АПН СССР, 1981.