logo search
Сборник_1

Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)

Мосолова Е.В.

КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи

«Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Красноярск

В современных условиях одним из ключевых моментов в образовательной практике детей с ограниченными возможностями является их успешная социальная адаптация, которая рассматривается нами как процесс интеграции человека в социум, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Коррекционно – развивающая среда Центра простроена с учётом комплексного подхода и взаимодействия всех структур учреждения (диагностический отдел, медицинский отдел, дошкольно-школьное отделение, школа–интернат, отдел дополнительного образования), совместная деятельность которых направлена на создание адаптивного пространства для наших воспитанников – детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники Центра обучаются по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Одной из основных идей центра, лежащих в основе обучения и воспитания учащихся, является идея гуманизации,  предполагающая ориентацию на личность учащегося, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости. Формированию жизнеспособной личности способствует действующая в Центре детская организация соуправления «Солнечный город». Психофизические особенности воспитанников: низкие мотивационные потребности, слабо развитые процессы саморегуляции и самоконтроля, низкий уровень переключаемости с одного вида деятельности на другой – не позволяют сводить процесс воспитания лишь к усвоению готовых форм поведения и их отработке методом многократных повторений. Деятельность детской организации мы стараемся строить по принципу деловой игры. Эта форма помогает сделать воспитательный процесс ярким, запоминающимся, обеспечить прочные системообразующие связи. Деловая игра улучшает морально-психологический климат, успешнее идёт формирование общечеловеческих ценностей, правового сознания.

Д етская организация «Солнечный город» включает в себя ряд советов, куда входят воспитанники из каждого класса основной школы. Высшим органом организации является Совет – это выборный орган во главе с председателем детской организации. Сопровождает и направляет деятельность организации педагог-организатор центра. Структура детской организации представлена в виде солнечного круга.

Детская организация для воспитанников является полем их творческой реализации и самореализации в коллективе сверстников. Однако, так как организация «Солнечный город» соуправленческая, педагоги могут рекомендовать включать в состав совета воспитанников, которые не имеют высоких успехов в учёбе, но по результатам анкетирования хотели бы быть участниками игры, или детей с проблемами в эмоционально- волевой сфере. Стараемся привлекать к работе воспитанников группы «риска».

Подводя итоги учебного года на педагогическом совете, мы пришли к выводу, что деятельность детской организации дала положительные результаты: у большинства воспитанников повысилась самостоятельность, ответственность, у ребят с психопатоподобным поведением сократились случаи его острых проявления.

С деятельностью детской организации снизилось количество детей, относящихся к группе риска и находящихся на учёте в милиции и внутри школы.

Таблица количества учащихся находящихся на учёте в ОДН и внутришкольном учёте в начале и конце 2008-2009 учебного года (всего 115 человек)

Количество учащихся, находящихся на внутришкольном учёте, в начале учебного года

Количество учащихся, находящихся на внутришкольном учёте, на конец учебного года

7 человек

5 человек

Количество учащихся, находящихся на учёте ОДН Ленинского района, в начале учебного года

Количество учащихся, находящихся на учёте ОДН Ленинского района, в конце учебного года

2 человека

1 человек

Такая динамика связана с тем, что самые активные участники деловой игры своим примером без принуждения подключают и всех остальных. Условия деловой игры требуют выполнения установленных правил, где контролёрами выступаю сами дети. Так посредством игры дети усваивают элементарные правовые нормы, необходимые в жизни общества, включаются в деятельность сообщества. В нашем городе уже несколько лет действует трудовой отряд главы города Красноярска. Весной из телевизионной рекламы ребята узнали об отряде, выразили своё желание во время летних каникул устроиться на работу. С этим предложением старшеклассники выступили на совете. В отряд было устроено 15 воспитанников из 8-10 классов. Бригады комплектовались организаторами трудового отряда, и наши воспитанники попали в разные бригады вместе с учащимися средних общеобразовательных школ, что дало им возможность общения в другой среде. Работа в трудовом отряде позволила в реальной жизни смоделировать трудовые взаимоотношения. Старшеклассники устраивались на работу по личному заявлению, заключали договор с работодателем. Были оговорены условия трудовой дисциплины, система штрафов за её нарушение. Важным аспектом было и получение заработной платы за свой труд на личные сберегательные книжки, которые вместе с социальным педагогом завели в сбербанке.

Получив через месяц заработанные деньги, ребята потратили их на заранее запланированные, желанные вещи (сотовые телефоны, линзы), трое воспитанников оставили заработанные деньги на сберегательной книжке. Большинство воспитанников проявили свою социальную лабильность, это порадовало, но из 15 детей у двух воспитанников, что составляет 13,3% от общего количества, выявлены нарушение механизмов социальной и трудовой адаптации, инфантилизм. Для воспитанников, показавших низкий уровень социальной адаптации, специалистами Центра были составлены индивидуальные программы, направленные на формирование навыков адаптивного социального поведения.

Анализ проведённого анкетирования показал, что у воспитанников есть желание работать в детской огранизации в дальнейшем и основным мотивом для работы у большинства послужило желание заработать деньги и сделать родной город чище и красивее. Данный социальный опыт позволил старшеклассникам получить не только знания в области трудовой деятельности, но и овладевать способами нравственного личностного развития, а именно: умением общения и коммуникабельности; сотрудничества и взаимопомощи; трудовой дисциплины.