logo search
Сборник_1

Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе

Зиненкова О.В.

МОУ ООШ № 3 г. Полярные Зори, Мурманская область

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в общеобразовательном учреждении.

Наряду с общеобразовательными классами в нашей школе открыты специальные (коррекционные) классы: для детей с нарушением речи, для детей с задержкой психического развития, для детей, имеющих сложный дефект (состав класса – дети в возрасте от 7 до 18 лет, не посещавшие ранее образовательные учреждения); 2 учащихся обучаются интегрированно по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида в условиях общеобразовательного класса (в 4 и 5 классах), 4 учащихся по состоянию здоровья обучаются на дому, из них 2 ученика по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

Таким образом, в школе реализуются не только разноуровневые образовательные программы для детей с разным уровнем познавательных возможностей, но и разные организационные формы обучения детей с ОВЗ, что регламентируется нормативными документами (локальными актами): Положением о специальных (коррекционных) классах, Положением о школьном ПМПк, Положением о формах получения образования, планом работы школы, программой развития школы.

Изучив опыт шведских коллег по проблеме «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду и общество», а также ситуацию в своем городе, мы включили в программу развития школы задачи по созданию адаптивной образовательной среды и развитию системы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перед нами стояли следующие задачи:

Школа столкнулась с определенными трудностями: выбор программ обучения; обучение специалистов; материальное оснащение учебно-воспитательного процесса; неоднозначное отношение коллектива школы к детям с ОВЗ.

В классе для детей, имеющих сложный дефект, по программе обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АНН СССР, 1984) и программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой обучается 6 человек (синдром Дауна, РДА, ДЦП с тяжелыми нарушениями умственного развития). Составлены индивидуальные карты развития для каждого ребенка. Все занятия имеют коррекционно-развивающую направленность, формируют представления о себе и окружающем мире, навыки самообслуживания, умение ориентироваться в предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности, развивают навыки коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений. Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие речи, нейропсихологическую коррекцию, основанную на двигательных методах, и развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Благодаря поддержке муниципалитета и градообразующего предприятия Кольской атомной электростанции для обучающихся оборудованы специальные помещения: комната для учебных и игровых занятий, комната для логопедических занятий, комната санитарной гигиены, сенсорная комната. На данный момент идет дооснащение комнаты социально-бытовой ориентировки. С детьми работают специалисты, прошедшие специальную подготовку: учитель, воспитатель (учитель-дефектолог), педагог-психолог, логопед, учитель музыки, специалист по лечебной физкультуре. Психолог обучен работе в сенсорной комнате.

Неоценимую помощь на занятиях с ребятами оказывают их родители: вместе с педагогами ищут пути решения возникающих проблем. В первое время родители присутствовали на всех занятиях, сейчас уже смело оставляют детей на полный учебный день с педагогами.

Сегодня наша работа приносит свои плоды, педагоги и родители отмечают изменения, происходящие с детьми: они стали более коммуникабельными, приобрели необходимые учебные навыки, выполняют единые требования к школьникам, повысилась их работоспособность. Ребята продвинулись в общем развитии, чувствуют себя комфортно в школе, повысилась мотивация к учению, научились совместной игре, межличностные отношения стабилизировались. Ребята участвуют в различных творческих конкурсах (школьных и городских). В 2008-2009 учебном году обучающийся класса для детей со сложным дефектом принял участие в городском конкурсе детского творчества «Энергия Севера – 2009» и был награжден поощрительным призом.

Необходимо отметить также, что и педагогически, и детский коллективы прошли своеобразную школу, научились внимательно и по-доброму относиться к детям со сложным дефектом в развитии, общаться с ними.

Школа периодически подает информацию в СМИ о результатах работы класса для детей со сложными дефектами. Основная цель – привлечь внимание общественности к существующей проблеме, призвать родителей не оставаться один на один со своими трудностями, приводить детей в образовательные учреждения, чтобы уже в раннем возрасте все они находились под наблюдением специалистов ДОУ и по достижении школьного возраста могли продолжить обучение и в дальнейшем быть занятыми общественно полезной деятельностью.

В целях сохранения преемственности МОУ ООШ № 3 и МДОУ № 7 ведут серьезную работу по созданию условий для обучения детей с ОВЗ и их дальнейшей социализации. Наши специалисты заблаговременно знакомятся с составом коррекционных групп, разрабатывают совместные мероприятия с целью создания условий для успешной адаптации детей к школе и продолжения работы по обучению детей с ОВЗ. Специалисты ДОУ дают рекомендации по работе с выпускниками ДОУ.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на психолого-медико-педагогическом консилиуме. При успешной коррекции дети из классов V и VII вида переводятся в общеобразовательные классы.

Естественно, что не все проблемы еще решены. Недостаток методической литературы, дидактических и, учебных пособий, отсутствие необходимых учебных программ коррекционных курсов осложняют работу учителей. Актуальными остаются проблемы, с которыми сталкиваются все образовательные учреждения, работающие с детьми с ОВЗ. Одна из них – это недостаточная компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики, по причине слабого финансирования курсовой подготовки педагогов. Поэтому школа сотрудничает с образовательными учреждениями Мурманской области, занимающимися такой же деятельностью, обменивается информацией, опытом. Мы считаем, что в условиях малого города открывать коррекционные классы в каждой школе нецелесообразно. Лучше сконцентрировать материальные средства и педагогические ресурсы в одном образовательном учреждении.