logo search
Сборник статей

Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей

Соавтор О.А. Ворожеева

Начавшиеся в России в конце 80–х гг. социально-экономические и политические преобразования обусловили необходимость существенных изменений содержания образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. школа (в широком смысле слова) должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономи­ческих отношений, формирования новых жизненных установок личности [6]. В ней также утверждается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед российским образованием сегодня стоит задача экономической подготовки для всех членов современного общества, особенно молодежи. Мы согласны с мнением С.В. Раскиной о том, что экономическая грамотность населения, особенно молодежи, является показателем достигнутого уровня цивилизованности общества, потенциалом для его дальнейшего развития [9, с.3].

Эффективность экономического образования подрастающего поколения напрямую связана с уровнем экономической грамотности и воспитанности учителей. Мы убеждены в том, что овладение педагогами системой экономических знаний, умений и навыков является залогом дальнейшего развития российской экономики, а следовательно, залогом роста благосостояния и культуры нашего народа, всестороннего, гармоничного развития человека [1, с.22–23].

Таким образом, особую актуальность на сегодняшний день приобретает проблема экономического образования педагогических кадров. Данное положение находит свое отражение в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Федеральной программе развития образования в России на 2000–2002 гг. и других нормативных документах. Так, одной из стратегических задач Программы развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Челябинской области является «повышение культуры экономической деятельности на территории Челябинской области на основе роста качества образования выпускников вузов области» [8, с.8].

Мы также солидарны с мнением Л.Е. Эпштейна в том, что педагог как член общества является участником экономической жизни данного общества, поскольку субъектом экономической деятельности является каждый человек, независимо от профессии [11, с.12]. Из этого следует, что учитель должен отвечать требованиям, предъявляемым обществом как к его педагогической подготовке, так и к подготовке экономической.

Диапазон актуальных проблем экономического образования молодежи, в том числе и проблем подготовки будущих учителей, изучаемых педагогической наукой, характеризуется широким понятийным рядом: «экономическая культура», «экономические знания, умения, навыки», «экономическая деятельность», «экономическое мышление», «экономическое сознание», «экономические интересы», «экономические убеждения», «экономическое поведение», «экономические потребности», «экономическое воспитание, обучение, развитие» и т.д. [2, с.17]. Однако для успешного осуществления экономического образования будущих учителей прежде всего необходимо пояснение понятий «экономическое воспитание» и «экономическое образование».

Данная необходимость обуславливается многоаспектностью вышеперечисленных понятий, приведшей к наличию различных подходов к их толкованию в педагогической науке. Так, Н.Я. Клепач, В.Д. Попов и Л.Е. Эпштейн в работе «Экономическое воспитание масс: организация и эффективность» (1979) рассматривают экономическое воспитание как система­ти­че­ское, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования экономических знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное – экономического образа мышления и деятельности [5, с.19].

Десятилетием позже, в 1988 г., А.Ф. Аменд трактует экономическое воспитание как систематический, целеустремленный совместный процесс педагогического и ученического коллективов, родительской общественности, направленный на формирование у учащихся экономического стиля мышления, знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, на воспитание бережливости, экономности, экономической расчетливости, деловитости, организованности, ответственности, дисциплинированности, коллективизма, пр­е­д­­­при­имчивости [1, с.50–51].

С точки зрения Н.П. Рябининой (1984), экономическое воспитание представляет собой «планомерный и систематический процесс, направленный на формирование у учащихся основ научных экономических знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для сознательного участия в экономических отношениях» [10, с.30].

Ученые Ю.А. Соколов и В.А. Тешкин (1986) в статье «Основные направления и пути совершенствования экономического воспитания в вузах» [3] трактуют экономическое воспитание как целенаправленное формирование у молодежи экономического мышления и экономической культуры, а на этой основе – выработку таких норм поведения и практических действий, которые необходимы для эффективного развития общественного производства.

Исследования в области экономического образования молодежи значительно активизировались в конце 1980–х – начале 1990–х гг. в связи с развитием рыночных отношений в нашей стране. Особенно актуальной стала проблема экономической подготовки будущих учителей в связи с возникшим дефицитом соответствующих педагогических кадров.

Исходя из современной социально-экономической ситуации в России, целью экономического образования является «формирование четких мировоззренческих позиций личности, адаптация ее к экономической реальности и социальному окружению, а также ее экономическая социализация, ее нравственно-духовная цельность» [4, с.272].

Авторы концепции непрерывного социально-экономического образования и воспитания молодежи В.А. Поляков и И.А. Сасова центральной идеей непрерывного экономического образования считают «постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности» [7]. Отсюда следует вывод о необходимости экономического образования будущих учителей.

Учеными сегодня рассматриваются различные аспекты экономической подготовки будущих учителей. Так, например, И.Н. Аленченковым, Ш.Н. Файзуллаевым изучены общие вопросы подготовки учителей к экономическому образованию и воспитанию школьников. Т.Н. Пильщикова, в свою очередь, рассмотрела процесс формирования экономического мышления студентов педвузов. Н.П. Рябининой описана теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению эколого-экономического образования. А.А. Сысоева заострила внимание на проблеме формирования экономической культуры студентов педвузов. С.В. Раскина, И.Г. Рябова указали на необходимость подготовки будущих учителей к осуществлению экономического образования и воспитания младших школьников.

Таким образом, анализ передового педагогического опыта позволяет нам сделать вывод о том, что проблема экономического образования будущих учителей в педагогической теории и практике изучается. Подготовка экономически грамотного учителя, обладающего современным экономическим мышлением, способного подготовить молодое поколение к профессиональному самоопределению и самореализации личности в рыночных отношениях, – проблема наиболее актуальная на настоящий момент.

Библиографический список

  1. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: метод. реком. / А.Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – 72 с.

  2. Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: моногр. / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. – 152 с.

  3. Вопросы экономического образования и воспитания: тез. VIII межвуз. семинара. – Челябинск: ЧГПИ, 1986.

  4. Грохольская, О. Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе. 1917–1997 гг.: дис. … д-ра пед. наук / О.Г. Грохольская – М., 1997. – 322 с.

  5. Клепач, Н.Я. и др. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность / Н.Я. Клепач. – М.: Экономика, 1979. – 224 с.

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нар. образование. – 2002. – № 4. – С. 254–269.

  7. Поляков, В. А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В.А. Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 19–26.

  8. Программа развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Челябинской области на 2000–2005 годы. – Челябинск: ЧГПУ, 2000. – 21 с.

  9. Раскина, С.В. Управление подготовкой будущих учителей к осуществлению экономического образования младших школьников: дис. … канд. пед. наук / С.В. Раскина. – Челябинск, 2001. – 186 с.

  10. Рябинина, Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: дис.…канд. пед. наук / Н.П. Рябинина. – Челябинск, 1984. – 184 с.

  11. Эпштейн, Л.Е. Вопросы экономического воспитания учащихся в средней школе / Л.Е. Эпштейн // Социально-экономические проблемы народного образования. – М.: Просвещение, 1969. – 154 с.