logo search
Сборник статей

Экономические знания – школьникам

Экономическое образование – важная часть коммунисти­ческого воспитания подрастающего поколения. Оно играет большую роль в формировании активных и сознательных стро­ителей коммунистического общества, в подготовке к трудовой деятельности.

Экономическое образование в школе осуществляется: во время уроков, в процессе ознакомления с работой предприя­тий, общественно полезного и производительного труда уча­щихся.

Школьная программа представляет самую широкую воз­можность для экономического образования учащихся. Однако учителю приходится строить систему изучения основ эконо­мики и определять наиболее интересные и эффективные мето­ды подачи учащимся экономических знаний. Экономические знания учащихся должны представлять систему сведений из политической экономии, раскрывающей закономерности раз­вития социалистического способа производства, его преиму­щества перед капиталистическим. Кроме того, учащиеся дол­жны познакомиться с общими для всех отраслей основами экономики предприятия. Вместе с тем необходимо вырабаты­вать у учащихся умения и навыки простейшего экономического анализа различных сторон их деятельности. Экономические знания могут остаться неиспользованными, если у учащихся не пробудить интерес и не вызвать потребность в их приме­нении, если не включить учащихся в организационную дея­тельность, дающую возможность на деле употребить знания, умения и навыки.

Экономическое образование необходимо вести, начиная с первого класса.

Интересная работа в начальных классах проводится учите­лями средней школы № 2 г. Коркино. Для проведения бесед о бережливости в 1 классе удачно используются материалы учебника при чтении статей: «Где мои вещи?», «Всякой вещи – свое место», «Хлеб» и др. По теме «Всякой вещи – свое место» учительница выбрала такую целевую установку: показать на конкретных примерах стоимости школьного оборудования необходимость бережного обращения с ним. В заключитель­ной части урока учащиеся выучили отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память», в котором говорится о значении бережливости.

А в конце недели был проведен конкурс учащихся 1-х клас­сов на лучшее содержание учебников и тетрадей. Подобная работа проведена во 2-х и 3-х классах на уроках и во внеуроч­ное время с определенной тематикой: «Береги вещи», «Наша школа – наш класс», «Хлеб – всему голова», «Богатства Ро­дины множатся трудом людей», «Мы и природа», «Место на­шей области в 9-й пятилетке страны», «Школьные заботы – дело государственное».

Если в начальной школе – это в основном беседы о бе­режливости, то в 4 – 10 классах изучается серьезный мате­риал по экономике страны. Учебный курс экономической гео­графии СССР в 8 классе предусматривает подробное изуче­ние ряда конкретно-экономических тем: «Структура народного хозяйства СССР», «Основные принципы размещения социа­листического производства», «Преимущества социалистиче­ской системы хозяйства перед капиталистической», «Основная экономическая задача СССР на современном этапе».

В курсе обществоведения десятиклассники изучают основы политической экономии.

Творческий подход учителя к решению проблем экономи­ческого образования на уроке – залог успеха всей системы экономического воспитания в школе. Использование на уроках наглядности, широкое привлечение учащихся к экономическим расчетам, постановка перед ними познавательных задач, прак­тические работы – все эти методы должен взять на вооруже­ние учитель, серьезно озабоченный экономическим воспита­нием школьника.

Так, в спецшколе-интернате № 4 г. Челябинска на уроках обществоведения у учителя Т.М. Амплеевой в течение не­скольких лет сложилась традиция проводить социологические исследования при изучении темы «Труд и распределение при социализме». Вначале учитель сообщает о том, что еще в пер­вые годы Советской власти, когда появились первые школы-интернаты, ясли и другие детские учреждения, В.И. Ленин назвал их ростками коммунизма, завещая беречь и укреплять эти ростки. Теперь в нашей стране имеется целая система та­ких учреждений. Народное образование и медицинское обслу­живание, содержание детских здравниц и пионерских лаге­рей – все это финансируется государством за счет общест­венных фондов. Учительница дает определение общественных фондов и указывает на их основные источники образования. Затем каждый ученик получает задание произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, а сам ученик за всю свою жизнь. Чтобы выполнить это задние, ученику необходимо знать: состав семьи (в том числе: работающие, пенсионеры, учащиеся и т.д.); общую зарплату семьи в год; сколько средств потребляется членами семьи из общественных фондов в течение года.

Учащиеся подсчитывают количество денег, затрачиваемых государством на обучение детей, содержание их в дошкольных учреждениях, на выплату пенсий, различных пособий, оплату путевок, выплату по временной нетрудоспособности, оплату отпусков, на лечение, содержание квартиры и т. д. Для выпол­нения задания учащимся дается справочный материал. Полученные сведения-расчеты сводятся в таблицу, кото­рая выглядит так:

№ п/п

Фамилия, имя

Состав семьи

Общая зарплата в семье в год

Общая сумма выплачивае­мых семьей налогов

Сумма, полученная се­мьей за год из общест­венных фондов

Урок обществоведения в средней школе № 2 г. Коркино ведет учительница В.И. Кокорина, тема урока «Труд и рас­пределение при социализме». Раскрывая сущность многосто­роннего повышения благосостояния советского народа, учи­тель проводит беседу по таблице, характеризующей важней­шие показатели роста благосостояния советского народа в 1971–1975 годах (таблица составлена по материалам XXIV съезда КПСС).

В процессе урока ученики сами сделали вывод о том, что доходы по труду на одну треть дополняются ныне выплатами из общественных фондов, и самостоятельно вычислили процент общего прироста за 9-ю пятилетку.

При изучении темы «Хозрасчет и рентабельность» учащие­ся узнают о показателях роста прибыли в нашем народном хо­зяйстве. Однако знать общую величину прибыли еще недоста­точно для того, чтобы определить, хорошо ли работает пред­приятие. Необходимо еще вычислить его рентабельность. Для этого на уроке сравниваются показатели двух предприятий. Допустим, один завод получил за год 10 млн прибыли, вто­рой – 8 млн. Какой из них работает лучше?

Класс узнает, какими производственными фондами распо­лагают оба завода, затем рассчитывает норму балансовой рен­табельности, т.е. сколько прибыли получено на 1 рубль про­изводственных фондов.

Внимание учащихся к отдельным вопросам экономики об­ращается и в процессе изучения курса химии. С разговора о правильном расходовании реактивов и бережном отношении к оборудованию химического кабинета учитель переходит к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства, последовательно формируя тем самым у учащихся экономические понятия. Так, например, в 8 классе при изучении темы о получении серной кислоты учащимся предоставляется возможность поработать над видо­изменениями технологической схемы, чтобы увеличить выпуск готовой продукции, сэкономить сырье и продумать вопрос ис­пользования отходов производства. На этом же уроке учащие­ся делают вывод, что значительно дешевле в сернокислом производстве использовать в качестве сырья флотационный колчедан, чем добывать его для этих целей в виде руды.

Многие учителя математики удачно используют конкрет­ный экономический материал при составлении текста задач. Так, в 4-х классах решаются задачи такого содержания: «На 112 километров пути шофер израсходовал 35,8 кг бензина. Сколько бензина сэкономит шофер, если норма расхода на 1 км пути 0,36 кг?».

В 5-х и 6-х классах по теме «Проценты» учащимся предла­гается решить ряд задач с экономическим уклоном. Например, «За время Великой Отечественной войны гитлеровские захват­чики нанесли ущерб нашей Родине в 679 млрд. рублей. Из них 249 млрд рублей приходится на РСФСР. Сколько про­центов всего ущерба составляет ущерб, принесенный РСФСР?».

При решении этой задачи учитель проводит беседу о том, что если бы не война, то средства, затраченные на восстанов­ление народного хозяйства, могли бы значительно ускорить рост благосостояния народа, ускорить технический прогресс в стране.

Опыт лучших школ и отдельных учителей говорит о том, что у нас созданы все предпосылки для системного подхода к экономическому образованию в процессе обучения. Создание стройной системы – предмет специального исследования, но первые попытки свидетельствуют о том, что мы находимся на правильном пути. Совершенно справедливо лучшие учителя школ области, отбирая из большого арсенала экономических сведений главное, строят свою работу по экономическому вос­питанию и образованию учащихся последовательно в 3 на­правлениях:

1.Сравнительный анализ политической экономии социализма и капитализма.

2.Изучение экономики социалистического производства.

3. Последовательное знакомство с конкретной экономикой предприятия, учреждения, школы, семьи и т.д., опираясь на ранее полученные учащимися знания и умения, навыки и жизненные наблюдения.

Развитию экономических знаний, навыков экономического анализа, необходимых для работников народного хозяйства, способствуют ознакомление школьников с хозяйственной дея­тельностью предприятий, непосредственное участие в общест­венно полезном и производительном труде, беседы, лекции, диспуты – т. е. вся внеклассная и внешкольная работа по эко­номическому воспитанию.

Существуют самые различные формы и методы организа­ции внеклассной и внешкольной работы по экономическому образованию. Основными этапами в организации внеклассной работы школы по экономическому образованию учащихся мо­гут быть следующие:

во-первых, четкое планирование, решение организационных вопросов, связанных с материальной базой и объектами для практики, экономическая пропаганда;

во-вторых, разнообразие форм работы по экономическому образованию и воспитанию бережливости у детей начальных классов;

в-третьих, практическое знакомство с экономикой предпри­ятия, встречи, беседы, классные часы, активное участие и об­щественно полезном и, частично, производительном труде уча­щихся 4–7 классов;

в-четвертых, организация производительного труда стар­шеклассников, практическое знакомство их с экономикой про­мышленного или сельскохозяйственного предприятия, стройки.

Известно, что первоначальной ступенью всякой системы является планирование, поэтому в общешкольных планах учебно-воспитательной работы следует не только намечать от­дельные мероприятия, но и иметь раздел «экономическое вос­питание», в котором легче установить систему и выделить та­кие подразделы, как сообщение экономических знаний в учеб­ном процессе, организация наглядной агитации в школе по экономическим вопросам и эффективности общественно полезного труда учащихся, практическое участие в работе шефству­ющего предприятия и знакомство с его экономическими пока­зателями, вовлечение учащихся в общественно полезный, про­изводительный труд в строительных отрядах, ученических производственных бригадах, в школьных лесничествах, пути внедрения режима экономии в школе.

Школьное экономическое образование в значительной мере опирается на наглядную пропаганду, способствующую более четкому определению эффективности и целесообразности об­щественного труда. В школах, как правило, оформляются стенды, отражающие основные экономические показатели 9-й пятилетки: «От съезда к съезду!», «Наш город в 9-й пятилетке», «Коммунизма шаги сажени», «Я планов наших люблю громадье», «Пятилетка – нам и мы –

пятилетке», «Цифры и факты» и другие. Такие стенды сами по себе не решают проблем экономической пропаганды, но нацеливают коллектив, учителей и учащихся на практическое решение отдельных вопросов экономического воспитания.

В школе № 2 г. Коркино на протяжении последних пяти лет в планы воспитательной работы 4–10 классов включают­ся мероприятия по экономическому воспитанию с примерной тематикой: «Хозяйствовать в собственном доме (квартире)», «Главное направление хозяйствования», «Прибыль и убыль в хозяйстве», «Природа вокруг нас и что она дает человеку?».

На классных часах, пионерских сборах и комсомольских собраниях с учащимися последовательно обсуждается более узкая и конкретная тематика, например: «Минута – час бере­жет», «Стандартно – это прогрессивно и почему?», «Урожай­ность рубля», «Зачем государству прибыль?», «Рычаги эконо­мической реформы» и многие другие.

Внеклассная работа по экономическому образованию в стенах школьного здания должна составлять меньшую часть. Главное – развитие знаний на практике. Например, с такими экономическими понятиями, как рентабельность, экономиче­ский эффект, себестоимость, оптовая, отпускная цена готового изделия ученики школы № 17 г. Челябинска знакомятся в це­хах № 1, 2, 6, 11 подшефного завода дорожных машин имени Колющенко.

Знакомство с экономикой предприятия происходит путем личных встреч и бесед с представителями предприятия, кото­рые в доступной форме раскрывают перед учащимися эконо­мическую необходимость, роль и место данного предприятия в экономике страны. Во время экскурсий и бесед учащиеся узна­ют о производительности труда, себестоимости продукции, ее народнохозяйственном значении и т.д. Для старшеклассников огромное значение имеют комсомольские экскурсии, во время которых они видят отношение комсомольцев к труду, их вклад в «комсомольскую копилку», значение этой «копилки» для предприятия.

Завод дорожных машин имени Колющенко в г. Челябинске уже много лет шефствует над средней школой № 17. Это одно из старейших предприятий города с богатыми революционны­ми и трудовыми традициями. Старые коммунисты, ветераны завода возглавили идейно-политическое воспитание в школе. А отдельные руководители предприятия проводят большую работу по экономическому воспитанию. Здесь проводятся специальные занятия по теме «Экономика нашего завода». Фор­мы таких занятий не только лекции и беседы, но и практиче­ское применение учащимися знаний, полученных во время частых и содержательных экскурсий на завод. Ребята рассчи­тывают и анализируют несложные трудовые процессы, разрабатывают некоторые элементы режима экономии на предприя­тии и т.д. Например, опираясь на данные, получаемые из пла­нового отдела, десятиклассники вычислили прогноз себестои­мости грейдера и бульдозера к концу 9-й пятилетки.

Таким образом, работа кружка, факультатива или знаком­ство с элементами экономики предприятий на уроках носят практический характер, так как учащиеся осознают не только необходимость, но и непосредственную пользу от полученных знаний и применения их на практике. На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести элементарные умения и навыки, используемые непосредственно в производительном труде и общественно полезной деятельности.

За последнее время получили широкое распространение различные формы трудового воспитания школьников: строи­тельные бригады и отряды, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние спортивно-трудовые лагеря и т.п. Общественно полезный и производительный труд учащихся здесь должен сочетаться с предварительным и со­путствующим изучением некоторых конкретных вопросов эко­номики предприятия.

Перед организацией работ в строительных бригадах и от­рядах учителя и руководители стройки должны познакомить ребят с той ролью, которую играет социалистическая промыш­ленность в создании материально-технической базы комму­низма, с положением о социалистическом предприятии, с но­вой системой планирования и экономического стимулирования в строительстве. Здесь же учащиеся могут освоить основы планирования и управления промышленным производством.

Организуя производственную практику девятиклассников на стройке или в цехе завода, школа ставит перед ними кон­кретные цели: понять, что себестоимость продукции – один из важных показателей работы предприятия; познакомиться с факторами, определяющими себестоимость продукции на рабочем месте, в бригаде, на участке и на всем предприятии. Но главное, старшеклассников надо учить определять резервы производства и пути снижения себестоимости продукции, по­вышения производительности труда.

В ученических бригадах следует проводить беседы о путях повышения качества строительно-монтажных работ и культуре производства, о научной организации труда строителей, о нор­мировании и оплате труда в строительстве, о хозрасчете и системе премирования. Ребят надо знакомить с важнейшими направлениями технического прогресса в строительстве, пере­довыми методами труда, с основами трудового законодатель­ства, с колдоговором, правами и обязанностями молодых ра­бочих и т.д.

Таким образом, может быть достигнута цель производи­тельного и общественно полезного труда учащихся – единст­во трудового и экономического воспитания.

Некоторое своеобразие имеет экономическое образование в ученической сельскохозяйственной бригаде. Здесь предвари­тельное знакомство с вопросами экономики сравнительно неве­лико, основное узнается на практике во время анализа и пла­нирования практической деятельности бригады.

Известно, что ученические производственные бригады ока­зывают большую помощь сельскому хозяйству. Например, чле­ны ученической производственной бригады Никольской сред­ней школы Октябрьского района вырастили 13,4 тыс. уток, сохранили 84,4 % поголовья, сдали государству 20 тонн ути­ного мяса на сумму 32 830 рублей. Замечательно работают на полях и пастбищах ребята Калининской средней школы Брединского района, которые дают показатели выше, чем в сов­хозе.

На первом этапе, на уроках, в специальных беседах-лекци­ях перед работами в бригаде учащимся рассказывается о тру­довых и материально-денежных затратах в процессе производ­ства сельскохозяйственной продукции (трудовые затраты: человеко-часы, зарплата; материальные: семена, удобрения, корм, горюче-смазочные материалы; денежные: амортизаци­онные ремонтные отчисления, прочие прямые затраты, наклад­ные расходы, материальные затраты в денежной оценке). Здесь же старшеклассники знакомятся с различными видами себестоимости (плановая, производственная, коммерческая).

В целях изучения себестоимости по элементам затрат уча­щиеся под руководством агронома или бухгалтера проводят анализ фактически сложившейся в данном хозяйстве себестои­мости продукции на примере возделывания одной из сельско­хозяйственных культур. Данные для анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции берутся из годового отчета «Калькуляция продукции растениеводства (животноводства)».

Проблемный круг экономической педагогики очень велик: определение целей и средств экономического образования чле­нов общества, вопросы институционного порядка экономиче­ского воспитания и образования, определение степени их воз­действия на процесс формирования отдельной личности и др. Своими первостепенными задачами экономическая педагогика считает выработку у каждого человека осмысленного отноше­ния к экономике, способности к успешным экономическим дей­ствиям, побуждение к приобретению необходимых знаний для решения экономических проблем, оказание действенной помо­щи каждому молодому человеку, когда он был бы в состоянии организовать свою жизнь так, чтобы экономика занимала в ней соответствующее место.

Главную цель экономического воспитания представители экономической педагогики видят в том, чтобы «...молодой че­ловек получил позитивное отношение к обществу, без кон­фликта нашел путь к месту, отвечающему его индивидуаль­ности» [3].

Сообщение молодому поколению экономических знаний, и навыков должно происходить таким образом, «... чтоб ему открылось понимание, что все экономические знания только тогда имеют практическую ценность, если могут быть приме­нены внутри определенной экономической системы, а этим са­мым внутри определенного общественного строя» [3].

Экономическое воспитание и, в частности, его важнейшая составная часть – экономическое образование являются в ФРГ постоянным объектом экономической и социально-поли­тической борьбы. Сугубо прагматическому подходу западно­германской буржуазии к экономическому образованию трудя­щихся масс противостоит установка КПГ. Исходной позицией в решении данного вопроса для коммунистов является пони­мание огромного значения воздействия экономического обра­зования на исход классовой борьбы. Подчеркивая в своих про­граммных документах обоснованность требований рабочего класса на участие в управлении, на «...обеспечение влияния рабочих на экономическую политику крупных концернов, на торговую политику, на административное управление, на ре­шение вопросов о прибылях, дивидендах... и прежде всего на экономическую политику правительства ФРГ и правительств земель» [1], западногерманские коммунисты отмечают, что осуществление этих требований возможно только при наличии высокого уровня классовой сознательности и экономической грамотности трудящихся.

Западногерманские коммунисты считают своим почетным долгом содействовать распространению идей марксизма в ФРГ, «добиваться понимания рабочим классом сущности учения о прибавочной стоимости, вырабатывать критический подход к экономической политике ФРГ...» [2]. При этом КПГ в своей работе использует различные формы: теоретические кружки и семинары, выступления на страницах официальной печати и по радио, издание специальной литературы и выпуск неболь­ших рабочих газет.

Политика образования в Западной Германии все более вы­ступает в качестве важного инструмента усиления господства класса буржуазии. Она преследует цель выработать у трудя­щихся способность достигать наибольших результатов в про­цессе производства прибыли, а также сформировать их идео­логически так, чтобы они признавали естественным существу­ющий строй и безропотно подчинялись ему.

Решение этих задач в значительной мере ложится на плечи работников системы образования, участвующих в воспроиз­водстве личного элемента производства – рабочей силы. От­сюда понятен интерес союзов предпринимателей, работодате­лей и немецких промышленников к практическим вопросам экономического образования учителей и подрастающего поко­ления, а также к теоретическому осмыслению основных проб­лем экономического воспитания и образования.

Начало активному сотрудничеству между школой и эконо­микой положили первые 7 рабочих обществ, организованных в 1953 г. в Нижней Саксонии, которые объединили учителей всех рангов с целью улучшения освоения, понимания мира экономики. Выход в свет (1959) первого официального доку­мента в истории немецких союзов предпринимателей – реко­мендации «Сотрудничество между школой и экономикой на службе молодежи» – явился дальнейшим толчком к созданию множества специальных органов, пытающихся охватить все области работы по образованию и пронизать их интересами монополий. К числу крупнейших из них принадлежат: Немец­кий промышленный институт, Этлингское объединение – ор­ган экономики по вопросам системы школьного и профессио­нального образования, экономическая академия для учите­лей и др.

Требования и конкретные предложения немецких промыш­ленников по улучшению экономической подготовки учителей были изложены на заседании Сентябрьского общества в 1962 году в Кёльне. Подчеркивая необходимость хорошей экономи­ческой подготовки, вытекающей из важнейшей задачи учителей – готовить и вводить молодое поколение в мир экономи­ки, – представители промышленных кругов требуют:

Были предложены различные пути для достижения постав­ленной цели –

улучшения экономической подготовки учите­лей:

а) промышленная практика для изучающих педагогику и для учителей народных и профессиональных школ;

б) введение экономического материала в разделы социологии и политического образования учебных программ для будущих учителей;

в) курсы повышения квалификации (экономической) учителей, организуемые экономической академией;

г) академические курсы для учащейся молодежи в молодежном центре Франкенхоф;

д) конференции, коллоквиумы, семинары, совещания учителей с участием ведущих деятелей экономики, представителей социальной профессиональной и экономической педагогики;

е) участие в работе объединений типа «школа и экономика», «церковь и экономика», «обучение и образование» и т.д.;

ж) циклы радио-и телепередач;

з) открытие специальных экономических гимназий;

и) публикация материалов конференций и семинаров, издательство специальной экономической литературы и методических пособий для учителей.

Промышленная практика для студентов педагогических ву­зов и уже работающих учителей явилась результатом сотруд­ничества между школой и экономикой. Проверка действенно­сти этого метода повышения уровня экономической квалифи­кации проводилась с 1957 по 1961 год в 84 группах вузов на 380 промышленных предприятиях.

За 4 недели физического труда на производстве будущие учителя знакомятся с условиями труда на предприятии и вско­ре должны определить, какую помощь они могут оказать мо­лодым людям, идущим из школы на производство. 2-х недельная последующая информация дает возможность учителям изу­чить предприятие как целостное устройство, расширить диапа­зон экономических знаний [6].

В тесном сотрудничестве с академией для руководящих кадров работает экономическая академия для учителей. Ею организуются регулярно курсы повышения квалификации учи­телей различных земель ФРГ с целью усовершенствования их экономических и политических знаний (до 1963 года было про­ведено 57 циклов подобных курсов). Программа курсов охва­тывает 3 ступени, продолжительность занятий на каждой сту­пени одна неделя; программа охватывает вводный, основной и заключительный курсы.

Вводный курс:

Основной курс:

Заключительный курс:

Право решающего голоса немецких промышленников в оп­ределении объема и содержания экономического материала во всех учебных программах, отсутствие единой программы и единых требований по экономическому образованию в рамках всей страны, бессистемный, обусловленный только конкретны­ми, практическими интересами предпринимателей подбор изу­чаемого материала еще раз свидетельствует о том, что эконо­мические знания даются трудящимся массам лишь в той мере, в которой это выгодно и необходимо классу буржуазии.

Большой активностью отмечена в последнее десятилетие деятельность таких институтов, как Рурский семинар, Этлингское объединение, комитет «Молодежь и образование», Ин­ститут повышения квалификации в области социальной и эко­номической политики, а также рабочие объединения: «Обучение и образование», «Студент и экономика», «Школа и эконо­мика» и др. Каждое объединение избирает свои формы рабо­ты, в зависимости от возраста и рода занятий охватываемых ими членов общества. Некоторые направления деятельности этих объединений отражены в уставе Рурского семинара:

«§ 1.1. Содействовать повышению уровня образования учи­телей в области экономики...