logo search
Сборник статей

Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке

Соавтор А.А. Саламатов

В начале XXI века в обществе сложилось истинное понимание того, что человечество не просто перешагнуло еще одну примечательную календарную дату, а вступило в новую эпоху – эпоху, которая даст обществу новые шансы и бросит новые вызовы. Начало третьего тысячелетия выпало на переломный этап истории цивилизации.

Два последних столетия прошли под знаком прогресса техногенной цивилизации. Этот тип цивилизационного развития возник в европейском регионе в эпоху становления капитализма, а затем стал распространяться по всему миру. Его важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс, порождающий изменения во всех сферах социальной жизни. Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития. Его формирование будет связано не только с технологической революцией, но и с реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности. Теперь основной задачей науки и образования, как необходимого условия ее развития, становится оценка рисков.

Только сейчас человечество смогло ясно увидеть и оценить реальности и тупики мировой динамики и всерьез заговорило о глобальных проблемах XXI века. К ним относят деградацию окружающей среды, демографический взрыв, угрозу истощения природных ресурсов и нехватки в мире энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами. Подлинно транснациональный характер приобрели такие явления, как организованная преступность, терроризм, незаконный оборот наркотиков, детская преступность.

Несомненно, человечество отдает себе отчет в нависших над ним опасностях. Однако оно еще не разработало средств борьбы с этими угрозами, несмотря на многочисленные международные совещания и серьезные и неоднократно повторяющиеся предупреждения, вызванные глобальными катастрофами различного характера. Перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. Подобная политика может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопониманию между народами. Ключевой задачей здесь является активное участие в жизни общества, что, в свою очередь, определяется чувством ответственности каждого из нас.

Пора осознать: все люди, от президентов до рядовых граждан, – продукт системы образования. Все политики, экономисты, инженеры и рабочие учились в наших российских школах, профтехучилищах, техникумах, вузах, и, таким образом, система образования ответственна за экономическое, социальное, нравственное состояние страны. Изменение состояния общественной морали в лучшую сторону в решающей мере зависит от сферы образования, направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных качеств.

Итак, первое столетие нового тысячелетия видится в координатах стремительных перемен, резкого ускорения исторического времени, глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий. Наряду с нарастанием темпов научно-технического прогресса это будет столетие все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение, по мнению министра В.М. Филиппова, будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. В этом смысле можно сказать, что, в отличие от ХХ века, который принято было называть веком научно-технического прогресса, XXI век призван стать веком человеческих качеств [9]. Это означает, что текущее столетие станет веком образования, ибо только образование обеспечивает становление человека не только биологического, но и социального существа, как мыслящей и ответственной личности, как носителя культуры и представителя конкретной профессии.

Для того чтобы осмыслить роль образования в решении проблем наступившего столетия, небесполезно рассмотреть итоги его развития в минувшем веке, оценить опыт проведения образовательных реформ в России и за рубежом.

ХХ век завершил величайшее начинание Просвещения: превратил образование из частного, семейного, в лучшем случае – конфессионально-сословного дела в первейшее общественное и государственное дело. Именно в ХХ веке право на образование стало фундаментальным правом личности, закрепленным в общепризнанных правовых актах и основных законах большинства государств. В результате образование превратилось в мощную общественную силу, оказывающую непосредственное влияние не только на развитие науки и культуры, но и на экономику, социальные и политические процессы, на качество жизни каждого конкретного человека [9].

В России все основополагающие задачи в сфере образования, которые человечеству удалось реализовать в ХХ веке, разрешены в полном объеме. За короткие сроки в нашей стране была ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сеть учебных заведений, от дошкольных до высших. Тех результатов, для достижения которых, как считали многие, стране понадобится не менее ста лет, Россия в первой половине ХХ века посредством «народного всеобуча» добилась в рекордно короткие сроки.

В СССР была создана кадровая и материальная база одной из лучших в мире систем образования. Мощный скачок в образовании позволил России занять лидирующие мировые позиции в области науки и техники. Благодаря интеллектуальному богатству, при безоговорочной поддержке системы образования, наша страна по многим показателям опережала ведущие мировые державы. Надо признать, что даже сегодня мы живем благодаря инерционному движению этой мощной системы.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца ХХ века также оказали существенное влияние на российское образо­вание. За короткий срок оно адаптировалось к принципиально новым ус­ловиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества; удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных уч­реждений и вариативность образовательных программ, создать многонациональную российскую школу и негосударственный сектор образования [4].

На уровне субъектов Российской Федерации также произошли глубокие изменения в системе образования. Так, например, в Челябинской области практически каждый третий рубль бюджета области идет на образование. Как следствие, 73 % детей дошкольного возраста ходят в детские сады. Почти 90 % школ области оснащены современными компьютерными классами, шестой год эффективно реализуется областная программа «школьный автобус». За последние годы открыты лицеи, школы с углубленным изучением дисциплин, общеоб­разо­ватель­ные учреждения для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии и др. Для обеспечения досуга и дополнительного образования детей в области эффективно работает система спортивных школ, дома творчества и культуры, клубы по интересам и т.п.

Для области система начального профессионального образования наряду с образовательной несет на себе и крайне важную социальную функцию. К сожалению, существующая ситуация в профтехучилищах усугубляется ежегодным увеличением количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, детей, имеющих отклонения в развитии. Поэтому в области принимаются меры по обеспечению доступности начального профессионального образования.

Важнейшей составляющей системы образования области является среднее профессиональное образование, включающее более 70 техникумов и колледжей, в которых обучаются 70 тыс. студентов. Ежегодно 20 тыс. выпускников колледжей, техникумов вливаются в трудовые коллективы области.

Количество студентов вузов в области за последние десять лет увеличилось до 157 тысяч. Таким образом, по количеству студентов высших учебных заведений (400 студентов на 10 000 населения) Челябинская область достигла европейского уровня. Этому способствует в том числе и рост количества филиалов и представительств высшей школы в городах и районах области, что создает условия для реализации принципа доступности высшего образования.

На основе федеральных концептуальных документов принят ряд постановлений губернатора П.И. Сумина и правительства области, программ, законов, заключены соглашения с Министерством образования Российской Федерации, которые определили основные принципы развития и обновления региональной системы образования. Среди них: постановление губернатора Челябинской области «Об организации эксперимента по введению единых государственных экзаменов»; соглашения с министерством образования РФ о совместной деятельности по организации и проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, компьютеризации школ; программы «Дети Южного Урала», «Физическое воспитание и оздоровление»; Закон «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» и др.

Таким образом, подтвержденная основными документами приоритетность сферы образования позволила консолидировать усилия государственных и муници­пальных органов управления, различных социальных институтов, ученых, наиболее опытных и авторитетных руководителей образовательных учреждений.

Однако все эти достижения – не окончательный итог, а лишь прелюдия к более существенным переменам, которые неизбежны в XXI веке. По последним данным Министра образования РФ В.М. Филиппова, в настоящее время в образовательных учреждениях Российской Федерации обучаются более 40 млн. человек, т.е. каждый четвертый россиянин так или иначе связан со сферой образования, являющейся на сегодняшний день самой широкой сферой деятельности населения России. Именно поэтому представляется очень своевременным принятие такого важного документа для развития и совершенствования системы образования в России, как Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, согласно которой «комплексная и глубокая модернизация системы образования – это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление» [4, с.102]. На наш взгляд, поставленные в «Концепции» задачи модернизации образования и способы их решения в целом заслуживают положительной оценки, несмотря на некоторые возникающие вопросы и сомнения в педагогической общественности. Самое главное, что в настоящее время Президентом В.В. Путиным и Правительством РФ признается авторитет образования в развитии экономики, культуры, положении страны в международном сообществе, и это позволяет надеяться на всеобъемлющую поддержку с их стороны.

Основным капиталом в XXI веке станет не природно-ресурсный потенциал страны и даже не финансы, а интеллектуальный – научно-образовательный – потенциал. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика. В основе ее должен сохраниться имеющийся в России уровень образования, те положительные результаты, которых удалось добиться в Советской России и благодаря которым до сих пор многие наши специалисты – физики, химики, биологи, программисты – пользуются большим спросом на мировом рынке труда.

Принимая во внимание Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, тенденции мирового развития, которые должна учитывать образовательная политика, призванная отражать общенациональные интересы в сфере образования, приоритеты в области образования соответствуют следующим четырем направлениям.

Первое направление модернизации Российского образования связано с переходом к «постиндустриальному, информационному обществу, значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» [4, с. 98].

Образование призвано способствовать ментальной толерантности и совместимости людей, человеческих сообществ и социумов как важнейшему условию движения человечества к конвергенции и духовной интеграции, ко все большей целостности и единству. Предпосылкой определенных действий системы образования должно стать осознание обществом того, что гражданское, трудовое, эколого-экономическое, духовно-нравственное, физическое воспитание нового поколения, его всесторонняя языковая подготовка – важнейшее условие дальнейшего развития России. Образование должно взять на себя решение важнейшей задачи цивилизационного масштаба: вернуть людям веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести каждого человека к пониманию и внутреннему осознанию смысла человеческой жизни, указать путь достижения личностных жизненных устремлений.

Сегодня в качестве цели воспитания предлагается формирование человека культуры, таких субъективных свойств, которые определяют меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание многих качеств в человеке: высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимости суждений, способности ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

В настоящее время важно разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Н.А. Савотина полагает, что для этого нужны умения и навыки, определяющие отношение к обществу и демократический климат в среде своего общения, желание и готовность осуществлять социально полезные действия, приумножать богатства страны. Одним из приоритетов воспитания должна стать «гражданственность с ее установкой: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования» [8, с. 39].

Обучение основам гражданственности – не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. В наших школах всех уровней надо чаще обращаться к примеру, образцу – традиционному для русского менталитета средству гражданского воспитания. С сожалением приходится констатировать, что события последних десятилетий в России не благоприятствовали воспитанию у подрастающего поколения гражданских качеств. Однако достойные примеры для подражания можно найти в истории Отечества. Особую ценность в этом смысле представляет наследие великих русских полководцев, ученых, просветителей и других героев России, кому в высшей степени были свойственны патриотизм и гражданственность, а их благородные устремления не дискредитированы временем.

Каждому россиянину нужно осознать, что строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, – это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. В этом смысле главная задача общеобразовательной и профессиональной школы – воспитать будущего гражданина, стремящегося к сохранению территориальной и национальной целостности государства.

Выполняя свое предназначение в обществе, человек применяет полученные в сфере образования знания, умения, навыки. Но если образование, получа­е­мое человеком, не подкрепляется практикой, они быстро утрачиваются, забываются. Годы реформирования российского общества отодвинули про­блему трудового воспитания и профессиональной ориентации на задний план. Поэтому в настоящее время при достаточно высоком уровне теоретической подготовки, которую дает отечественная общеобразовательная и профессиональная школа, ни та, ни другая не приучает учащихся, студентов пользоваться полученными теоретическими знаниями в практической деятельности.

А.М. Новиков отмечает, что одной из главных причин непрактичности знаний российских школьников и студентов является их расчлененность по различным предметам и курсам. В теоретическом плане ученики получают знания в одних областях, безо всякой связи с этим проектируют что-то в другой области, а затем безо всякой связи между первым и вторым осваивают какие-то отдельные практические виды работ [7]. Таким образом, не прослеживается основная цель любого производства – конечный результат. Отсюда главная беда российской экономики – неконкурентоспособность отечественной продукции (главным образом, товаров широкого потребления). В последнее время наблюдается положительная тенденция в изменении спроса на товары российских производителей, однако до сих пор существуют производства, где никто не отвечает за качество конечного продукта. Некоторые выпускники российских учебных заведений не могут (или не хотят) добросовестно выполнять порученную им работу – у них не сформирована к этому внутренняя потребность.

Интегрировать, связать воедино все образовательные циклы при переходе к 12-летнему школьному образованию должно практически ориентированное, другими словами, трудовое обучение и профессиональная ориентация подрастающего поколения в условиях рыночных отношений. Но для этого, по мнению А.М. Новикова, необходима принципиально иная его постановка: не выполнение рутинных технологических операций, а создание для учащегося широких возможностей проявить себя в практической деятельности «как взрослому», где будут востребованы его теоретические знания, проективные компоненты (конструирование, моделирование, программирование и т.п.), что и даст возможность получить законченный совершенный продукт [7].

Рыночные отношения нового типа, в которые вступила Россия, диктуют необходимость изменения цели, задач трудового воспитания. Эти отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере: тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекватные условия жизни. Но любые способности реализуются только через труд. В связи с этим рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудового воспитания. Особую значимость приобретают те качества личности, которые раньше не были востребованы: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность.

Рассмотрим другой немаловажный аспект воспитания подрастающего поколения. По оценкам экспертов, если в богатой природными ресурсами России ввести за счет финансовых рычагов режим достаточно строгой экономии энергетических, водных и других ресурсов, то без всякого ущерба для производства и для бытовых нужд населения их расход может быть сокращен вдвое. Поэтому эколого-экономическое воспитание должно стать одной из первостепенных задач российской системы образования. Практическая экология и экономика должна пронизывать каждый предмет и в общеобразовательной школе, и в профессиональных образовательных учреждениях.

Необходимо приучать учащихся к тому, что любое решение, любое действие должно быть экологически и экономически обосновано: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-экономический анализ и эколого-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учетом экологической безопасности.

Однако нужно всегда помнить, что решение этих животрепещущих и острых проблем, стремление к усвоению общечеловеческих ценностей не должно привести к забвению своей культуры и своей традиционной веры. Н.Д. Ни­кандров полагает, что наряду с многими конкретными вопросами, которые так или иначе надо решать, наиболее значимым для образования будет вопрос, в какой мере та или иная педагогическая система, то или иное содержание воспитывают человека в системе основных духовно-нравственных ценностей – православия, патриотизма, народности. По его мнению, российская культура, многие столетия развивавшаяся на основе православия, сама указывает пути, которыми надо лишь разумно воспользоваться. При этом во главу угла ставится возможность мирного сосуществования и, более того, сотрудничества исторических религий в нашей многонациональной стране и во всем мире. «Вечные ценности, ценности непреходящие не могут заменяться суррогатами, хотя попытки такой замены есть и будут, поскольку в мире всегда идет борьба доброго и злого начал» [6, с. 181]. Духовно-нравственное воспитание может и должно стать основой для постепенного формирования единого культурного и образовательного пространства мира на основе многостороннего диалога культур.

В условиях интеграции производства, возрастающей роли международного общения (в том числе через Интернет) образование должно готовить человека, адаптированного к жизни в мире разнообразных связей – от контактов с ближайшим окружением до глобальных связей. Становится очевидным тот факт, что развитие государства будет происходить тем более успешно, чем более приспособлены будут его граждане к общению с миром. Вот почему в образовании необходимо осуществить «языковой прорыв» [5, с. 8], т.е. обеспечить свободное владение (хотя бы на бытовом уровне) каждым выпускником учеб­ного заведения одним или несколькими иностранными языками.

Вместе с тем в условиях глобализации не уменьшается, не исчезает, а наоборот, актуализируется задача укрепления внутринациональных связей, патриотического единения граждан, а также формирования соответствующих чувств у ребенка. Таким средством единения народов многонациональной России должен выступить русский язык, а его развитие, обеспечение усвоения и углубление знания русского языка должно стать приоритетной задачей любого образовательного учреждения в Российской Федерации.

Вызывает тревогу сегодняшняя ситуация, связанная с состоянием здоровья детей. Казалось бы, данная проблема должна решаться не столько по линии образования, сколько здравоохранения. Однако масштабы заболеваемости детей таковы, что не могут не сказываться на эффективности существующей системы образования в целом, которая сама является одним из факторов ухудшения здоровья детей. Между тем, жизнедеятельность ребенка в современном обществе требует от него для собственного развития колоссальных физических, психических, интеллектуальных и духовных усилий, т.е. встает задача систематического восстановления всех затраченных сил и энергии. Специалисты в этой области считают, что важнейшая задача школы – помочь осознать необходимую ценность систематического поддержания здоровья, подсказать пути и способы оздоровления, выстроить систему собственных усилий ребенка в данном направлении. Сегодня необходимо принять радикальные меры, чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения, т.е. коренным образом пересмотреть стандарты и учебные планы по всем предметам, подчинить учебно-воспитательный процесс принципам здоровьесберегающего образования. В противном случае молодое поколение, которое должно быть самой здоровой частью общества, потеряет это исключительное качество, а угрожающие для всей страны последствия этого предположить уже будет нетрудно.

Второе направление модернизации российского образования будет связано с «…ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях» [4, с. 98]. Модернизация российского образования должна заключаться в том, чтобы страна смогла разрешить «…назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, исходя из коренных государственно-политических целей и интересов» [4, с. 102].

В наши дни наблюдается удивительный и беспрецедентный в истории социальный феномен, суть которого состоит в том, что общественное сознание существенным образом отстает от происходящих в мире серьезных глобальных перемен. Образование обязано своевременно подготовить людей к новым условиям жизни, которые несет с собой стремительно приближающееся будущее.

Конструктивной в этом плане является идея опережающего образования, предложенная А.Д. Урсулом [3]. Очевидно, что именно опережение сознанием бытия является необходимым условием решения глобальных проблем современности и дальнейшего безопасного развития цивилизации.

Реализация идеи опережающего образования предполагает перестройку существующей ныне системы, причем предстоящие изменения должны быть достаточно радикальными, т.к. прежде всего предстоит изменить содержание образования, его целевую ориентацию. Сегодня ощущается острая необходимость в новой философии образования, которая была бы адекватна не только уже изменившимся условиям существования человека в современной социально-экономической и информационной среде, но и тем новым глобальным проблемам, которые ставит перед человечеством XXI век. Для практической реализации концепции опережающего образования предстоит разработать ряд новых общеобразовательных курсов по изучению общей теории систем, синергетики, глобалистики, ноосферологии, экологии, фундаментальной и социальной информатики, общей теории эволюции, истории развития цивилизации и некоторых других дисциплин, имеющих общеобразовательное значение.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить технологиям и средствам получения, накопления, передачи, анализа (обработки) и использования информации, т. е. информатизации общества. В России нужно более интенсивно развивать сферу новых информационных технологий – именно они станут платформой для реализации идеи опережающего образования. Прогнозируется, что к концу первого десятилетия текущего века появятся персональные ЭВМ, совместимые с кабельными сетями телевидения. Наряду с Интернетом это ускорит развитие интерактивного (с частично программируемыми передачами) телевидения и приведет к созданию домашних, промышленных и научно-образовательных фондов телевизионных записей, что будет обеспечено созданием нового поколения систем цифровой памяти и хранения практически неограниченных объемов информации.

Однако в России образование не успевает угнаться за теми изменениями, которые происходят в сфере производства и потребления знаний. Оно должно приобрести инновационный характер, а обучающиеся должны быть способны к инновационному типу жизни и жизнедеятельности, который немыслим сегодня без компьютерной техники. За последние 2–3 года многое сделано для того, чтобы обеспечить всем российским школьникам отвечающие современным требованиям условия обучения: по указанию Президента Российской Федерации В.В. Путина Министерством образования РФ обновляется материально-техническая база образовательных учреждений, проводится компьютеризация городских и сельских школ, начальных, средних и высших профессиональных учреждений. Понятно, что это требует больших материальных и временных затрат, к тому же нельзя упускать из виду динамику обновления компьютерного обеспечения – каждое новое поколение компьютеров теперь появляется в среднем почти каждые пять лет. Однако всеобщую компьютерную грамотность необходимо прививать при любой имеющейся технике. Даже если на всю школу имеется только один старый компьютер с программой 80-х гг., его надо эксплуатировать максимально возможное время, чтобы каждый ученик под присмотром учителя просидел за ним хотя бы полчаса: «…Ибо без элементарной компьютерной грамотности в XXI веке человек будет выглядеть абсолютно так же, как неграмотный по сравнению с грамотным в ХХ веке» [1, с. 58].

В результате каждый должен убедиться в том, что нынешние и будущие достижения науки и техники, когнитивные и нематериальные факторы в сфере производства товаров и услуг обусловливают необходимость по-новому подойти к организации труда и положению трудящихся в обществе будущего. Именно для того, чтобы создать это новое общество, человеческое воображение должно опережать различные технологические достижения, если мы хотим избежать роста безработицы и социального отторжения, а также неравенства в области развития.

Согласно третьему направлению концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «…возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требует формирования современного мышления у молодого поколения» [4, с. 98].

Образование должно формировать у людей новое целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые были бы адекватны последним достижениям фундаментальной науки. Существующее в настоящее время запаздывание в передаче в систему образования последних достижений фундаментальной науки, которое достигает 7–8 лет, для высокодинамичных условий развития цивилизации в XXI веке совершенно недопустимо. Без этого человек не сможет ориентироваться во все более усложняющемся мире, не сможет понять причины и возможные последствия многих глобальных процессов современности.

В связи с этим становится очевидным, что вся система знаний о мире должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придется вернуться к целостному знанию, единому мироустройству, но, безусловно, на более высоком уровне развития. Иными словами – к фундаментализации образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Естественен вопрос: что должно составить основу этой фундаментализации? Анализ исследований в данной области образования (А.С. Белкин, В.Г. Кинелев, К.К. Колин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, А.В. Усова и др.) показывает, что по этому вопросу многие ученые сходятся во мнении – фундаментальные научные знания.

Для того чтобы в настоящее время обеспечить фундаментальность и целостность образования, необходимо предварительно добиться тех же целей в самих фундаментальных науках, поскольку дифференциация наук в ХХ веке достигла такого уровня, что специалисты из разных областей прежде единой науки часто перестают понимать друг друга. Поэтому перед учеными и педагогами сегодня стоит кардинальная задача – выявить целостность каждой из фундаментальных наук, затем – всего естествознания и всего гуманитарного знания и на следующем этапе выработать основы целостного фундаментального образования, в котором первостепенную роль должны играть знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям – теоретической базы для прикладных исследований и разработок.

В связи с этим требует изменения содержание образования. Необходимо «более четко и однозначно определить фундаментальные знания в разных сферах изучения человека и мира, отделить их от чрезмерной информационной составляющей, которая должна выполнять роль иллюстративного сопровождения познавательного процесса. С учетом антропоцентрических тенденций, следует, не уменьшая возможности познания природы и мира, предоставить большие возможности для познания человека, его психолого-физиологических и жизнедеятельных особенностей, для индивидуального самопознания» [10, с. 5]. Кроме этого, нужно отработать механизм систематического обновления содержания образования в соответствии с развитием науки и приобретением человечеством новых знаний. Эти изменения следует осуществить при переходе к 12-летнему школьному образованию. Такой возможности пересмотра всей системы содержания школьного образования может не быть на протяжении десятилетий.

Переход к новой образовательной концепции, в основе которой лежит фундаментализация образования, признается всеми вполне назревшим, однако пути этого перехода необходимо осмыслить и определить. По мнению В.Г. Кинелева, речь должна идти о качественно новых целях образования, о новых принципах отбора и систематизации знаний, о создании фундаментальных учебных курсов по каждой из традиционных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и их согласовании друг с другом для достижения нового качества образованности личности и общества [7]. Е.В. Ткаченко, Г.Е. Зборовский, Г.М. Романцев и др. полагают, что фундаментализация образования должна стать движущей силой развития профессиональной образовательной сферы, а именно, обеспечить высокий академический уровень научных исследований (их актуальность и конструктивный характер), развить инновационные процессы в профессиональной педагогике и практике профессионального образования, что приобретает особую актуальность в меняющихся социально-экономических условиях [6; 16].

Одна из важнейших задач этого нового этапа развития образования – преодоление исторически возникшего разобщения двух компонент культур – естественнонаучной и гуманитарной – путем их взаимообогащения и поиска ее целостности на новом этапе развития цивилизации. Важнейшим элементом этого процесса должно стать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и, соответственно, цикла общих гуманитарных дисциплин – в естественнонаучное и техническое образование.

Все современные сферы деятельности подвержены транспрофессионализму, пограничности знаний, при этом в них происходят не просто быстрые, но и постоянные изменения. Отсюда формула, которая должна быть начертана на знамени педагогики XXI века: «Учить не чему-то определенному, а учить учиться!» Современный человек постоянно меняет контекст, в котором он может быть востребован: это требует жесткой рефлексии самого себя, определения границ своих возможностей (интеллектуальных, культурных, деятельностных), внимательного, осторожного и терпимого отношения к новому, выработки соответствующих технологий понимания его особенностей, отличий, без чего невозможно установить эффективную коммуникацию и кооперацию. При этом инструментальные возможности современного человека постепенно приобретают поистине планетарные масштабы, но в них таятся как небывалые возможности, так и невиданные угрозы. Что возобладает в реальных исторических условиях, во многом зависит от образования, школ, университетов.

Четвертое направление модернизации российского образования связано с тем, что «рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 процентов национального богатства, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения» [4, с. 99].

Мы солидарны с В.Г. Кинелевым, полагающим, что дальнейшее развитие демократии и рыночных отношений, достижение гармонии личности и общества в согласии с природой возможно только на базе широкого фундаментального и целостного образования, способного реализовать потребность человека в смене сфер деятельности на протяжении всей его жизни. Поэтому если ранее образование давали человеку на всю жизнь, то в XXI веке образование должно быть непрерывным, даваться человеку на протяжении всей жизни [2].

В этой связи особенно показательны следующие данные. Учеными проанализированы события, произошедшие за три последних века прошлого тысячелетия, и установлено, что в XVIII веке изменения реалий жизни в пределах одного поколения были заметны приблизительно на 20 %, в XIX веке – на 50 %, в ХХ веке – на 100 %. Что касается XXI века, то предполагается, что окружающая человека обстановка будет меняться в течение его жизни 3–4 раза. Поэтому специфика системы фундаментального образования в XXI веке, очевидно, должна проявляться в том, что любая образовательная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими. Умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям будут сопутствовать всей активной жизни человека.

Особое внимание следует уделить профессиональному образованию, которое удовлетворяло бы определенные образовательные потребности человека в течение всей его жизни. Наверняка в скором времени возникнет необходимость перехода к всеобщему высшему образованию как необходимому условию эффективной адаптации человека к изменениям в окружающем его мире. В этом неоценимую помощь способно оказать дистанционное обучение, которое по многим параметрам не уступает классно-урочной системе образования, а по широте охвата и меньшим материальным затратам превосходит ее.

Образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получать послевузовское и дополнительное образование. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Уже сейчас возникает острая необходимость в развитии системы переподготовки профессиональных кадров, т.к. человек начинает понимать, что при современных темпах жизни одного образования, даже высшего, для благополучного его существования будет недостаточно. Темпы обновления научных знаний и интенсивность жизни современного человека таковы, что система подготовки и повышения квалификации вынуждена постоянно модернизироваться. Совершенно очевидно, что необходимо более интенсивно развивать институты повышения квалификации, центры развития образования, диагностики и аттестации, менеджмента в образовании и другие структуры, позволяющие человеку получить дополнительную специальность в зависимости от изменения его профессиональных предпочтений.

Подобное образование, адаптированное к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способствовать умению выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно помочь человеку понять самого себя и окружающую среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

Надо помнить, что процесс познания должен нести людям радость от обретения нового миропонимания, смысла жизни, своего места в ней. Из всего этого следует, что важной проблемой наступившего века является поиск соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которая обеспечила бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Таким образом, в XXI веке образование призвано обрести творческий, новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательные и профессиональные школы обязаны передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде еще никогда не сталкивались. Вопрос только в том, когда и в какой форме это найдет свое отражение в массовой педагогике.

Именно поэтому нужно, прежде всего, привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Необходимы подлинно эвристические прорывы в философии образования, в стратегии развития образовательных систем, в политике управления этими системами, в теории, методологии и методике (технологиях) организации самого педагогического процесса.

Решить эти проблемы самостоятельно не в силах ни одна страна, какой бы современной и развитой экономикой она ни обладала. Необходимо объединение экономических, интеллектуальных и духовных возможностей всего мирового сообщества, но при обязательном сохранении особенностей национальных культур, так как система образования в каждой стране уникальна по характеру взаимодействия различных факторов.

Пройдя стадию общества благосостояния, высокоразвитые страны столкнулись со своими проблемами. Это дефицит духовности, разобщенность людей, отсутствие нормального контакта, возможности самореализации через те или иные сферы общения. Россия может противостоять этим негативным тенденциям, так как обладает своеобразным потенциалом, основанным на сплаве западного рационализма и восточной духовности, на сложной совокупности этих явлений. Это может помочь нам сделать выбор, имея в виду не просто копии с чужих образцов, а, наоборот, наши собственные притягательные стороны, способные превратить нашу страну в мировой центр интеллектуального притяжения и влияния.

Масштабы одного века, вполне возможно, окажутся для этого недостаточными. Не исключено, что счет пойдет на века. Но важно уже сейчас увидеть глубинные истоки и предпосылки грядущего образовательного триумфа, обнаружить истоки пусть только намечающейся тенденции и работать во имя ее торжества.