logo search
Сборник статей

Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности

Соавтор А.Я. Камалетдинова

Отвечая насущным требованиям общества и личности необходимости знания основ экономики, формирования экономического мышления и культуры, Центр экономической подготовки молодежи Института общего среднего обра­зования Российской академии образования и Челябинского государственного педагогического университета ведет исследовательскую работу в ряде школ г. Челябинска по определению объема учебного материала, уровня подачи и ус­воения учащимися научных понятий, а главное, влиянию учебной дисциплины «Экономика» на развитие индивида. На практике в российских школах сейчас сформировалось два подхода к организации и становлению экономического образования.

Приверженцы первого считают, что в школах надо давать «экономику» как науку в полном объеме, но в несколько усеченном варианте. Ими использу­ются, как правило, облегченные университетские учебные программы экономи­ческих специальностей, порой учебники и учебные пособия С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, Самуэльсона и др., ре­комендованные для изучения школьникам, тоже взяты из библиотеки студента. В школах по предложенным программам работают преподаватели высшей школы, потому что для массовой общеобразовательной школы не подготовлены еще преподаватели экономики.

В использовании высококвалифицированных научных кадров высшей профессиональной школы есть свои особенности: налицо повсеместное незнание возрастных особенностей учащихся («экономика» для тринадцатилетних – шест­надцатилетних должна отличаться от экономической науки для студентов), спо­собов их мышления, уровней развития эмоционально-волевой и интеллектуаль­ной сфер, ценностных ориентации, интереса к познавательной деятельности.

При таком подходе школьникам к изучению наряду с «Основами эконо­мических знаний» предлагаются: «Макроэкономика», «Микроэкономика». «Мировая экономика», «Инфляция и экономический рост», «Национальный до­ход и его составляющие», «Основы бухгалтерского учета», «Основы менеджмен­та», «Основы маркетинга». Среди поражающих своей исключительностью, а главное острой «необходимостью» для рядового школьника курсы: «Статистика народонаселения», «Рынок ценных бумаг», «Банковское дело Англии», «Статистика», «Банки и банковское дело» и другие. При этом выпускники школ обнаруживают неспособность на практике применить полученные обширные экономические знания, ориентироваться в банковских вкладах, защитить себя как потребителя, представлять интересы собственника. Не каждому молодому специалисту, окончившему экономический факультет вуза, повезет прослушать перечисленные курсы в полном объеме. Учащегося общеобразовательной шко­лы, который может в будущем не специализироваться на «экономике» и не из­брать ее в качестве профессии, мы нагружаем таким объемом информации, в перспективе возможно невостребованной.

Обращает на себя внимание еще один аспект такого подхода. Углубленное изучение основ экономических знаний дается в специализирующихся на экономике лицеях и гимназии. Предполагается, что у учащихся подобных обра­зовательных учреждений сформирована экономическая грамотность, на определенном уровне развития – экономическое мышление и культура. По умению оперировать экономическими понятиями он должен превосходить первокурсни­ка, следовательно, выпускник экономического общеобразовательного учрежде­ния имеет право претендовать на зачисление на основе конкурсных экзаменов на I, а возможно, и на II курс. Пока в России такой прецедент не отмечается.

Провозглашенный тезис «непрерывности и преемственности» образова­ния в данном примере пробуксовывает. Имеющие хорошую экономическую под­готовку учащиеся колледжа «Наука», гимназии № 63, школы № 109 поступают на 1 курс экономического факультета Челябинского государственного универ­ситета или Челябинского государственного технического университета на об­щих основаниях или с небольшими льготами и по второму кругу повторяют изучение тех же разделов «Экономики», теряя на глазах изумленных преподава­телей высшей школы интерес к изучению «любимой экономики», снижая пока­затели познавательной деятельности.

В городе Челябинске в 1997–1998 учебном году планируется в плане под­тверждения тезиса непрерывности и преемственности экономического образова­ния провести работу на базе Челябинского государственного экономического колледжа, двух общеобразовательных школ и Челябинского государственного технического университета по претворению «Концепции непрерывного эконо­мического образования» в жизнь. Учащиеся общеобразовательных школ, обу­чающиеся на экономическом отделении (где наряду со школьными учителями работают преподаватели колледжа по согласованным общим учебным программам), после успешного завершения обучения поступают без вступительных экзаменов на третий курс колледжа. Закончив отлично колледж, по направлени­ям продолжают обучение на третьем курсе Технического университета. Такое специализированное экономическое образование необходимо и целесообразно, можно только приветствовать такой опыт.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что не все учащиеся экономических от­делений общеобразовательных школ станут в будущем экономистами. Среди учеников автора данных тезисов, занимающихся изучением экономики, буду­щие хореографы, хирурги, дизайнеры по интерьеру, музыканты, инженеры-программисты, желающие получить экономические знания в том объеме, кото­рый поможет им ориентироваться в финансовых сложностях «взрослой» жизни, опосредованно поможет в профессиональном росте, т.е. будет иметь прикладной характер.

Думается такой подход приемлем и жизненен, если устранить перегруз ученика, обеспечить непрерывность приобретения экономических знаний преем­ственностью разных ступеней обучения, учесть возрастные особенности, моти­вацию и интерес школьника.

Другой подход к экономическому образованию имеет под собой серьезное теоретическое обоснование: экономическое образование для всех школьников как средство социализации личности.

В литературе сложились представления об «образе» человека.

«Человек ощущающий» – индивид рассматривается как система знаний, перерабатывающая информацию. В этом представлении включено наглядно-образное мышление, задействована память.

Интенсивно объединять в себе единство четырех «образов человека»: ощущающего, запрограммированного, деятельностного и потребителя.

Можно предположить, что критериями становления личности явля­ются:

Учитывая вышеизложенное, экономическое образование должно обеспе­чивать развитие социальных аспектов личности, особо выделяя в социализации нравственные, духовные и интеллектуальные стороны. В определении сущно­сти экономического образования как средства социализации личности цен­тральное место принадлежит отбору учебного материала по принципу раскры­тия социальных ролей, которые предстоят в жизни.

Из выделенных нами в учебном предмете «Экономика» в процессе прак­тической работы наиболее существенными кажутся следующие социальные ро­ли: собственника, потребителя, предпринимателя, менеджера, агента финансово­го рынка, гражданина.

Социальная роль «собственника» включает в себя знание форм собствен­ности, правовую обеспеченность разных ее видов, организационно-правовые формы, личностные качества собственника и т.д. Надо иметь в виду, что и само понятие «собственник» в умах учащихся должно развиваться от начального представления о собственности как о вещи, принадлежащей индивиду на правах распоряжения, представления, характерного для начальной ступени общеобра­зовательной школы. На этой ступени воспитываются чувства ответственности за частную собственность, уважения и неприкосновенности к собственности муни­ципальной, федеральной и людей, тебя окружающих.

В среднем звене закладывается отношение к собственности, активно рабо­тающей на обеспечение нормального уровня жизни. Собственность не «сундуки, полные злата», а дело, вещи, приносящие доход. Наконец, в старших классах собственность рассматривается на более высоком уровне – как бизнес, принося­щий удовольствие, обеспечивающий нормальный уровень жизни не только соб­ственнику, но и всем, вовлеченным в дело.

Понятие «собственность» в общеобразовательной школе воспринимается учащимися не как категория экономическая, а скорее как правовая: самый большой интерес вызывает раздел темы «Пользование, распоряжение, владе­ние». Подростков интересует, каким видом собственности и на каких основаниях они обладают сейчас, на что они могут предъявить права. Становится открыти­ем, что учащиеся – собственники «нематериальных благ», что они на правах поль­зования и владения являются собственниками квартир, в которых проживают с родителями. Особый интерес вызвала «интеллектуальная собственность»: разра­ботка компьютерных программ, написание книг, новое технологическое реше­ние, идея, формула (ноу-хау) и способы ее защиты. Радостно было видеть, что учащиеся 9 класса экономического отделения лицея № 11 поняли, что они об­ладатели самого ценного и необходимого в современном мире своего интеллек­туального потенциала. В изучении раздела «Собственность» мы передавали не только необходимые теоретические знания, но и воспитывали не «хозяина ве­щей», а «собственника идей».

Социальная роль «потребителя» требует особо внимательного изучения тем «Потребители», «Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит». Пре­дыдущими десятилетиями в российском народе сформировалась пассивная по­требительская психология: нежелание взять ответственность на себя, найти вы­ход из создавшегося трудного, например, финансового положения, ожидание манны небесной от государства и общества. Изменилась содержательная напол­ненность понятия: «потребитель» сегодняшнего дня – это получатель товаров и услуг, знающий свои права и обязанности, умеющий их отстаивать.

Потребитель – это еще и индивид, предъявляющий требования к качеству товаров и услуг, а значит формирующий рынок товаров и услуг, влияющий на дизайн и качество товара, определяющий в какой-то степени эстетический вкус и во многом приоритетность развития материальной и нематериальной сфер.

В четырех общеобразовательных школах г. Челябинска в результате проведенного исследования были выявлены основные направления потребитель­ской политики пятнадцатилетних подростков. 37–38 % опрошенных направили бы средства на сиюминутное потребление: еду, одежду, украшения, развлечения, отдых, мопеды, велосипеды, плееры и другие собственные нужды. В общеобра­зовательных школах потратили бы деньги на приобретение книг в среднем 7,6 % учащихся, на оплату обучения в престижных школах – 3,8 % . В образователь­ных учреждениях лицейского типа 23,5 % респондентов потратили бы имеющие­ся в их распоряжении средства на образование в престижных школах США, Англии, России; столько же на приобретение компьютера и оплату своего отдыха.

Роль «предпринимателя» особенно важна для усвоения всеми учащимися общеобразовательных школ, хотя мы делаем скидку на то, что не все откроют дело, дадут работу окружающим их людям, но каждый должен обладать знаниями организации, планирования дела для себя. Каждый включен в производ­ство на разных ступенях его организации.

При проведении в старших классах имитационной игры «Факторные и товарные рынки» только одна четверть учащихся пришла к исходу игры с при­былью, проявив на практике «предприимчивость» как одно из предпринима­тельских качеств. Однако дальнейшее отслеживание влияния экономических знаний на развитие организационно-деловых качеств учащихся выявило отсутствие мотивированного объяснения участниками игры успеха проявления пред­принимательских качеств.

Среди значимых деловых качеств, по мнению успешных игроков, влияю­щих на успех дела, учащиеся назвали: исполнительность, трудолюбие, ответст­венность, организованность, несущих на себе все-таки пассивную окраску. К средне значимым деловым качествам отнесены были инициативность и самостоятельность; к малозначимым – творческий подход и предприимчивость. Мож­но констатировать, что у слушателей экономического отделения лицея, ориен­тированных, казалось бы, на успех и лидерство на уровне осознанной мотивации поступка и деятельности, не развита активная самостоятельная позиция.

82 % участников игры девятых и десятых классов наиболее значимыми назвали качества, более характеризующие пассивную позицию: старательность, исполнительность, организованность, трудолюбие, ответственность. 58 % опро­шенных отметили в качестве значимых работоспособность, добросовестность. 47 % респондентов среди деловых качеств назвали самостоятельность, оператив­ность, предприимчивость, аккуратность; 29 % – дисциплинированность, усидчи­вость, творческий подход к делу.

Спустя четыре месяца этим же учащимся в процессе изучения тем «Предприятия и предпринимательская деятельность» было предложено назвать качества «идеального предпринимателя». Среди отмеченных можно выделить следующие: ответственность, уверенность в себе, своих силах, умение оценивать и прогнозировать ситуацию, организаторские способности, решительность, работоспособность и другие. Однако привели в недоумение высказывания, несу­щие на себе воспитывающее влияние среды: «предприниматель должен быть «наглым», «хитрым», «уметь «разбираться» с конкурентами», «иногда нужно за­быть какие-то нравственные нормы». Проделанный анализ подтверждает выдвинутое предположение, что усвоение основ экономических знаний невозмож­но без формирования нравственных ценностей и что целесообразнее строить из­ложение темы «Предпринимательство», «Конкуренция» в свете освоения соци­альной роли «предприниматель».

По окончании учебного года старшеклассники накануне летних каникул решили протестировать себя по методике, предложенной Управлением малого бизнеса США на предмет выявления качеств, способствующих будущей успеш­ной предпринимательской карьере. На основании тестирования было уточнено наблюдение над учащимися, в самом начале года победившими в игре «Факторные и товарные рынки». Троим из них был выдан ответ, что они скорее всего обладают качествами, необходимыми для создания и ведения собственного дела. Троим другим, прошлым победителям игры, было предложено подумать о поиске партнера, который компенсирует слабые стороны и недочеты претенден­тов. Причем около половины ребят в течение обучения в 10 классе подготовили бизнес-планы и защитили их на школьных и городских смотрах, они же во время летних каникул пошли на экономическую практику к профессорам экономики в два университета, к специалистам на телевидение, в драматический театр и банк. Места практики были выбраны с учетом интересов учащихся и работой над бу­дущими бизнес-планами, которые им предстоит выполнить во время обучения в 11 классе и защитить на выпускных экзаменах. Среди будущих тем бизнес-планов «создание мусороперерабатывающего завода», что очень актуально дня города Челябинска и нашей области; организация молодежного «Мультивидения»; изучение шоу-бизнеса; работа над практическим руково­дством начинающему агенту финансового рынка по работе с банками и другие.

В конце учебного года учащимся старших классов челябинских школ бы­ло предложено ответить на вопрос «Хотели бы они работать во время кани­кул?» и «Какую бы деятельность они выбрали?». 82,4 % респондентов хотели бы работать, 11,2 % – категорически отказались работать, мотивируя свое решение тем, что они дети, 9,32 % – затруднились ответить на этот вопрос. Самыми привлекательными для молодежи сферами оказались: торговля (24,7 % – работа в киосках по продаже газет, кассет, работа на мини-рынках фасовщиками, «резальщиками» масла, подсобными рабочими) и обслуживание (25 % – авто­обслуживание, уход за маленькими детьми, репетиторство, перевод с иностран­ного языка). 21 % подростков согласны зарабатывать деньги любым способом, «хорошо бы не очень грязным»: «собирать плату за места на мини-рынках кон­тролером», «ничего не делать, а только подписывать бумаги», среди способов вызывает опасение следующее: «очень просто, буду рэкетировать отца».

Во время изучения темы «Предпринимательство и предприниматели» в плане будущей профессиональной ориентации учащимся был задан вопрос «Какую работу они бы выбрали: высокооплачиваемую, престижную, отвечаю­щую их интересам и способностям?». В среднем 72,1 % респондентов выбрали работу высокооплачиваемую, 68,8 % – отвечающую интересам и способностям и 30,6 % – престижную. Однако показателен и интересен факт изменения ценно­стных ориентаций в течение года с 10 по 11 класс. Если в 10 классе учащиеся на первое место при выборе будущей профессии выдвигали соответствие интересам и способностям (82,3 %), а затем высокую оплату будущего труда (52,9 %), то в выпускном классе приоритеты изменились. На первое место выдвигается высокооплачиваемость (81,8 %); соответствие способностям и интересам уступает позиции (61,5 %); престижность будущей профессии привлекает только 28,4 % выпускников.

Старшее поколение может поделиться с подрастающим своим граждан­ским опытом: законопослушнее российского населения на выборах и при голо­совании на различных съездах и конференциях не было никого в мире. При та­ком понимании «законопослушности» только российский гражданин ставил себе задачу обмануть государство. Сегодня мы пожинаем плоды такого понимания «гражданин»: честью считается уйти от налогообложения, любыми нечестными способами снизить ставку налогооблагаемой базы. Задача школы: сформиро­вать психологию гражданина сегодняшнего дня, понимающего, что от его вкла­да зависит формирование бюджетов разных уровней, а следовательно, развитие социальных программ и содержание социальной сферы.

При изучении темы «Налоги. Налоговое законодательство» особое вни­мание было уделено практическим занятиям по изучению и заполнению декла­рации о доходах, изучению особенностей налогооблажения физических лиц. Было выполнено несколько интересных реферативных работ по предложенным изменениям в налоговом кодексе, по предлагаемой к внедрению в жизнь декларации о расходах.

Социальная роль «менеджера», то есть управленца, предполагает не только приобретение и развитие организаторских качеств, формирование лидер­ского начала, умение коллективно работать, способность к совместной деятель­ности, но и умение подчиняться, признавать свои просчеты, уметь анализиро­вать промахи, прогнозировать будущий результат. Этому во многом способст­вуют компьютерные игры «МЭМ», «МЭКОМ».

При моделировании экономической ситуации на предприятиях в задан­ных условиях спада или экономического роста учащиеся должны уметь прогно­зировать, предвидеть на три – четыре хода вперед, анализировать конкретную ситуацию. Практика выявила неспособность учащихся проигрывать, терпеть поражение, они оказываются в подавленном, депрессивном состоянии, в панике начинают искать виновных в их просчете или экстренной авторитетной помощи. Нами была поставлена задача в игре, а не на практике, рисковать, возможно, проигрывать, но главное уметь обращать просчеты себе на пользу, извлекать выгоду из самых проигрышных ситуаций. В результате формируются личност­ные и поведенческие особенности настоящего управленца, организующего пред­приятие, дело, самого себя.

И наконец, очень интересная роль «агента финансового рынка», умею­щего просчитывать простой и сложный процент, делающего выбор между раз­личными видами вкладов, не боящегося рынка ценных бумаг. Под влиянием изучения тем «Финансовый рынок», «Банки и банковское дело» должно ме­няться отношение к деньгам не как к символу богатства, значимости, власти, а средству, обеспечивающему нормальный уровень жизни.

Благодаря заместителям управляющего банка В.М. Соловьевой и А.В.Стихину второй год учащиеся старших классов лицея № 11 практическую часть изучаемого курса по финансам проходят в офисе и операционном зале че­лябинского филиала «СБС – АГРО». Ведущие специалисты банка знакомят учащихся с современным банковским оборудованием, миром пластиковых кар­точек, технологией открытия и закрытия банковских счетов, расчетом простых и сложных процентов по вкладам. В конце занятий учащиеся могут на практике использовать пластиковую карточку преподавателя и осуществить ряд опера­ций: открыть и закрыть вклад, снять средства через банкомат, заполнить пла­тежки и необходимые документы на открытие счета, просчитать проценты по рублевым и валютным вкладам, увидеть прибыльность того или иного вида де­позита.

Проведенное исследование показало, что в школах, где не преподается экономика, экономические понятия формируются на обывательском, порою ис­каженном, совсем не научном уровне. 66,6 % опрошенных шестиклассников счи­тают «банк» – «хранилищем», «складом», «сейфом», «копилкой», то есть местом, где хранятся большие суммы денег. 80,9 % семиклассников дают верное определение «банка». 15,78 % выпускников общеобразовательных школ на быто­вом уровне не могут объяснить, в чем заключаются функции банка. 47,3 % уча­щихся считают, что главная функция – это «хранение» денет (неслучайно 66,6 % учащихся среднего звена в банке видят «копилку» больших сумм денег). 26,3 % видят функцию банка в преумножении капитала частных лиц; 15,78 % – в выдаче кредитов, ссуд частным лицам; 5,26 % – в относительной защите сбережений вкладчиков от инфляции. Можно увидеть личностно ориентированный подход учащихся к явлениям экономики, о которых у них не сформировано научное знание. 10,52 % респондентов считают функцией банка проведение финансовых операций между юридическими и физическими лицами; вложение капиталов, спонсорство; работу с валютой.

Мы не можем не принимать во внимание, что у опрошенных социальное окружение сформировало негативное отношение к финансовым институтам, не подкрепленное научным знанием: «банки воруют деньги» (5,26 %); «крутят деньги» (15,78 %); «функции банков не очень хорошие» (5,26 %). На вопрос «Почему люди хранят деньги в банках?» последовал распространенный для среднего звена, не знакомого с учебной дисциплиной «Экономика», ответ: «Потому что глупые, банкам доверять нельзя».

68,4 % потенциальных будущих клиентов банка, выпускников общеоб­разовательных школ не могут назвать ни одного признака надежности банка. Остальные считают, что надежность банка «обеспечивается омоновцами», «хорошей сигнализацией»; «крупными финансовыми средствами», видимо, под­разумевается величина уставного капитала; «большим количеством кредитов и инвестиций»; «длительным периодом стабильного функционирования»; «отсутствием плохой информации» о деятельности; к сожалению такие мнения высказывают только 5,26 % опрошенных. Причем часто высказываются прямопротивовположные мнения: «государственный – значит надежный», «государст­венный не значит хороший». Затруднилась назвать банковские операции одна пятая часть опрошенных. Наиболее известны индивидам следующие операции: перевод денег (47,36 %); кредиты (26,31 %); преумножение капитала (21,05 %).

В экономических классах общеобразовательных школ картина несколько лучше: выпускники среди признаков надежности банков на первое место поста­вили ликвидность (100 %); реально устанавливаемые проценты по вкладам (70 %); стабильность (80 %), хотя это определение как категория не совсем конкрет­ное и не может объективно охарактеризовать надежность банка, а в нашем слу­чае, что под этим определением понимают учащиеся. В высказываниях учеников десятых классов надежностью банка является стабильность и умеренность про­центов по вкладам (73,33 %); долгосрочность «история банка» функционирова­ния (66,6 %); ликвидность (46,66 %). В это же время вызывают недоумение 53,3 % респондентов, сказавших, что о надежности банка свидетельствуют «большие проценты по вкладам», «огромный офис и много филиалов» (13,33 %); уют (6,66 %); «чистое и красивое многоэтажное здание» (6,66 %); реклама (20 %). А это свидетельствует о том, что теоретические знания, полученные на уроках эконо­мики, были не закреплены, не легли в основу экономических представлений, не сформировали научные понятия, не стали убеждениями и позицией.

В одиннадцатых классах 20 %, прослушавших курс «экономических зна­ний», показали неустойчивость, несформированность научных понятий: «выдача кредитных денег» воспринимается учащимися как «пластиковые карточки». Можно сделать вывод, что научное понятие, данное только на теоретическом уровне и не подкрепленное эмпирически, не проведенное через деятельность, причем реальную, не становится знанием и не способствует экономической под­готовке личности к будущей профессиональной деятельности, не закладывает основ экономического мышления, не является средством развития социальных аспектов личности.

В целях воспитания и подготовки цивилизованного и грамотного буду­щего клиента, формирования рынка потребителей банковских услуг акционер­ным коммерческим банком «СБС – АГРО» под руководством заместителя управ­ляющего А.В. Стихина ведется большая работа по информированию подрас­тающего поколения о возможностях банка, разрабатывается практическое посо­бие для молодого клиента банка, с тем чтобы с этим пособием могли ознако­миться все школьники г. Челябинска. В данном случае в вопросе экономического образования населения объединились общеобразовательные школы и банк «СБС – АГРО».

Следующим социальным аспектом развития личности является актив­ное участие в историко-эволюционном процессе. Для этого учащиеся уже на школьной скамье должны ощутить свою позицию, свое участие в жизни. Это можно обеспечить включением в жизнь школы, района, города, страны, через ролевые игры. Задача экономического образования – дать стране личность, удовлетво­ряющую свои потребности и работающую на престиж родины.

Библиографический список

1. Психология: слов. / под общ. ред. В.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 496 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1996 – 46с.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, – 1993. – 608 с.

4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.– М.: Мысль, 1991.– 299 с.

Экономическое образо­ва­­ние: теория и практика. –

Челя­бинск, 1997. – Вып.1.