logo search
Сборник_1

Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта

Акимова Т. Х.

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новошинская С(К)ОШ VIII вида, Нижегородская область

Адаптивная образовательная среда в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Одни ученые (Г.Н. Сериков) рассматривают ее как условие существования образовательных систем, другие (Ю.В. Васильев, Е.С. Комраков) сосредоточивают внимание на совокупности отношений, которые складываются в ней между субъектами образования. В.И. Слободчиков, В.К. Рябцев, В.В. Ряшева рассматривают развитие этой среды во взаимосвязи с процессами превращения наличного социокультурного окружения в средства осуществления современного образования. Эта позиция дает основание утверждать, что адаптивная образовательная среда - это, проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования и развитие коммуникативных навыков.

По нашему мнению, адаптивная образовательная среда призвана обеспечивать адекватную реакцию образовательной системы школы на изменяющиеся условия внешней среды; приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности учащегося на основе учета его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.

В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и коррекции личности выделяются два подхода: один, представленный в большинстве современных исследований, определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей. Другой, возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств. С.Т. Шацкий рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды. В педагогических исследованиях чаще встречается понятие «образовательная среда», т.е. упор делается на образовательную функцию. При таком подходе большинство авторов наделяют среду разнообразными функциями. Так, В.А. Ясвин выделяет разновидности сред (семейная, школьная, внешкольная, дополнительная, стихийная), выполняющие особые педагогические задачи.

Структура адаптивной образовательной среды

Изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в структуре адаптационно-образовательной среды должны быть представлены мини-среды по четырем линиям развития:

Среда должна быть динамична и многофункциональна, соответствуя реализуемым индивидуальным программам развития, позволяя формировать коммуникативные навыки у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе адаптационной деятельности.

При планировании коррекционной работы, направленной на организацию адаптивной образовательной среды, мы опирались на приоритетные направления работы коррекционных учреждений:

Базовые компоненты содержания адаптивной деятельности

Воспитанники

младшего возраста

Воспитанники среднего возраста

Воспитанники

старшего возраста

1. Укрепление здоровья и физическое развитие

физиологическая адаптация

понимание важности

поддержания здорового

образа жизни, укрепления здоровья и стремление к нормальному физическому

развитию.

стремление формировать здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.

стремление к сохранению здоровья и физическому самосовершенствованию.

2. Психическое развитие

Социально - психологическая адаптация

формирование чувства субъектности, принятия ответственности за поступки.

осознание возможности самостоятельных поступков на уровне инициации действий.

формирование «чувства взрослости», возможности совершения самостоятельных поступков.

3. Гражданское становление

Адаптация к общественной жизни

освоение базовых нравственных ориентиров и табу

сформированность

начальных нравственных понятий

освоение системы базовых ценностей как ориентиров

собственного поведения.

4. Приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения

Социально - бытовая адаптация

освоение элементарных знаний, умений и навыков самообслуживания в сферах безопасности, семейной жизни.

наличие определенных знаний, умений и навыков самообслуживания в сферах безопасности, семейной жизни.

наличие базовых, необходимых для самостоятельной жизни знаний, умений и навыков самообслуживания.

5. Образовательная деятельность

Адаптация к процессу образования

формирование познавательной мотивации.

расширение сферы

самостоятельности.

практическое использование приобретенных знаний,

умений и навыков.

6. Коммуникативная деятельность

Адаптация в коммуникативной деятельности

освоение элементарных навыков общения.

Расширение сферы общения.

Способность строить отношения с окружающими, вступать в контакт, обращаться за помощью

7. Правовое образование и воспитание

Адаптация к правилам и нормам

знание общепринятых школьных норм, правил поведения и общения.

знание основных общественных норм и правил.

умение подчиняться нормам, принятым в обществе.

8. Профессиональное продвижение

Социально - трудовая адаптация

освоение элементарных трудовых навыков.

овладение первичными трудовыми навыками определенного ремесла

Включение воспитанников в социально значимую деятельность. Достаточный уровень владения навыками трудовой деятельности по избранной профессии.