logo search
Сборник_1

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»

Ковалева Т. В.

КГБСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Красноярск Красноярский край

Семьи, воспитывающие ребенка – инвалида, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Столкнувшись с рождением ребёнка с проблемами в развитии и необходимостью его воспитания, родители не всегда способны адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в ней соответственно. Обнаружение у ребёнка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Опыт показывает, что первые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем. В определенные периоды семейной жизни они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Эмоциональная напряженность матери, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное воздействие не только на семейные отношения, но и на взаимоотношения с ребенком. Проявляется скованность, напряженность, непоследовательность в отношениях с ребенком. Ребенок требует к себе повышенного внимания, но присутствие матери не успокаивает его, а возбуждает еще больше. Малыш растет плохо адаптированным как в семье, так и в обществе.

Работая с родителями, воспитывающими особых детей, нельзя не учитывать их эмоциональное состояние. Оно проявляется по–разному:

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Современное общество признаёт уникальность каждой личности и право индивидуума на своё развитие. В том числе это относится и к детям, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, наряду с учащимися.

С целью оказания психолого – педагогической помощи родителям в 2002 году совместно с органами социальной защиты на базе нашего учреждения была открыта школа «Преодоление» для родителей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Начиная работать с родителями, мы всегда анализируем психоэмоциональное состояние семьи. Это помогает нам определить готов ли родитель следовать рекомендациям специалиста и действовать в интересах ребенка. Как показывает практика, на занятия «Школы родителей» приходят мамы и папы, психоэмоциональное состояние которых можно оценить как «состояние выхода из кризиса». Большую активность проявляют мамы детей (92 %). Установить «обратную связь», учесть их пожелания и интересы нам помогают анкеты. Анализ полученных сведений показал следующее:

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядят следующим образом:

Обработка анкет позволяет получать сведения о том, чего ожидают родители от посещения «Школы родителей», увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей.

Обозначился рейтинг проблем родителей и педагогического коллектива:

    1. Малый круг общения.

    2. Нестабильный психологический климат семьи.

    3. Слабая осведомлённость в имеющихся специалистах, которые необходимы ребёнку.

    4. Комплексность сопровождения.

    5. Слабая материальная обеспеченность большинства семей.

    6. Отношение общества, отсутствие учреждений дополнительного образования для данной категории детей, отсутствие специальных конкурсов, спартакиад, отсутствие рабочих мест.

Исходя из этого определены задачи работы «Школы родителей»:

Занятия «Школы родителей» посещают родители детей не только, обучающихся в нашей школе, но и посещающих центры социальной защиты, центры сопровождения, с которыми сотрудничает школа.

В основном к нам приходят родители со средним материальным достатком (59%), имеющие среднее специальное (38%) или высшее образование (24%). Большинство из них имеет небольшой круг общения (48%), но отношение окружающих определяют как понимающее или участливое (55,3%). Основные эмоции, которые они испытывают – доброжелательность (66%) и оптимизм (31%). Как правило, воспитанием ребенка в семье занимается мать (86,2%), в большинстве семей ребенок принимает участие в делах семьи (65,5%). Наибольшую поддержку такие семьи получают от органов социальной защиты (75%) и образования (25%).

Мы решили организовать занятия через деятельностный подход к обучению родителей. Обучающие семинары с элементами психологического тренинга проводятся раз в месяц. Темы занятий разнообразны: «Мир детский и мир взрослый», «Права и льготы семей с детьми-инвалидами», «Язык принятия» и «язык непринятия», «Конфликты», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» и т.д.

Работа в «Школе родителей» осуществляется по следующим направлениям:

  1. Профилактическая, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ посредством игро- и арттерапии, занятия по предметно-практической деятельности и художественно-прикладному творчеству. Проводятся мастер – классы педагогов школы для родителей, открытые занятия, презентации, тренинги: используется Монтессори – педагогика, вальфдорская педагогика, авторская методика В.Н. Засим. Проводятся логопедические занятия, занятия психолога, консультации социальных педагогов и юриста органов социальной защиты и др.

  2. Выявление проблемных семей и работа с ними.

  3. Защита прав ребёнка.

Приходя на занятия «Школы родителей», семьи получили возможность общаться, обмениваться опытом с людьми, которые имеют сходные проблемы.

Представления и ожидания, связанные с развитием ребёнка, восприятие самого ребёнка составляют основу «родительских установок» и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы в «Школе родителей» повышается родительская компетенция, родители «особых» детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребёнком. Большая часть детей, чьи родители посещали наши занятия, в настоящее время обучаются в нашем учреждении.