logo search
Сборник_1

Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае

Дианова Ю.Б.

КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Красноярск

Решение проблемы оказания помощи детям раннего возраста в Красноярском крае началось с создания отдела ранней диагностики на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в 2004 году.

Деятельность отдела направлялась на реализацию следующих целей:

На первом этапе формирования системы ранней помощи была разработана поэтапная пролонгированная краевая программа «Создание системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи». В ее разработке непосредственное участие приняли сотрудники ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Федерального агентства по образованию. Система программных мероприятий включала несколько направлений.

  1. Проектирование служб ранней помощи в регионе.

  2. Нормативо-правовое обеспечение создаваемой региональной системы раннего выявления и специальной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

  3. Материально-техническое обеспечение условий для осуществления реализации создаваемой региональной системы ранней помощи в образовании.

  4. Методическое обеспечение условий реализации создаваемой региональной системы ранней помощи.

  5. Реализация системы повышения профессиональной подготовки и профессиональной поддержки специалистов служб ранней помощи.

В рамках проектирования служб ранней помощи осуществлен анализ ресурсов муниципальных образований Красноярского края, который показал возможность использования в качестве опорных элементов, создаваемой в крае системы, районных и городских психолого-медико-педагогических комиссий, а также групп кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях. Эти учреждения максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Сегодня в них работают квалифицированные специалисты, что позволяет, не создавая новых образовательных структур, достроить имеющиеся системой ранней комплексной помощи. В качестве учреждений, подходящих для развития служб ранней помощи, выбраны филиалы Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в городах Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск.

В ходе проведения подготовительных мероприятий осуществлялся анализ и систематизация информационных данных по учреждениям (предполагаемым партнерам служб ранней помощи) системы здравоохранения, социальной защиты и образования. Проводился социологический опрос, направленный на выявление основных потребностей семей, имеющих детей раннего возраста в городах Красноярске, Ачинске, Лесосибирске, Минусинске, Канске и других территориях. Тщательно производился подбор кадров. В 2005-2006 годах в вышеперечисленных городах были открыты службы ранней помощи.

Для нормативно-правового обеспечения, создаваемой региональной системы ранней помощи, нами разработано положение о службе ранней помощи, штатное расписание с квалификационными характеристиками специалистов, пакет документов с типовыми договорами

Решая задачи материально-технического методического обеспечения условий реализации системы ранней помощи, проведена комплектация служб, расположенных в филиалах Центра необходимой мебелью, оборудованием и инвентарем, компьютерной, множительной техникой, видеотехникой и телевизорами. Для работы с детьми раннего возраста и их родителями пополнен диагностический инструментарий по ранней диагностике, созданы специальные комнаты, приобретены игры и оборудование, сформированы наборы специальной литературы, составлены рекомендации для детей раннего возраста (психолого-педагогические, медицинские),

В плане кадрового обеспечения служб проведены информационные и проектировочные семинары со специалистами Ачинска, Канска, Минусинского района, Минусинска, Лесосибирска, Норильска, в которых приняло участие 180 специалистов. По итогам проектировочных и обучающих семинаров сформированы команды специалистов. Через проведение семинаров, организованных на базе Центра, началась подготовка кадров для комплексной реабилитации детей в условиях стационара, детской поликлиники, групп кратковременного пребывания.

При тиражировании служб ранней помощи основной формой обеспечения организационно-методических и кадровых условий создаваемой системы стали обучающие семинары. Совместно со специалистами Краевого центра и на его базе было проведено 27 семинаров, в которых участвовало более 800 человек. На данных семинарах обучались как специалисты образования, так и специалисты здравоохранения, социальной защиты. В подготовке кадров приняли участие ученые ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» и ФНУ «Центр ранней диагностики и коррекционной помощи детям» Москвы.

С целью создания информационной среды, поддерживающей деятельность служб ранней помощи, проводилась информационная работа отдела ранней диагностики и специальной помощи среди населения через поликлиники, женские консультации, детские сады.

Особое внимание мы уделяли расширению деятельности отдела и организации межведомственной системы профилактики детской инвалидности. С целью содействия развитию межведомственного взаимодействия и профессионального сотрудничества в максимально ранней коррекционной и реабилитационной работе с ребенком раннего возраста и его родителями был разработан совместный проект с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.

Система помощи детям раннего возраста в учреждениях образования, особенно технология «раннее вмешательство», предполагает как можно более раннее начало оказания помощи ребенку и семье, для чего необходимо расширять систему раннего выявления детей целевой группы. Выстраивание системы выявления детей, нуждающихся в помощи, осуществлялось в сотрудничестве с врачами детских больниц и поликлиник. Просветительская работа направлялась на специалистов органов управления образованием, здравоохранением, медиков. Важно было расширить их представление о возможностях развития таких детей, показать, что есть прекрасное средство помощи семье и ребенку - программы раннего вмешательства. С этой целью нами проведено 2 семинара с участием представителей образования и здравоохранения.

В настоящее время система раннего выявления отклонений в развитии детей осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями дошкольного образования, здравоохранения, социальной защиты и другими организациями.

Основной формой взаимодействия служб ранней помощи с дошкольными образовательными учреждениями является диагностико-консультативная работа с воспитателями и детьми, которая ведется специалистами служб ранней помощи в городе Ачинске, а также в Ачинском, Б. Улуйском, Бирилюсском, Боготольском районах. В дошкольных учреждениях Лесосибирска выявляются дети группы риска, требующие помощи специалистов.

Сотрудничество с медицинскими учреждениями повлекло создание

«Школы матерей», на базе женской консультации и МУЗ «Родильный дом» Ачинска. В Школе еженедельно проводятся беседы с будущими мамами, осуществляется психологическое семейное консультирование. При методической поддержке Службы создан «Кабинет здорового ребенка» в городской детской больнице Ачинска.

Специалисты Служб работают в домах ребенка Ачинска, Минусинска. На базе Краевого центра развертывается краевая программа скрининг-мониторинга трудностей развития у детей-сирот.

Результативное сотрудничество сложилось с руководителями управлений образования Ермаковского, Балахтинского и Курагинского районов края. Участвуют в совместной деятельности председатели ПМПК Кежемского, Новоселовского, Назаровского районов. Во взаимодействии с Отделом работают детско-родительские клубы (например клуб «Карапуз» в Канске)

В настоящее время основными направлениями деятельности учреждений ранней помощи в Красноярском крае являются:

Кроме того, отдел ранней диагностики и специальной помощи Краевого центра, развивает дополнительные направления деятельности;

Количество и возрастной состав детей, обращающихся в центры ранней помощи Красноярского края

Всего (чел.)

до 6 мес. (%)

6мес.-1год

(%)

1- 3 года

(%)

3-5 лет

(%)

5- 7 лет

(%)

Отдел ранней диагностики Краевого центра

312

4, 81

8,01

5,45

41, 67

40, 06

CРП Ачинск

101

6,93

13,86

18,81

28,71

31,68

СРП Лесосибирск

440

-

-

31,59

21,59

46,82

СРП Минусинск

71

2,82

7,04

15,49

22,54

52,11

СРП Канск

142

0, 00

2,11

26,76

30,99

40,14

Комплекс мер, осуществляемых в рамках деятельности системы ранней помощи, позволил оказать помощь более тысяче детей (их семьям) Красноярского края, из которых 30% составляют дети раннего возраста.