logo search
Сборник_1

Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни

Иванова Т.В.

ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(К)ОШИ VIII вида» с. Родничок, Балашовский район Саратовская область

В школе-интернате обучается 75 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Более 85 % - это дети–сироты и дети, лишенные попечения родителей. Мир закрытых учебных заведений специфичен. Катамнестические исследования показали, что большинство выпускников школы-интерната обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

Как сделать, чтобы после долгого пребывания в искусственно-благополучном привычном пространстве выпускник не потерялся при переходе в сложный и противоречивый современный мир?

В соответствии с выявленными проблемами организуется комплексная работа , направленная на успешную постинтернатную адаптацию.

В школе большое внимание уделяется трудовому обучению и профориентации учащихся. Допрофессиональная трудовая подготовка ведется в трех направлениях: столярное и швейное дело, сельскохозяйственный труд. Подготовка, подразумевающая повышение социального статуса учащихся, организуется по различным направлениям: трудовая – в профессиональной сфере; бытовая – подразумевающая повышение социального статуса в сфере домашнего и общественного быта; культурная – в сфере культурного производства и потребления.

Программа по созданию адаптивной среды «Школа жизневедения» была разработана для воспитанников 7-9 классов. Цель программы: помочь подросткам приобрести достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

В программе несколько разделов: этика; психологический блок; безопасность жизни (правовой блок); здоровье, досуг; экономический практикум; семья. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в форме бесед, реальных и воображаемых экскурсий, круглых столов, устных журналов, соревнований, сюжетно-ролевых игр и т.п. По программе работали 4 года. При решении задач социального становления воспитанников педагогический коллектив достиг определенных результатов: социальное закаливание воспитанников (создание условий, в которых формируются волевые качества, необходимые воспитаннику для преодоления неблагоприятных воздействий социальной среды), создание ситуаций свободного выбора повысили способности воспитанников к выбору социально приемлемых норм поведения (снижение количества правонарушений), соблюдению правил безопасного и здорового образа жизни (снижение показателей заболеваемости и травматизма).

В прошлом учебном году мы перешли к новой организации проживания детей – в группах-семьях. Названия «семей» - «Лучики», «Яблочко», «Подсолнух», «Родник», «Радуга», «Морячки», «Радуга» - отражаюь суть работы – согреть вниманием, заботой, участием в судьбе каждого ребенка. Воспитатели для детей стали «родителями». Подбор воспитателей для групп осуществляется исходя из родственных отношений (в семье «Подсолнух» работают мать и сын, в семье «Морячки» - муж и жена, в семью «Родник» к опытному воспитателю поставили молодого специалиста - ее племянника). Такой подход способствует соблюдению единства требований, созданию близких отношений между воспитанниками и воспитателями.

Для каждой семьи воспитатели разработали программы развития. Например, программа семьи «Подсолнух» «Вырасти людьми хорошими» направлена на формирование законопослушности, правовой культуры, способствует расширению коммуникативных навыков детей, предусматривает расширение образовательного пространства за пределы школы-интерната (библиотека, магазины, фабрика мебели, поездки к шефам из технического университета и т.д.). Чтобы воспитать целостную личность, нужно воспитывать человека нравственно. Программа «Этикет и его роль в нравственном воспитании воспитанников школы-интерната» (семья «Яблочко») направлена на всестороннее развитие личности и подготовку к труду, жизни в семье. Для семьи «Лучики» воспитатели разработали программу «Я учусь жить в семье». Она направлена на социальную адаптацию детей младшего школьного возраста в условиях обучения и проживания в интернате к семейным отношениям, традициям, оказание детям действенной помощи в личностном развитии.

В процессе обучения и воспитания в школе-интернате у воспитанников формируется жизненная компетентность. Это и общение с людьми, и умение разрешать различные конфликты, и приобретение жизненного опыта и мн. др. Саостоятельно воспитанники не могут получить этот опыт. Задача педагогического коллектива – создать воспитанникам такое образовательное пространство, где можно решить поставленные выше задачи. Это обеспечивается через максимальное расширение социокультурного пространства развития ребёнка: участие в районных спортивных и культурных конкурсах, Всероссийскмх акциях; посещении культурных центров села (библиотека, районный дом культуры, центр занятости). У каждой группы-семьи есть шефы из высших учебных заведений г. Балашова, которые приезжают в интернат, приглашают воспитанников к себе в гости, устраивают праздники, соревнования, экскурсии.

Главное к чему мы стремимся – обеспечение встречного движения двух социальных субъектов: учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их включение в общество нормально развивающихся людей, и сообщества. Дети с ограниченными возможностями здоровья готовы вступить в жизнь общества в качестве полноправных ее участников, готово ли общество принять их в таком качестве?