logo search
Сборник статей

Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс

Советский народ осуществляет выработанную XXVI съез­дом Коммунистической партии программу дальнейшего разви­тия социалистической экономии, культуры и образования на­шей страны.

Функция школы становится еще более значительной, по­вышаются требования общества к качеству обучения и уров­ню ее воспитательной работы, подготовке молодежи к жизни, к активному участию в деле строительства коммуниз­ма.

За последние годы в плане развития этой важнейшей соци­альной функции сделано немало. В школах созданы широкие возможности для успешной реализации воспитательных задач: формирования у молодых людей коммунистического мировоз­зрения, глубокого понимания сущности экономического учения марксизма-ленинизма, экономической политики Коммунисти­ческой партии и характера экономических процессов, протека­ющих в обществе развитого социализма. Этому активно спо­собствует изучение материалов XXVI съезда КПСС, ленинско­го идейного наследия, майского и ноябрьского (1982 г.) Пле­нумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС, Совета Минист­ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» (1982 г.). Эти документы проникнуты огромной заботой ЦК КПСС, Советского правительства о развитии нашей экономи­ки, о расширении возможностей подъема благосостояния со­ветских людей. В них подчеркивается необходимость руковод­ства экономическим образованием, воспитания у каждого гра­жданина чувства хозяина страны, высокой экономической культуры, коммунистического отношения к труду.

Воспитание коммунистического отношения к труду, к об­щественной собственности В.И. Ленин считал одной из важ­нейших задач коммунистического строительства. В работе «Очередные задачи Советской власти» он писал: «Веди акку­ратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде» [2]. Этот наказ вождя, особенно актуален сейчас, когда наша страна накопила и использует огромный экономиче­ский потенциал. И он из года в год увеличивается.

Ленинский завет – «научиться быть расчетливым» – при­менительно к условиям хозяйствования при социализме озна­чает не плюшкинскую скупость, а подлинную экономию, кото­рая состоит в хозяйском отношении к нашему общественному богатству.

Рациональное и эффективное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива, хлеба, воды, является источ­ником дальнейшего совершенствования социалистического производства.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономиче­ского образования и воспитания трудящихся» прямо указыва­ет на актуальность в современных условиях распространения среди самых широких масс трудящихся высокой экономиче­ской культуры.

«Ныне экономия, рачительное отношение к народному доб­ру – это вопрос реальности наших планов» [3], отметил в ре­чи на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропов. Задачи по эконо­мии и бережливости, поставленные на Пленуме, охватывают все сферы народного хозяйства, в том числе и народное обра­зование.

Бесплатность всех видов образования, огромное количест­во новых школ с высоким уровнем технической оснащенности и оформления, бесплатность питания большей группы школь­ников, переход к бесплатным учебникам – все это в ряде слу­чаев порождает неправильное представление у части школь­ников об экономических возможностях государства, о своем долге и обязанностях, что нередко проявляется в неуважи­тельном отношении к имуществу и оборудованию школы. Все это еще раз подчеркивает необходимость осуществления в рам­ках школы широкой программы экономического воспитания, внедрение в сознание учащейся молодежи чувства постоянной заботы о бережливом отношении к сохранности социалистиче­ской собственности, уважения к результатам деятельности со­ветских людей. Следовательно, необходимость улучшения эко­номического воспитания учащихся вызывается всем ходом со­циально-экономического прогресса и особенностями развития народного хозяйства на современном этапе.

Эффективность экономического воспитания учащихся во многом зависит от наличия точных представлений о системе работы педагогических коллективов школ. По инициативе облоно, гороно, пединститута г. Челябинска было проведено изучение состояния экономического воспитания в общеобра­зовательных школах с целью выработки рекомендаций, на­правленных на дальнейшее совершенствование этой работы. Нами была разработана специальная программа. Такая про­грамма предусматривала:

– планирование работы школы, учителя и классных руко­водителей по экономическому воспитанию учащихся;

– вооружение школьников основами экономических зна­ний на уроках и во внеклассной работе;

– формирование у учащихся навыков экономного и бережного отношения к общественной и личной собственности;

– участие школьников в работе по внедрению в школах режима экономии;

– проявление бережливости в повседневной практической деятельности;

– умение рационально использовать бюджет времени;

– подготовка учащихся к труду.

Исследование показало, что в школах ведется определенная работа по экономическому воспитанию. Общеобразова­тельные школы, выполняя решения XXVI съезда КПСС, уста­новки ЦК КПСС, обкома и горкома партии по вопросам эко­номического воспитания, добиваются значительных результа­тов в подготовке учащихся к труду, формировании у них эко­номного и бережного отношения к общественной собственно­сти, вооружение их экономическими знаниями. Так, в про­цессе изучения курса химии, начиная с бесед о правильном расходовании и бережном отношении к оборудованию химиче­ского кабинета, учитель школы № 138 Н.М. Матерухина по­стоянно переходит к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства. Большую по­мощь для углубления экономических знаний учащихся оказы­вают расчетные задачи производственного характера, решая которые школьники приходят к выводу о том, как важно для химического производства в целом не только произвести тот или иной продукт, но и каким способом осуществить его полу­чение, добиваясь наибольшего экономического эффекта. На ярких и убедительных примерах она показывает ученикам ре­шающее влияние на повышение производительности труда и рентабельности предприятий достижений науки и техники; да­ет им представление об экономическом эффекте, достигнутом в результате быстрого внедрения в производство научных от­крытий и технических изобретений.

Конкретные экономические вопросы рассматриваются на уроках географии. Уже в 5-м классе при изучении темы «Ат­мосфера» учащимся раскрывается экономическая сторона борьбы за чистоту мирового воздушного бассейна; в 6 классе говорится о значении полезных ископаемых для экономики нашей страны, о рациональном использовании природных бо­гатств морей и пр. Большое значение для экономического вос­питания приобретает изучение в 7 классе вопросов охраны недр, почвы, воздуха, вод, растительного и животного мира. Продолжается эта работа в 8 классе, где доказывается необ­ходимость рационального использования и бережного отно­шения к природным ресурсам.

В процессе изучения отдельных предметов школьники дол­жны быть основательно ознакомлены с основными профессия­ми, специальностями с учетом потребностей в рабочей силе данного экономического района. В результате к окончанию 8 класса у них должны проявляться склонности и интересы в приобретении той или иной профессии, специальности.

В 9–10 классах экономическое воспитание принимает бо­лее глубокий, систематический и целеустремленный характер. Это связано, прежде всего, с продолжением изучения эконо­мической географии, а также изучением курса истории СССР. Безусловно, важнейшим является здесь раскрытие положения о величайших преимуществах социалистического способа про­изводства над капиталистическим.

Овладение основами экономических знаний о социалисти­ческом производстве на уроках истории призвано способство­вать экономической образованности завтрашних тружеников страны.

На завершающем этапе обучения молодых людей в школе важную роль в общей системе формирования диалектико-материалистических взглядов на производство, законы его раз­вития играет курс «Обществоведения», включающий система­тическое изучение основных положений 3-х составных частей марксизма-ленинизма.

Высокой эффективности усвоения курса обществоведения способствует то, что учащиеся при его изучении могут прак­тически опираться на всю систему знаний, которые дает обу­чение в школе и их самостоятельное образование.

Положение Ф. Энгельса о том, что труд формирует чело­века, в разных видах воспитания реализуется по-разному. По­этому для успешного коммунистического воспитания подра­стающего поколения необходимо в полной мере осуществлять завет В.И. Ленина о соединении обучения с производитель­ным трудом. Воспитательная эффективность такого соедине­ния определяется характером включения школьников в обще­ственное производство. «Соединение воспитания с материальным производством»1 завещали нам К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве одного из важнейших мероприятий коммунистиче­ской революции в области народного образования. Поэтому актуальна проблема совершенствования экономического восстания на базе соединения обучения с производительным тру­дом, усиления политехнической направленности всего процесса трудового воспитания. Отсюда следует необходимость осу­ществления трудового воспитания в системе экономических отношений, промышленного и сельскохозяйственного произ­водства.

Выполняя решения XXVI съезда КПСС, школы г. Челя­бинска № 91, 147, 138, 56, 116, 81, 8, 46 и другие привлека­ют школьников к общественно полезному производительному труду в разных видах трудовой деятельности. В ученических производственных бригадах, в строительных отрядах, в школь­ных лестничествах, УПК и на уроках в школьных мастерских учащиеся получают в системе знания о социалистическом на­родном хозяйстве, об отраслях производства, о профессиях и видах трудовой деятельности людей. Экономические знания реализуются на основе углубления межпредметных связей, раскрытия научных основ техники и технологии, развития тех­нологического мышления, конструкторских способностей, сно­ровки в труде, воспитания трудолюбия. Поэтому важным ме­стом в этом плане являются занятия, связанные с производи­тельным трудом.

В школе-интернале № 4 четко спланировали объекты тру­да, обеспечили необходимым материалом через шефствующие организации, организовали труд учащихся и произвели учет производительной продукции. Важным условием эффективно­сти экономического и трудового воспитания учащихся являет­ся их участие в организации своего труда. В школе ребята разрабатывают и утверждают сметы расходов и доходов. Вме­сте с учителями они организуют социалистическое соревнова­ние между бригадами и классами, заключают трудовые дого­воры с заказчиками.

На занятиях учителя знакомят учащихся с основными по­ложениями экономической политики КПСС и Советского госу­дарства в XI пятилетке, ходом выполнения ее планов в горо­де, рассказывают также о конкретных задачах хозяйственно­го развития школы и базового предприятия. Учителя работа­ют над формированием у ребят понятия о производительности труда и условиях ее повышения. Учитель труда этой школы А.Ф. Куист удачно приводит примеры о режиме экономии как методе социалистического хозяйствования и показывает возможности и необходимость участия школьников во всена­родной борьбе за режим экономии. Вот почему на уроках при разметке и раскрое материалов большое внимание уделяется воспитанию умения выполнять работу с необходимой точно­стью, экономно расходовать материал и время.

Задача школы не только научить трудящихся хорошо и ка­чественно работать, но и экономически разумно вести себя в сфере потребления. С этой целью должны использоваться бе­седы, специальные лектории, ученические конференции, вече­ра вопросов и ответов, пионерские сборы, экономические уст­ные журналы, клуб «Экономист», специальные экономиче­ские газеты, радиопередачи, целевые экскурсии, трудовые де­санты и т.д. Следует систематически практиковать встречи с ветеранами труда, передовиками производства, специалиста­ми народного хозяйства, деятелями науки и техники.

Воспитание бережливости в школе № 17 ведется с перво­го класса. Октябрята следят за чистотой помещения, ухажива­ют за цветами. Пионерские отряды взяли под свой контроль, сколько хлеба остается после обеда в буфете, столовой, не го­рит ли лишняя лампочка, не течет ли зря вода, сбережение оборудования, помощь детским яслям и садам, ремонт книг в библиотеке, сбор макулатуры в жилом микрорайоне. Пио­нерские отряды шефствуют над кабинетами, комсомольские группы – над актовым, спортивными залами, коридорами, столовой, мастерскими. В школе действует постоянная ремонтная бригада. Ежемесячно проводятся рейды по бережному от­ношению к хлебу, учебникам, книгам, смотры на лучшую клас­сную комнату по сохранности оборудования. Победители на­граждаются вымпелами, настольными играми. Посты береж­ливости ежемесячно организуют прием и сдачу кабинетов на социалистическую сохранность. В результате большинство кабинетов содержится в хорошем состоянии. Учащиеся стар­ших классов занимаются ремонтом школьной мебели и здания, благоустройством микрорайона. Школьники активно работа­ют в зоне пионерского и комсомольского действия, участвуют в операциях Всесоюзной пятилетки пионерских трудовых дел: «Живи, книга!», «Миллион – Родине», «Зеленый наряд От­чизны». Прочно вошли в жизнь ученического коллектива кон­курсы плакатов, радиопередачи «Сколько стоит «бесплатно», «Учимся считать государственную копейку», «День семьи в экономике страны». В результате сократились отходы хлеба, бережнее стало отношение к своей школe, классу, кабинетам, учебникам, тетрадям, воде, экономятся сотни киловатт-часов электроэнергии.

Интересный опыт по экономии электроэнергии накоплен в школе № 11. Члены постов бережливых после первого звонка выключают свет в коридорах, а после первого и второго уро­ков проверяют, не горит ли свет в классах. Готовясь к комсо­мольскому собранию «Экономика должна быть экономной», ребята провели практическую работу по выяснению того, как используется электроэнергия в школе. В течение недели они снимали показания электросчетчиков. В разные дни эти пока­зания были неодинаковыми и колебались от 50 до 100 кило­ватт-часов. Устанавливая причины колебаний, учащиеся вы­яснили, что в рекреациях долго не гасят свет, а в некоторых комнатах лампы горят круглосуточно. Когда эти причины уда­лось устранить и вновь сверить показания счетчиков, то ока­залось, что экономия в течение одной недели составила 500 киловатт-часов. Затем на очередном занятии кружка «Юный экономист» ребята подсчитали, что за счет сэкономленных ки­ловатт-часов можно изготовить 4,5 тонны цемента или 15 тонн хлебобулочных изделий. По итогам рейда была организована радиопередача и установлен строгий контроль со стороны ре­бят за рациональным расходованием электроэнергии в школе.

Нельзя не согласиться с Маленьким принцем из сказки Экзюпери: «Тут есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел в порядок себя –

сразу же приведи в порядок свою планету». Во всех отношениях похвальный подход – и с точки зрения личной гигиены, и с точки зрения бережного от­ношения к природе.

В нашей стране существует многообразная и действенная система природоохранных мероприятий, направленная на то, чтобы не только мы, но и последующие поколения пользова­лись всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей Родины.

Воспитание у учащихся нового осознанного отношения к окружающей среде – важнейшая задача школы. На уроках и во внеклассной работе необходимо показать роль человека в природе: человек – труженик и заботливый хозяин, кото­рый не просто использует готовые дары природы, но и улуч­шает ее, защищает.

Академик АН СССР В.Е. Соколов пишет: «Беречь землю, воду –священная обязанность каждого гражданина. Конструк­тор, создавая новый мотор для автомобиля, самолета, кораб­ля, обязан подумать и о чистом воздухе. Технолог, разрабаты­вая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отбросы, отходы, не загрязнят ли они воду. Агроном должен очень осторожно применять ядохимикаты, помня о живой при­роде» [5].

Чтобы защитить родную природу, нужна активная и прак­тическая деятельность, такая, как у ребят из школы № 138.

В течение года они ведут фенологические наблюдения, прово­дят инвентаризацию лесных насаждений в парке культуры и отдыха, собирают семена березы и шишки сосны. Для привле­чения птиц в парк ребята строят и развешивают скворечники, а зимой кормушки, проводят посадку лесных культур и уход за ними, участвуют в проведении чистки, санитарного проре­живания. Собирают лекарственные травы, в течение года про­водят экскурсии в природу.

Для получения знаний о природе в школе целый год рабо­тает кружок «Юный лесовод», на нем разбираются такие воп­росы, как:

– значение леса в жизни человека,

– рост и развитие леса,

– естественное обновление леса,

– болезни и меры борьбы с ними,

– лесные звери и птицы, их роль в жизни леса и др.

К ребятам на занятия приходят учителя, ученые и работ­ники лесного хозяйства. В школе проводятся также вечера вопросов и ответов. «Какие породы деревьев чаще встречают­ся в нашем парке»?, «Что будет с лесом, если его оставить на корне, когда он созреет?», «Что такое заповедник и для чего он нужен?» и другие. Ребятам показывают кинофильмы: «В этом прекрасном и яростном мире», «Когда уходит вода», «Наш дом – земля», «Истоки жизни».

В этой школе знают, что формирование личности человека зависит от того, каким было его детство. И педагоги воспиты­вают у ребят чувство ответственности за родную природу. И нет ничего нужнее такой ответственности.

Велико значение семьи в экономическом воспитании ребен­ка. Семья призвана обучить детей умениям и навыкам рацио­нальной организации домашнего труда, самостоятельного вы­полнения учебных заданий, ведения семейного хозяйства, эко­номного распределения денежных средств семьи, бережного отношения ко всему, что ребенка окружает в повседневной жизни. Поэтому в таких школах, как № 74, 40, 56 работа с ро­дителями ведется через родительский университет. Планы ра­боты родительских университетов включают в себя меропри­ятия, которые предусматривают работу по изучению решений XXVI съезда КПСС, экономической политики партии и госу­дарства. Для родителей читаются лекции: «Бесплатный учеб­ник – народное достояние», «Роль труда в экономическом воспитании ребенка», «Воспитание разумных потребностей де­тей в семье», «Формирование у детей школьного возраста пра­ктических навыков обращения с деньгами, личными и семей­ными вещами», «Как научить детей беречь все окружающее» и т.д.

Задача этих школ состоит в том, чтобы вооружить родите­лей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи семье разнообразные: это и советы родителям, как педагогически правильно знакомить детей с семейным бюджетом, как показывать им цену трудовой копейки, как на­учить ребят планировать свои потребности и расходы, реко­мендации по воспитанию у детей бережного отношения к лич­ному и домашнему имуществу, к общественной собственности. Планы составлены с учетом специфики каждой школы. Прак­тика убеждает, что наибольший эффект дают лекции и беседы, построенные на конкретных примерах из жизни школьников, школы, шефов, города. В этих школах учителя и родители определяют постоянные трудовые обязанности детей, как в школе, так и дома, продумывают систему и режим труда, обу­чают детей рациональным приемам и способам выполнения трудовых операций, и наконец, осуществляют контроль за ка­чеством бытового и учебного труда. А.С. Макаренко утверж­дал, что семейное хозяйство представляет собой удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина. Следовательно, необходима большая и кропотливая работа в первую очередь с родителя­ми учащихся для правильного направления экономического воспитания в семье, которая является основой экономического воспитания вообще.

Но вместе с тем нам удалось выявить, что имеется целый ряд недостатков в организации экономического воспитания школьников. Так, в планах работы школ, классных руководи­телей и поурочных планах учителей не просматриваются си­стемы экономического образования и воспитания учащихся. Есть немало случаев, когда дети неуважительно относятся к хлебу. Учителя недостаточно рассказывают детям о людях, ра­ботающих в сельском хозяйстве, о трудном и сложном про­цессе изготовления хлеба. Некоторые школы еще недостаточно активны в реализации Продовольственной программы СССР. Не всегда школьникам разъясняется смысл одного из важных требований, записанного в Правилах для учащихся, – о необ­ходимости государственного отношения к социалистической собственности, не везде предусмотрены разнообразные виды деятельности самих детей, способствующие воспитанию у них бережливости. Поэтому большие затруднения у ребят вызвал вопрос, считают ли они себя хозяевами школы. Некоторые во­обще не отвечали на этот вопрос. Небольшое количество ребят ответили, что считают себя хозяевами лишь в какой-то степе­ни.

Из ответов ребят можно сделать вывод, что в некоторых школах идет соревнование за сохранность кабинетов, школы и оно имеет достаточную гласность, а во многих школах, на­оборот, либо нет вообще подобного соревнования, либо нет наглядной пропаганды, так как 55 % учащихся ответили отри­цательно на вопрос, участвуют ли они в соревновании за со­хранность кабинетов и школы. Не случайно, что 1/4 часть ре­бят не обращает внимания на случай небрежного отношения к школьному имуществу, считая это обязанностью учителей или старосты.

В связи с этим возникает вопрос: все ли делает наша шко­ла сегодня, чтобы подготовить учащихся к активному твор­ческому труду, научить беречь народное добро, понимать ре­альную ценность материальных и духовных благ, которыми пользуется каждый советский человек? Нет, не все еще сде­лано нами. Кто не видел разбитых стекол в школе, разбитых лампочек, исписанных стен, испорченных книг? И все это по­тому, что бережливость, хозяйская заботливость, аккуратность не стали пока внутренней потребностью для многих учеников. Они привыкли к небрежности, к безнаказанности за порчу те­традей, учебников, парт. Мы же, педагоги, воспитанию береж­ливости и формированию чувства хозяина школы уделяем по­ка явно недостаточное внимание. В некоторых школах в луч­шем случае в планах значится: «В конце учебного года сила­ми учащихся отремонтировать то, что будет сломано за год». Значит, весь год можно ломать, портить, а в конце года ре­монтировать! В практике школьной жизни примеры бесхозяй­ственности не единичны. Увлекаясь мероприятиями, мы порой не учитываем всех сторон воздействия на учеников, не думаем о возможностях хозяйственных и воспитательных результатов и невольно нацеливаем детей на бесхозяйственность, неради­вое отношение к общественному добру.

Проведенное исследование убеждает нас в том, что обще­ственно полезный труд не всегда увязывается с требованиями экономического воспитания. Так, 80 % учеников не смогли ска­зать, сколько собрал их класс макулатуры и металлолома, лишь 8 % смогли назвать эти цифры по школе в целом. Хотя каждый педагог знает, что без гласности, наглядности, пропа­ганды важности этого дела в масштабах не только класса, но и школы трудно превратить просто обременительный сбор бу­маги и металлолома в значительную трудовую акцию.

Выявлены и недостатки при организации трудовых объеди­нений школьников. Только 60 % старшеклассников принимает в них участие и лишь 25 % из них выполняют нормы выра­ботки.

Поэтому общественная значимость труда, его нравственно-экономический смысл, формирование дисциплинированности и деловитости, современного экономического мышления, чувства долга и ответственности, потребности в доброкачественном труде должны находиться в центре внимания, способствовать активной борьбе с проявлением потребительского отношения к жизни. Необходимо внушить мысль школьникам о том, что самоотверженный и высокопроизводительный труд, и лишь он – основа успеха в жизни каждого советского человека. «Лучше работать – лучше жить» – этот девиз, прозвучавший на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, – еще раз напо­минает нам, как крепко связано то, что мы отдаем обществу, с тем, что мы получаем от него. А познав цену серьезных тру­довых усилий, учащиеся ощутят истинную стоимость любой вещи, научатся быть бережливыми, будут знать цену книге, тетради, линейке, в классах исчезнут испачканные стены, из­резанные парты и т.д.

В некоторых школах недостаточно организована, если во­обще не отсутствует, работа по охране природы. Доказатель­ство этому – ответы ребят. 44 % ответили, что никак не уча­ствуют в охране природы. 35 % учащихся ответили, что рабо­тают на пришкольном участке, имеется в виду то, что они от­рабатывали весеннюю, летнюю практику.

Не все обстоит благополучно и в деле профессиональной ориентации школьников. Прежде всего, вызывает тревогу то, что только 47 % учащихся 9–10 классов выбрали себе конк­ретную профессию. Профессиональные ориентации учеников не соответствуют потребностям г. Челябинска. Так, в сфере промышленности хотели бы работать 12 % старшеклассников, в строительстве – 14 %, в сфере обслуживания – 6 %. Из числа опрошенных собирались продолжать свое образование в ТУ и ПТУ лишь очень незначительная часть учащихся – 4,8 %. А число желающих поступить в вузы составляет 58 %, что намного превышает потребности города в кадрах с высшим об­разованием. К сожалению, влияние школы на выбор профес­сии учащимися еще незначительно: среди факторов, повлияв­ших на выбор профессии, учащиеся называют беседы с учите­лями – 8 %, занятия на факультативах, в кружках в школе – 13 %, экскурсии на предприятия – 10 % и встречи с шефами – 2 %. Всего 30 % выпускников школ имеют представление о ха­рактере своей будущей профессии. Многие выпускники не зна­ют о перспективах повышения квалификации и очень прибли­зительно представляют себе условия труда и размер заработ­ной платы на предприятии, где они собираются работать. Пе­речисленные факты свидетельствуют о недостаточном внима­нии классных руководителей в школе к проблемам профори­ентации. А правильный выбор профессии для себя и в инте­ресах общества можно сделать лишь в том случае, если юно­ши и девушки еще в стенах школы получат систему конкрет­ных знаний о социалистическом народном хозяйстве, об отрас­лях производства, о профессиях и видах трудовой деятельно­сти советских людей, будут хорошо знать близлежащие пред­приятия.

Включение вчерашних школьников в производственную де­ятельность может обеспечить их высокопроизводительную, эф­фективную и качественную работу только при условии их на­стоящей экономической грамотности, умении анализировать полученные результаты, вести поиск наиболее рациональных форм организации своего труда и решения производственных задач. Экономическая грамотность – залог успешного осуще­ствления ленинского завета «учиться работать». Поэтому речь идет не только о том, чтобы научить человека беречь каждую государственную копейку. Задача шире: воспитать у него на­вык каждодневного экономического анализа своей деятельно­сти, желание и способность постоянно думать о ее выгодности (постоянной, конечно, не утилитарно потребительски, а по-ленински), о ее эффективности, рациональности. В этом смысле экономические знания – не формальный довесок к той или иной профессии, но органическая часть любой профессии, один из важнейших ее параметров, значительно обогащающий ее творческие возможности.

Следует также отметить, что имеются нарушения в соблю­дении режима дня школьника. 33 % детей 1–3 классов не де­лают утренней гимнастики; 20 % не успевают позавтракать пе­ред школой. Лишь 24 % детей выбирают оптимальное время для выполнения домашних заданий. 65 % учащихся 4–8 клас­сов лишь частично выполняют режим дня. Это отрицательно сказывается на их здоровье, работоспособности, умении пра­вильно распределить свое время. Ребята не умеют правильно организовать работу дома. Многие школьники занимаются подготовкой к завтрашним урокам всего в течение часа, что, естественно, не может не сказаться на качестве подготовки.

К сожалению, к последним годам обучения в школе учащиеся теряют те навыки соблюдения режима дня, которые они получили в начальных классах. Лишь 53 % учеников считают, что в их возрасте необходим режим дня. Имеют и строго вы­полняют его лишь 19 % старшеклассников. Явно недостаточно времени уделяют они выполнению домашнего задания. У ос­новной массы учеников (60 %) на это уходит от 2 до 3 часов в день, 20 % тратят на домашнее задание всего 1 час. Свобод­ного времени остается каждый день 2–3 часа у 27 % учащих­ся, более 4-х – у 29 % учеников.

Не может не тревожить и тот факт, что опрос учащихся 9–10 классов выявил низкий уровень их экономических зна­ний. 75 % учеников не смогли назвать основную задачу XI пя­тилетки, 88 % – девиз XI пятилетки, 79 % –объяснить, что та­кое режим экономии. Отсутствие элементарных экономических знаний у учащихся свидетельствует о недостаточной работе классных руководителей по закреплению экономических зна­ний во внеклассной работе и о низком уровне самообразова­ния учащихся. Далеко не все учащиеся старших классов уяс­нили смысл понятий «бережливость», «экономность», «расчетли­вость». В силу этого считают отрицательным и качествами лич­ности: бережливость – 19 % учащихся 10 классов, эконом­ность – 33 %, расчетливость – 66 %. Называя расчетливость отрицательным качеством, значительная часть учащихся не смогла объяснить, какой смысл они вкладывают в это поня­тие. Отсюда можно сделать вывод, что сообщаемые учащимся экономические знания не систематизированы, не всегда про­слеживаются межпредметные связи при их изучении. Недоста­точно эффективна система экономических знаний в процес­се трудового обучения и практической деятельности.

Настораживает и то, что во многих семьях крайне мало внимания уделяется воспитанию у детей качеств: умения ве­сти хозяйство, быть рачительным, соизмерять доходы с рас­ходами. В большинстве семей дети или изредка привлекаются к планированию семейных расходов, или совсем не привлекаются. Дети порой не могут назвать заработную плату родите­лей, стоимость продуктов питания, предметов обихода или личного пользования. Очень немногие ребята знают, сколько стоит их школьная форма (25 %), пальто (28 %). В 7–8 клас­сах практически никто не знает, сколько семья платит за свет, газ, воду. Лишь 8 % учеников 9–10 классов смогли сказать, сколько семья платит за воду, 3 % – за газ, 11 % – за электро­энергию.

Это говорит о том, что к распределению семейного бюдже­та ребята совершенно не привлекаются. Между тем, привле­чение ребят к его распределению очень эффективно могло бы помочь родителям в формировании потребностей у ребят. Ведь до тех пор, пока ребята не знают, сколько стоит та или иная вещь, что может, а чего не может позволить себе семья, трудно ожидать, что мы сумеем воспитать детей, готовых к бу­дущей жизни, детей, которые не окажутся беспомощными при встрече с первыми бытовыми трудностями. Данные говорят о том, что в экономическом воспитании детей в семье много име­ется нерешенных проблем.

Для устранения этих недостатков в организации экономи­ческого воспитания школьников необходимо:

– предусмотреть в учебных планах повышения квалифи­кации работников просвещения вопросы экономики народно­го образования и экономического воспитания учащихся;

– четко определить содержание экономического образо­вания и воспитания школьников, исходя из возможностей учебных программ, наметить систему мероприятий по воору­жению учащихся экономическими знаниями, умениями и на­выками на уроках и во внеклассной работе;

– принять меры по осуществлению научной организации труда школьников в учебное и неурочное время, сократить не­производственные затраты времени на уроках;

– организовать работу по экономическому воспитанию в процессе трудового обучения и трудовой деятельности в школьных строительных отрядах, ученических производствен­ных бригадах, лесничествах, лагерях труда и отдыха;

– повысить уровень работы по профориентации, особое внимание обратить на ориентацию школьников в сферу про­мышленного и сельскохозяйственного производства;

– изыскать конкретные пути внедрения режима экономии, рациональной организации соревнований ученических бригад в борьбе за звание «Класс, школа образцового состояния»;

– рассматривать экономическое воспитание и борьбу за режим экономии как важнейший фактор подготовки школь­ников к трудовой деятельности в промышленном производстве и сфере бытового обслуживания;

– организовать экономическое просвещение родителей и обратить внимание нa постановку экономического воспитания в семье.

Исследование показывает, что рачительное использование государственных средств, отпускаемых на народное образова­ние, является условием организации экономического воспита­ния учащихся. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности использования, постоянной сохранности и рас­ширения основных фондов общеобразовательных школ. По­этому пятилетка рачительного хозяйствования требует от ра­ботников школ поиска новых решений, умения привить школь­никам хозяйственные навыки, учить видеть во всем том, что окружает детей, материальные ценности, общественный труд.

Связующим звеном в этом направлении является режим экономии в школе, сущность которого сводится к сохранности школьного здания, оборудования, экономии учебно-письмен­ных принадлежностей, подготовке силами учащихся учебно-наглядных пособий, оснащению учебных кабинетов и т.д.

Экономическое воспитание имеет своей целью воспитание глубокой внутренней потребности в том, чтобы производить экономнее, дешевле. Это формирование щепетильно-бережно­го отношения к труду других людей, в чем бы ни выражались его результаты: в партах, за которыми сидит школьник, в станке, за которым работает фрезеровщик, в рублях, которые отпущены школе для обучения и воспитания детей. Следова­тельно, дальнейшее улучшение работы по экономическому вос­питанию учащихся может проводиться в следующих направ­лениях:

  1. Экономическое воспитание в ходе изучения предметов школьного цикла и, прежде всего, основ наук, а также фа­культативных курсов, вводимых в процессе обучения по инте­ресам учащихся.

  2. Экономическое воспитание в процессе трудового обуче­ния.

  3. Экономическое воспитание во внеклассной и внешколь­ной работе с учащимися.

  4. Экономическое воспитание в процессе общественно по­лезного и производительного труда учащихся.

5. Воспитательное воздействие на учащихся режима экономии в школе.

6. Экономическое воспитание в семье.

Эффективность экономического воспитания зависит от оп­тимального взаимодействия всех звеньев учебно-воспитатель­ного процесса, внеурочной работы, совместной деятельности школы, семьи и общественности. Усилия должны быть направ­лены на создание таких условий в социалистическом общест­ве, при которых дети постоянно воспитывали бы в себе ува­жение к порядку, точности в исполнении порученного дела, экономии и бережливости во всех сферах жизни: дома, на ули­це. Действенное глубоко продуманное экономическое воспи­тание должно пронизывать деятельность пионерских и комсо­мольских организаций. Задача дальнейшего развития и улуч­шения работы школы по экономическому воспитанию учащих­ся выдвигает необходимость усиления руководства этим важ­ным участком педагогической деятельности со стороны учи­телей, воспитателей и руководителей школы.

В экономическом воспитании первостепенное значение приобретает и борьба за учебную и трудовую дисциплину в школе. «Нам нужна сознательная рабочая дисциплина, такая, которая двинула бы вперед производство, – сказал во время своей встречи с московскими станкостроителями Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропов. – Нам надо напол­нить борьбу за дисциплину большим содержанием, связать ее непосредственно с выполнением производственных заданий... Тогда будет выполнено то, что наметил ноябрьский Пленум Центрального Комитета партии».

Ведь именно в школе воспитываются трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело – качества, без которых нельзя вырастить дисциплинированных, добросовестных и бе­режливых тружеников. Но жизнь показывает, что таких лю­дей формируют лишь те, кто сам может служить примером вы­сокой трудовой активности, творческого отношения к работе. Если сам учитель-воспитатель недобросовестно относится к де­лу, небережлив, опаздывает на уроки, занимается посторон­ними разговорами на уроках, такой учитель не сможет сфор­мировать у своих питомцев чувства долга, ответственности и сознательной дисциплины. Дисциплина труда применительно к учительской профессии – это творческое и сознательное от­ношение к своим обязанностям, умение анализировать свой труд, видеть недостатки и своевременно устранять их, быть всегда и во всем примером для своих питомцев. Следователь­но, совершенствование экономического воспитания учащихся в школе зависит от ряда существенных вопросов. Это и опре­деление наиболее рациональных методов сообщения экономи­ческих знаний, и строгая целенаправленность в определении те­матики классных часов; пионерские сборы и комсомольские собрания, теоретические конференции старшеклассников, раз­личные утренники, вечера и пр.; организация специальных кружков и факультативов, экономическое краеведение и ис­следовательские работы школьников; формирование у уча­щихся навыка рациональной организации и использования времени; соблюдение режима экономии в школе; это и эконо­мическое образование самого учителя, руководство экономи­ческим воспитанием в семье и т.д. – то есть весь комплекс проблем, от решения которых зависит формирование лично­сти идейно убежденного, бережливого и расчетливого буду­щего гражданина социалистического общества.

Систематическая работа педагогических коллективов школ, школьного комсомола и пионерии по экономическому воспи­танию является определенным вкладом во всенародный поход за экономию и бережливость, выполнение решений XXVI съез­да КПСС.

Библиографический список

  1. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 4. – С. 447.

  2. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Т. 36. – С. 174.

  3. Материалы ноябрьского Пленума ЦК КПСС. – М., 1982.

  4. Встреча Ю.В. Андропова с московскими станкостроителями (Вы­ступление Генерального секретаря ЦК КПСС на встрече с представителя­ми цехов и заводоуправления Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе) // Правда, 1983, 1 февраля.

  5. Соколов, В.Я. Наш дом – планета земля / В.Я. Соколов // Юный натуралист, 1980. – № 9.

Соц.-полит. проблемы мо­ло­дого поко­ле­ния

рабочего клас­са. – Челя­бинск, 1983.