logo search
Сборник статей

Экономические знания молодежи

После выхода в свет Постановления ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» вопросы экономики все больше привлекают к себе внимание работников народного образования. В статье А. Аменда обобщается опыт экономического обучения школьников.

Экономическое образование – важная цель воспитания подрас­тающего поколения, оно играет большую роль в формировании ак­тивных и сознательных строите­лей коммунистического общества, в подготовке к трудовой деятель­ности.

В решениях XXIV съезда КПСС, в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического обра­зования трудящихся» говорится о необходимости шире вовлекать ра­бочих и служащих в управление экономикой. Поэтому знание эко­номики в наши дни становится столь же необходимым, как зна­ние математики, физики, химии и других наук. В решении этой задачи важная роль принадлежит общеобразовательной школе.

Овладение экономическими зна­ниями, принципами научной орга­низации труда и рациональной организации учебного процесса за­ложено в школьном обучении с 1 по 10 класс.

Интересная работа в начальных классах проводится учителями средней школы № 2 г. Коркино. Для проведения бесед о бережли­вости в 1 классе удачно исполь­зуются материалы учебника «Где мои вещи?», «Всякой вещи – свое место», «Хлеб» и другие. По теме «Всякой вещи – свое ме­сто» учительница выбрала такую целевую установку: показать на конкретных примерах стоимости школьного оборудования необхо­димость бережного обращения с ним.

Подобная работа ведется во 2–3-х классах на уроках и во вне­урочное время по темам: «Береги вещи», «Наша школа – наш класс», «Хлеб – всему голова», «Богатства Родины множатся тру­дом людей», «Мы и природа».

Если в начальной школе про­водятся в основном беседы о бе­режливости, то в 4–10 классах изучается материал по экономике страны. Например, учебный курс экономической географии СССР в 8 классе предусматривает изуче­ние чисто экономических тем: «Структура народного хозяйства СССР», «Основные принципы размещения социалистического про­изводства», «Преимущества соци­алистической системы хозяйства перед капиталистической», «Ос­новная экономическая задача СССР на современном этапе».

На уроках обществоведения де­сятиклассники изучают основы политэкономии социализма.

Творческий подход учителя к решению вопросов экономическо­го образования на уроке – залог успеха всей системы экономиче­ского воспитания в школе. Ис­пользование на уроках наглядно­сти, широкое привлечение уча­щихся к экономическим расчетам, постановка перед ними познава­тельных задач, практические ра­боты – все эти методы должен взять на вооружение учитель, серьезно озабоченный экономи­ческим воспитанием школьника.

Так, в школе-интернате № 4 г. Челябинска на уроках общество­ведения учителя Т.М. Амплеевой в течение нескольких лет прово­дятся социологические исследо­вания при изучении темы «Труд и распределение при социализме». Вначале она сообщает о том, что в первые годы Советской вла­сти, когда появились школы-ин­тернаты, ясли и другие детские учреждения, В.И. Ленин назвал их ростками коммунизма. Теперь в нашей стране имеется целая си­стема таких учреждений. Народ­ное образование и медицинское обслуживание, содержание дет­ских здравниц и пионерских лаге­рей – все это финансируется го­сударством за счет общественных фондов. Учительница дает опреде­ление общественных фондов и ука­зывает основные источники их образования.

Затем каждый ученик получает задание произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, а сам ученик – за всю свою жизнь. Для выполнения задания учащим­ся дается справочный материал.

Исследования выглядели при­мерно так:

«Что получила наша семья из общественных фондов? (Люда В.): Наша семья состоит из 5 чело­век: папа, мама, Света, Валя и я. Папа вот уже 6 лет работает на заводе. Его зарплата за месяц со­ставляет 184 рубля. Мама работает на том же заводе и получает 89 рублей 60 коп. Света учится в медицинском училище и получает стипендию в размере 20 рублей в месяц, Валя учится в общеобразо­вательной школе, я в интернате. Таким образом, общая зарплата семьи за 11 месяцев составляет 3249 рублей 60 коп. Из обществен­ных фондов семья получила: в марте 1969 года папа был в от­пуске 27 дней – получил 150 рублей, мама – 23 дня и получи­ла 80 рублей. Папа в течение года три раза получал премии – 89 рублей. На обучение Вали в школе государство тратит ежегод­но 90 рублей. Мое пребывание в интернате обходится государству в 1200 рублей. Я месяц лежала в больнице, что государству обош­лось в 165 рублей. Валя 5 раз по­сещала поликлинику – 4 рубля. За обучение Светы в училище го­сударство платит 482 рубля в год. Мама неделю находилась на бюл­летене, месячная зарплата из-за этого не снизилась. Итак, при под­счете всех этих цифр у меня вы­шло: за год наша семья из общественных фондов получила 2161 рубль.

Такую работу проделал весь класс. В результате была составле­на сводная таблица. Даже самые поверхностные подсчеты показали, что многие семьи получают в год из общественных фондов иногда даже больше, чем зарплата всех работающих членов семьи.

Внимание учащихся на отдель­ные вопросы экономики обращается в процессе изучения курса химии. С разговора о правильном расходовании реактивов и береж­ном отношении к оборудованию химического кабинета учитель пе­реходит к объяснению таких слож­ных вопросов, как научные прин­ципы химического производства, последовательно формируя тем самым у учащихся экономические понятия.

Многие учителя математики удачно используют конкретный материал при составлении задач. В четвертых классах, например, решаются задачи такого содержа­ния: «На 112 километров пути шофер израсходовал 35,8 кг бен­зина. Сколько бензина сэкономил шофер, если норма расхода на 1 км пути 0,36 кг?»

В 5 и 6 классах по теме «Про­центы» учащимся предлагается решить: «Во сколько раз увеличится производительность токар­ного станка, если увеличить ско­рость оборотов в минуту шпинде­ля на 25 процентов первоначаль­ной скорости и ширину захвата резца на 10 процентов?».

Существуют также самые раз­личные формы и методы организа­ции внеклассной и внешкольной работы по экономическому образо­ванию. Основными этапами в орга­низации внеклассной работы шко­лы по экономическому образова­нию учащихся могут быть следую­щие:

Известно, что первоначальной ступенью всякой системы является планирование, поэтому в обще­школьных планах учебно-воспита­тельной работы следует не только намечать различные мероприятия, но и иметь отдельный раздел «Эко­номическое воспитание», в кото­ром можно выделить такие направ­ления:

За последнее время получили широкое распространение различ­ные формы трудового воспитания школьников: строительные брига­ды и отряды, ученические произ­водственные бригады, школьные лесничества, летние спортивно-трудовые лагеря и т.п. Общест­венно полезный и производитель­ный труд учащихся здесь сочета­ется с предварительным и сопут­ствующим изучением некоторых конкретных вопросов экономики.

Перед началом работ в строи­тельных бригадах и отрядах учи­теля или руководители стройки должны познакомить ребят с той ролью, которую играет социали­стическая промышленность в соз­дании материально-технической базы коммунизма, с положением о социалистическом предприятии, с новой системой планирования и экономического стимулирования в строительстве. Здесь же учащиеся узнают об основных принципах планирования и управления промышленным производством, о том, что план – это закон деятельно­сти любого предприятия.

В процессе работы на строи­тельстве объекта учащиеся дол­жны понять сущность взаимоот­ношений социалистического пред­приятия и производственного кол­лектива, ознакомиться с правами и обязанностями администрации, общественных организаций и рабо­чих, с участием последних в уп­равлении производством.

Организуя производственную практику девятиклассников на стройке или в цехе завода, школа ставит перед ними конкретные це­ли: понять, что себестоимость продукции – основной показа­тель работы предприятия, позна­комиться с факторами, определя­ющими себестоимость продукции на рабочем месте, в бригаде, на участке и на всем предприятии. Но главное – старшеклассник должен задуматься над резервами и путями снижения себестоимости продукции. А для этого необходи­мо иметь представление о сущно­сти и путях повышения произво­дительности труда, о значении социалистического соревнования, высокой трудовой дисциплины и ответственности.

Учащиеся в процессе работы в бригадах, отрядах, школьных лесничествах должны приобрести не только трудовые навыки. Необходимо в строгой системе, по тща­тельно продуманной программе знакомить их с экономикой социа­листического производства, актив­но привлекать к применению этих знаний на практике, в рационализаторско-изобретательской дея­тельности.

Таким образом, жизнь показы­вает, что первый опыт организа­ции экономического просвещения учащихся требует обобщения и систематизации. Будущее – за широким внедрением экономиче­ских знаний в учебно-воспита­тельный процесс средней общеоб­разовательной школы.

Полит. информатор. – 1973. – № 19.