logo search
Сборник_1

Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз

Береснева В.Г.

МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, С(К) ШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида им. Г.С.Плюснина, с. Верховонданка Даровского района, Кировская область

Успешная социально-трудовая адаптация предполагает наличие комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме, полноценное формирование которых затруднено в условиях государственного попечения. Решение проблемы мы видим в разработке и реализации программы социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с ОВЗ.

Цель программы - создание условий, способствующих социально-трудовой адаптации воспитанников, помощь в самоопределении и самореализации.

Задачи:

Программа рассчитана на воспитанников 5 - 10 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, является логическим продолжением программы «Я расту» для учащихся младших классов.

Содержание программы представлено следующими направлениями: «Я в мире», «Я - ученик», «Я – гражданин», «Мое здоровье», «СемьЯ», «Мои умелые руки», «Дорога в будущее». Все модули присутствуют в программе для каждого возрастного периода.

Модуль «Я в мире» способствует осознанию каждым воспитанником своей индивидуальности, неповторимости своего «я»: представление воспитанника о себе, своих интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе. Модуль включает последовательно рассматриваемые разделы: «Я – мир в мире» (формирование потребности к саморазвитию и самосовершенствованию, развитию способности к оценке своей жизни), «Я - ты» (развитие коммуникативных навыков, помощь в установлении отношений с окружающими людьми), «Секрет успеха» (умение ставить цели и достигать их, создание условий для самореализации каждого воспитанника), «Музыка чувств» (развитие эмоциональной сферы), «Я творю» (развитие творческих способностей, создание условий для самовыражения воспитанников).

Модуль «Я - ученик» создает условия для успешного формирования мотивации на обучение, способствует повышению степени самостоятельности в познавательной деятельности, формирует представление о значимости учения и самообразования. Основные разделы: «Урок в моей жизни», «Учусь учиться», «Сила знаний».

Модуль «Я - гражданин» представлен тремя разделами: «Этика и этикет» (достоинство человека, дружба, понятие сильного человека, внутренняя красота, мода); «Истоки» (любовь к родной земле, причастность к прошлому, настоящему и будущему, краеведение); «Мои права и обязанности» (труд и общение в развитии человека, безопасное поведение, человек и рынок и т.д.).

Занятия по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья реализуются в модуле «Мое здоровье», представленным следующими разделами: «Физкультура и спорт», «Нет вредным привычкам», «Личная гигиена. Гигиена жилья», «Народная и нетрадиционная медицина», «Природа для здоровья».

Модуль «СемьЯ» - формирование у воспитанников готовности к созданию полноценной семьи включает четыре раздела. «Духовные ценности семьи» (традиции русской семьи, значение родословной, уклад семейной жизни); «Двое друг с другом» (особенности общения девочек и мальчиков, тема любви, дружбы, товарищества); «Семья и брак» (вопросы готовности людей к вступлению в брак, обязанности их друг перед другом, функции семьи); «Основные ценности семьи» (распределение ролей в семье, экономия и бережливость, создание домашнего уюта, чувство долга в семье). Итоговым занятием данного направления является защита группового проекта «Мой будущий дом», в котором воспитанники не только представляют обустройство своего дома, но и продумывают уклад жизни, распределяют роли, планируют бюджет «семьи».

Модуль «Мои умелые руки» обеспечивает формирование трудовых умений и навыков, подготовку детей-сирот к самостоятельному труду - «Труд на земле», «Общественно полезный труд», «Рукоделие и ремесленничество». В летнее время каждодневный труд на огороде, в саду, на картофельном поле приносит хороший урожай, дети видят результаты своего труда.

Модуль «Дорога в будущее» способствует формированию профессионального самоопределения выпускников. Включает: знакомство с видами и особенностями доступных профессий, выявление склонностей, интересов, формирование профессиональных качеств, знакомство воспитанников с профессиональными училищами, с путями поиска работы и средствами самопрезентации. Профориентационная игра – одно из наиболее интересных занятий для воспитанников, формирующая у детей умение ориентироваться в мире профессий.

Реализация программы осуществляется на специально выделенных в режиме дня воспитательных часах. Форма проведения разнообразна: беседы, рассказы, инструктаж, занятия в игровой форме, тренинги, экскурсии, викторины и т.д. Система воспитания выстраивается с ориентацией на общеколлективную внеклассную деятельность, включение воспитанников в совместный труд, общение, взаимодействие. Часть тем освещают врач, социальный работник и другие специалисты.

Исходя из диагностических данных, воспитатели каждой группы готовят учебно-тематический план по реализации программы, определяют количество часов на изучение каждой темы. Результативность работы по программе отслеживается через промежуточную и итоговую диагностику, а также по данным наблюдений в жизнедеятельности.

О рганизация общешкольных дел и праздников, объединенных одной идеей, способствует более успешной социализации воспитанников, позволяет минимизировать круг проблем социально-трудового воспитания учащихся, способствует усвоению социального опыта, повышает качество подготовки детей - сирот с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду. Полученные знания, умения и навыки облегчают социальную адаптацию воспитанников детского дома в постинтернатный период, что подтверждается данными катамнестического изучения учащихся. В 2008 году в профессиональные училища поступили 80% выпускников (2006 год – 60%), трудоустроено – 18 % (2006 год – 15 %), проживают в семье – 2% (2006 год – 25 %).

В перспективе: открытие 11 класса углублённой профессиональной подготовки, следовательно, необходима разработка нового блока программы, способствующего социально-трудовой адаптации выпускников.