logo search
Сборник статей

Режим экономии и воспитание бережливости

Экономное расходование государствен­ных средств было и остается основой хозяйственной политики нашей партии, одним из решаю­щих условий успешного строительства коммунизма.

Известно, что ежегодно почти все школьные здания, мебель и оборудование нуждаются в очередном теку­щем, а иногда и капитальном ремонте, связанном с рас­ходованием значительных средств. Из года в год увели­чиваются эти расходы, а также затраты строительных ма­териалов и труда на ремонт школ.

На первый взгляд кажется, что все это естественно: средства расходуются на восстановление амортизации зданий и оборудования. Если же серьезнее подойти к анализу состояния дел и изысканию резервов экономии государственных средств, отпускаемых на народное об­разование, то рост расходов на ремонт зданий и обору­дования школ в некоторой степени отражает существен­ные пробелы в учебно-воспитательной работе.

И перед коллективами педагогов и учащихся, пар­тийными, профсоюзными и комсомольскими организа­циями школ, а также родительской общественностью возникают задачи, суть которых сводится к тому, чтобы еще в большей мере направить учебно-воспитательный процесс на формирование идейно убежденных, экономи­чески грамотных и воспитанных, бережливых и рачитель­ных людей, будущих хозяев социалистического произ­водства.

Именно исходя из этого органы народного образо­вания и многие школы Челябинской области совершен­ствуют учебно-материальную базу школ на основе осу­ществления режима экономии как важной составной ча­сти учебно-воспитательного процесса. Коллективы учи­телей и учащихся стремятся как можно лучше сохранять помещения, оборудование, пособия, учебники и т.д. Воспитание деловитости, рачительности, умения сделать больше с наименьшими затратами, социалистической бе­режливости становится одной из важнейших целей.

В области уже накоплен определенный опыт работы в этом направлении. Строгий режим экономии, аккурат­ность, бережливость, привлечение широкой массы уча­щихся к борьбе за сохранность социалистической соб­ственности, народного достояния характерны для 4-й спецшколы-интерната Челябинска, 26-й школы Миасса, 2-й Коркинской школы, 44-й школы Копейска и ряда дру­гих.

В результате размышлений и дискуссий, опыта и экс­периментов педагогические коллективы этих школ при­шли к выводу, что в экономическом воспитании и про­свещении учащихся, в борьбе за сохранность школьных зданий и оборудования важная роль принадлежит учени­ческому самоуправлению, пионерским и комсомольским организациям, что вместе с тем положительных резуль­татов можно достичь только при образцовом общем по­рядке в школе, высокой дисциплинированности учащихся.

Педагогические коллективы этих школ уделяют мно­го внимания воспитанию у учащихся высокой культуры поведения и бережного отношения к школьному имуще­ству. Это заметно сказалось на соблюдении санитарно-гигиенического режима, сохранности школьных зданий и оборудования, сокращении до минимума объема те­кущего ремонта школ в конце учебного года. Учебные мастерские и предметные кабинеты, как правило, в тече­ние трех лет не нуждаются в ремонте, хорошо сохраня­ются школьная мебель, наглядные пособия, оформле­ние. Это не приходит само собою, а обеспечивается боль­шой организационной работой.

Начинается она с педагогического совета, на котором принимается решение – школа должна три года функ­ционировать без проведения текущего ремонта. Решение доводится до всех учащихся. Одновременно разрабаты­вается система мероприятий по осуществлению постав­ленной задачи. В работу вовлекаются все – педагоги, учащиеся, технический персонал, родители.

Особое внимание уделяется пропаганде бережного отношения к социалистической собственности. Для этого используются классные часы, лекторий правовых знаний и лектории для родителей. Контроль за состоянием школьного имущества и его сбережением возлагается на дежурных учащихся. Соответствующие указания включа­ются в инструкции дежурным. Информация по итогам дня, порядок передачи классных помещений между сме­нами – все это четко определяется и строго проверяется. Четко определяются также обязанности дежурных учи­телей и администрации школы по контролю за санитар­но-гигиеническим режимом и сохранностью имущества.

В некоторых школах созданы даже своеобразные штабы или, попросту говоря, комиссии, для руководства работой по сбережению помещений и оборудования.

Так, в 74-й школе Челябинска работает комиссия во главе с директором, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведую­щий хозяйством, представители ученических организа­ций и родительского комитета, шефов и технический персонал школы. В течение года комиссия проводит 4 рейда (раз в четверть) по проверке состояния клас­сных комнат и соблюдения санитарно-гигиенического режима. По итогам рейдов директор школы издает при­каз, в котором отмечаются лучшие классные коллективы, учителя и технические работники, а также анализируют­ся причины обнаруженных недостатков.

В этой школе каждый учебный кабинет закрепляется за определенным классом и передается на социалисти­ческую сохранность по актам, вручаемым комитетом комсомола и советом дружины соответствующим ком­сомольским группам и пионерским отрядам. В акте ста­вит подпись каждый ученик: отныне он несет персональ­ную ответственность за состояние своего рабочего ме­ста. На крышках парт (столов) – таблички с фамилиями учащихся, закрепленных за каждым рабочим местом.

Учебные кабинеты находятся в процессе постоянного развития. Меняется оформление, пополняется обору­дование, создаются новые экспозиции. И в этом активно участвуют сами учащиеся, новое оборудование и оформ­ление вносится в акты и берется на сохранность.

Ученический комитет контролирует несение учащи­мися дежурства по школе и классам, производит прием и передачу классных комнат по сменам, мобилизует об­щественное мнение на борьбу с недостатками в соблю­дении санитарно-гигиенического режима и путем об­щественного воздействия призывает к порядку каждого, кто замечен в порче школьного имущества.

Бережному отношению к имуществу содействует система строгого закрепления рабочего места за каждым учеником.

С 3 по 5 класс выделены санпосты, которые рабо­тают под руководством школьного врача и медицинской сестры, они следят за чистотой, качеством уборки ка­бинетов, соблюдением воздушного, светового и питье­вого режима и т.д. В школе организовано соревнование санпостов, которое освещается в регулярно выпускае­мых бюллетенях. По особому графику проходят дежур­ства санпостов и в буфете.

Комитет ВЛКСМ ежемесячно заслушивает отчеты учкома о результатах дежурств и в случае необходимо­сти принимает меры.

Таким образом, в 74-й челябинской школе сложилась и практически реализована система мер по предупреж­дению порчи имущества путем выработки у учащихся навыков бережного отношения к социалистической соб­ственности и соблюдения правил санитарии. В школе действует неписаный закон: сломал – исправь, раз­бил – почини. Этому закону подчиняются все: ученики, родители, учителя.

В 74-й школе принято советоваться с ребятами, в ка­кие классы поставить новую мебель. И дети к этому от­носятся очень серьезно: взвешиваются все «за» и «про­тив». Когда шефы приобрели для школы 2 вагона парт, возник вопрос: кому сидеть за новыми партами. Новое всегда интересно, всем хотелось, но ребята решили, что парты получат те классы, которые лучше сохраняют по­мещения и мебель.

В итоге длительной целенаправленной работы 74-я школа добилась, что здание, кабинеты, места общего пользования находятся в полном порядке, а санитарно-гигиеническое состояние школы признано образцовым. За минувший учебный год не были попорчены ни одна стена, ни один подоконник, ни одна дверь. В отличном состоянии находится мебель.

В школе стало традицией проведение праздников труда. По сути, это обычная генеральная уборка всех помещений, но ей придается большое общественное зна­чение и даже немножко романтики. От каждого класса выделяется по 4 девочки и 4 мальчика. Штаб распределяет обязанности, готовит программу торжественной части праздника, а также инвентарь и все, что необходимо для работы. Праздник начинается торжественной линейкой, на которой определяется фронт работ, сроки выполнения, порядок подведения итогов. Наряду с уча­щимися в работе принимают участие учителя, технический персонал и администрация школы. Звонок возвещает о начале уборки. По школьному радио звучат пионерские песни, музыка, периодически передается информация учкоров о ходе работы по классам. После окончания ра­боты все участники праздника по сигналу собираются в актовый зал, где организуются игры, действуют аттрак­ционы, поются песни, а члены штаба тем временем под­водят итоги. Праздник заканчивается торжественной ли­нейкой, на которой объявляются результаты работы, осо­бо отличившиеся награждаются. На следующий день об итогах сообщается всей школе в специальном выпуске стенной газеты и передаче радиоузла.

Существенное значение для воспитания любви к тру­ду и бережного отношения к школьному имуществу имеет хорошо организованное соревнование классов с производственными бригадами шефов. Соревнующиеся проводят взаимопроверки порядка и чистоты на рабочих местах. Практикуются и встречи отличников учебы и луч­ших производственников-шефов. После официальной части обычно проводится экскурсия ребят на предприя­тие. Шефы с гордостью рассказывают школьникам о куль­туре производства, о бережном отношении к инструмен­там и материалам, о лучших рационализаторах. Так, на одной из встреч шефы рассказали, что из сэкономлен­ного листового железа смогли в свободное от работы время изготовить для школьного кабинета истории 2 комплекта настенных шкафов и разборные ящики для хранения наглядных пособий общей стоимостью свыше 1 тыс. рублей. Такие встречи оказывают большое вос­питательное влияние на детей.

Часто приходит в школу Николай Степанович Задков, экономист строительного управления «Промстрой-2» треста «Челябметаллургстрой», который рассказывает учащимся, какую выгоду получает производство от соб­людения режима экономии, как бережливость способ­ствует росту производительности труда и улучшению ка­чества продукции, какие выгоды это дает производству и государству.

Большую помощь школе в выработке у учащихся бережного отношения к имуществу, трудовых навыков и соблюдения правил гигиены оказывают и родители. В начале учебного года каждый из родителей знако­мится с состоянием школьного здания, классной ком­наты и закрепленного за его ребенком места. На роди­тельских собраниях отец или мать садятся за рабочее место своего ребенка и таким образом как бы включают­ся в общую борьбу за сохранность школьного имущест­ва. По инициативе родительского комитета школы каж­дая семья ежегодно отрабатывает три часа на ремонт­ных и других работах в помощь школе.

Следует отметить, что родители относятся к этим работам с большой ответственностью, а иногда и с эн­тузиазмом. Работая вместе с детьми, которые под их руководством красят парты, подносят инструменты, по­могают мыть полы после побелки, родители показывают детям пример трудолюбия, имеющий большое воспита­тельное значение. Для проведения ремонта создана собственная ремонтная база. В ма­стерских изготовляются валики, стремянки, петли для парт и другие предметы, необходимые для ремонта.

В работу по сохранению школьного здания, в об­суждение и решение практических вопросов поддер­жания чистоты включены и технические работники шко­лы. При подведении итогов смотра обязательно отме­чаются лучшие среди них.

Таким образом, в сохранении школьного здания, поддержании определенного порядка, береж­ном отношении к имуществу принимают участие уча­щиеся и их родители, все работники школы, шефы, об­щественность.

В результате такой организации дела школа полу­чила возможность из года в год сокращать объем ре­монтных работ, экономить значительные государствен­ные средства и строительные материалы.

Это не значит, конечно, что в 74-й школе совсем нет нерешенных задач, но сделано главное – кропот­ливой повседневной работой в течение последних лет заложены крепкие традиции режима экономии. Повысилась ответственность учащихся за сохранность школьно­го имущества, дети стали более организованны и дисцип­линированны.

Так или примерно так обстоит дело и в ряде дру­гих школ Челябинской области.

Опора на самодеятельность и инициативу детей, на формирование правильного общественного мнения уча­щихся, систематический контроль и поддержание рабо­чего ритма дали возможность обеспечить в многих школах области высокий уровень дисциплинированности учащихся, личную заинтересованность каждого ученика в поддержании порядка и чистоты в школе, развитию которых способствуют органы ученического самоуправ­ления.

Опыт лучших школ позволил областному отделу на­родного образования объявить областной смотр на звание «Школа образцового состояния». Сейчас уже 66 школ нашей области удостоены этого почетного зва­ния.

Эти школы, часть из которых была перечислена выше, добились значительных успехов не только в эко­номическом воспитании учащихся и введении режима экономии, но и в совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса. Образцовое состояние школь­ных помещений, планомерное развитие кабинетной си­стемы, высокая дисциплина и организованность учащих­ся – все это позволяет из года в год повышать качест­во знаний и воспитанность учащихся.

Школы, которым присвоено звание «Школа образ­цового состояния», имеют высокую успеваемость. Все учащиеся микрорайонов этих школ охвачены средним об­разованием, своевременно заканчивают восьмые классы и средние учебные заведения. Особое внимание в этих школах уделяется режиму экономии. К следующему учебному году школы готовятся не в течение полутора-двух летних месяцев, а круглый год, по сути ежедневно. На опыте учащиеся убеждаются в том, что за счет сэкономленных благодаря их бережливости средств шко­ла укомплектовывается дополнительным оборудовани­ем, технически лучше оснащает учебные кабинеты, рек­реации и т.д. За последние 4 года в этих школах вновь оборудовано за счет сэкономленных средств около 300 учебных кабинетов. Так, на конкретных примерах, ученики убеждаются в значении и эффективности режи­ма экономии.

Исходя из накопленного опыта каждая школа четко определяет конкретное содержание и формы экономи­ческого воспитания учащихся, знакомства их с основами экономики социалистического производства, формиро­вания таких качеств личности, как бережливость, социалистическая деловитость, расчетливость, трудовая актив­ность, прилежание, исполнительность и ответственность.

Таким образом, воспитание бережного отношения к социалистической собственности, сокращение расходов на ремонт школьного здания и оборудования, создание в коллективе микроклимата, содействующего выработке у учащихся коммунистического отношения к труду и народ­ному достоянию, становится практической составной частью работы по совершенствованию учебно-воспита­тельного процесса.

Нар. образование. – 1979. – № 12.