logo search
Сборник_1

Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи

Зубова Л.В.

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235» V вида, г. Новокузнецк, Кемеровская область

Важнейшей задачей музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа является создание условий для свободного проявления способностей детей, их общего и музыкального развития. С учётом специфики категории воспитанников музыкальный педагог выстраивает обследование музыкального и психомоторного развития ребенка. Особенности детей учитываются и при проведении музыкальных занятий – они направлены на развитие и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействуют устранению речевого нарушения.

На основе данных, полученных в процессе диагностики, строится перспективное планирование коррекционной работы, которая организуется с опорой на типовую программу образовательного учреждения, с учетом рекомендаций по речевому развитию, (программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной). При планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем.

Занятия следует проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей и ведущего диагноза.

Так, у детей с диагнозом общее недоразвитие речи нарушена слоговая структура речи, ее темп, ритм и плавность. В начале учебного года они говорят, а не поют, плохо запоминают тексты, названия песен, движения не согласовывают с музыкой, пением, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Для этих детей занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали.

У детей, имеющих диагноз дизартрия, нарушено звукопроизношение, «смазанная речь», замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность. Поэтому в занятия с такими детьми включаются ритмические упражнения, игры, предполагающие переключение движений в зависимости от темпа, настроения музыки.

В работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, акцент делается на развитие логического ударения и восприятия музыки разной тональности, темпа.

В работе с заикающимися детьми важно развивать мимику лица, чувство самостоятельности, активность; сочетать пение с тактированием; использовать больше плавных движений в медленном темпе.

Одной из основных задач в комплексном педагогическом воздействии на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной сферы с учетом особенностей личности и поведения. Использование на музыкальных занятиях элементов логоритмики организуется с учётом этапности работы при устранении различных нарушений речи. С учётом достижений ритмики Э. Жак-Далькроза определены условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки:

Вследствие соблюдения этих условий движение выполняется свободно и естественно, оно будто «вытекает» из слышимой музыки. Это делает возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и психомоторного развития.

Целью моей методической системы является максимальное развитие активности детей через музыку и танец. Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.

Развитие восприятия, слухового внимания и памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов в направлении целостного осознанного восприятия музыки, дифференцированного восприятия высоты звука, ритма, динамики музыки.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А установление ассоциаций между звуком и мелодией улучшает различение звуков на слух.

Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Когда на занятиях детям даются примеры темпа музыкального произведения, воспитывается устойчивость в темпе движения. От динамических колебаний музыкального звучания зависит степень напряжения или расслабления, постепенное или внезапное ускорение или замедление движения.

Ритмический рисунок музыки способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

Воспитанию четкой дикции на моих занятиях способствуют голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения. В начале мы с детьми под ритмичную музыку обозначаем артикуляцией гласные, затем произносим их шепотом и громко, далее включается чтение четверостиший со сменой ударения и темпа речи.

К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в музыкальные игры, упражнения с хлопками и пением.

В процессе работы была определена последовательность упражнений. В начале полезно пение вокализов - мелодии без слов. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения - звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту. В занятия по воспитанию певческого дыхания, голоса и артикуляции включаются пение экспрессивно окрашенных междометий, выражающих эмоции: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т.д. Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Воспитанию внимания, что особенно важно для детей с нарушениями речи, способствуют такие сигналы как слова, музыка, жест. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит - и движению. Упражнения для развития слухового внимания (например, «Поспи и попляши») помогают детям с речевыми и психомоторными нарушениями различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы с затактовым построением; плавность движений совершенствуется.

Для отработки темпа движения в развитии чувства музыкального темпа во время группового занятия музыкальному руководителю необходимо знать темп движения каждого ребенка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком медленное (дети с заиканием и дизартрией). Музыкально-ритмические движения с пением влияют на качество исполнения - улучшают пластичность движений, придают им мягкость и выразительность. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Следующее направление - пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. При проведении занятий с детьми по пению я согласовываю свою работу с работой логопеда и психолога, т.к. коррекционная работа по пению не ограничивается одной узкой задачей - правильной постановкой звуков! Она должна развивать эмоциональную сферу ребенка, затрагивая его чувства, которые он мог бы проявить в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта необходимо на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

На музыкально - логоритмических занятиях используется игра на детских музыкальных инструментах, т.к. она способствует развитию движений кисти рук (стук деревянными ложками, молоточком на металлофоне); дыхания во время игры на триолах, дудочках; голоса и артикуляции при исполнении попевок; слуха при подборе знакомых прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах. Воспитывается своевременное вступление в игру и окончание игры, а, следовательно, и слуховое внимание.

На музыкально - логоритмических занятиях используются и упражнения фонетической ритмики, направленные на нормализацию певческого дыхания и, связанной с ним, слитностью речи; правильное звукообразование; умение изменять силу и высоту голоса; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Совместно с психологом проводим музыкальное развлечение «Путешествие в страну Гармония».

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализовать свои потенциальные возможности в игре. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.

В совместной работе с логопедом и психологом на занятиях и в режимных моментах мы используем психогимнастические этюды и игры для развития внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики; достижения расслабления; для выражения основных эмоциональных состояний. Этюды и игры с отображением отдельных черт характера используются для коррекции нежелательных личностных особенностей ребенка. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (различного рода опасения, неуверенность). Значительно повышается эффективность воздействия этих игр на расторможенных или пассивных детей, если они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Слушание музыки может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние: лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение.

Музыка усиливает эмоции и делает ярче представления детей при условии, что музыкальные образы и музыкальный язык соответствуют возрасту ребенка.

Ритмические задания помогают пробудить и активизировать интерес к деятельности вообще и помогают педагогу решать познавательные задачи, формировать положительную мотивацию к обучению, а детям - преодолевать трудности в коррекции дефектов и обучении.

Обучение с применением дифференцированных приемов коррекционной работы положительно сказывается на состоянии движений и речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Описанные методы и приемы работы являются общепедагогическими, в основе их применения -учёт возрастных и индивидуальных особенностей оспитанников. Но каждый педагог - уникальная личность,со своими особенностями. Поэтому каждый использует один и тот же прием по-своему, и наиболее эффективным и оптимальным будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысленно и проанализировано на практике в работе с детьми.