logo search
Сборник статей

Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе

Ныне действующие учебные планы и программы об­щеобра­зова­тель­ных школ представляют самую широкую возможность для экономического образования в учебном процессе на основе дифференцированного подхода с уче­том психолого-возрастных особенностей учащихся млад­шего, среднего и старшего возраста.

Главной задачей экономического воспитания учащих­ся начальных классов в учебном процессе является при­витие определенных навыков, которые позже трансфор­мируются в конкретные экономические качества.

Проблема формирования экономических качеств на уроках в начальных классах включает в себя необходи­мость знакомства детей с понятиями о бережливости, трудолюбии, деловитости, гигиене умственного труда.

Определенную возможность для решения этой про­блемы предоставляет программный материал на уроках чтения, природоведения, труда. Так, воспитание береж­ливости начинается с первых бесед о трудовой деятель­ности советских людей и необходимости беречь результа­ты их труда.

На уроках природоведения особое значение имеет выделение связей, существующих между природными факторами и трудом людей. При раскрытии этих взаимо­связей показывается созидательная роль человека в при­роде. Дети уже с первых лет обучения в школе вклю­чаются в посильную общественно полезную деятельность по охране природы, приобретают навыки бережного отно­шения к ее богатствам. Процесс обучения детей поиску рациональных решений в трудовой деятельности харак­теризуется определенной плановостью и последователь­ностью. Вначале объясняется значение плана, приводят­ся яркие факты, показывающие, насколько разумно спла­нированный труд эффективней плохо продуманного. Затем перед изготовлением различных поделок на уроке учитель знакомит детей с предварительно составленным им планом этой работы. Учитывая конкретность мышле­ния младших учащихся, это ознакомление осуществляет­ся в наглядной, доходчивой форме.

В процессе работы и особенно после ее окончания учитель неоднократно возвращается к плану, показывая детям, насколько они соответствовали первоначальному замыслу. В дальнейшем дети привлекаются к коллектив­ному обсуждению выдвигаемых ими самими вариантов организации предстоящего дела.

Помимо уроков труда для развития рационального мышления используются также занятия по математике, русскому языку и другим учебным предметам. Можно выделить два основных пути такого использования. Во-первых, учителя стремятся привить детям элементарные навыки рациональной организации умственного труда в процессе учебных занятий; во-вторых, знакомство с эле­ментами конкретных экономических знаний. Урок мате­матики в 3 классе. Тема: «Умножение на двузначное чис­ло». Помимо дидактических задач усвоения учащимися приемов умножения двузначного числа на двузначное число учитель вводит на уроке в процессе закрепления элементы экономического образования.

В понятие «хозяйственные расходы» входит ремонт школы. Бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение чистоты представляет возможность обойтись в будущем году без текущего ремонта.

Учитель предлагает третьеклассникам, применив умножение на двузначное число, подсчитать, сколько рублей можно сэкономить, не проводя ремонта только одной классной комнаты. На доске вычерчивается таб­лица:

Таблица 2

Цена м2

Кол-во м2

Стоимость

Покраска 67 коп.

48

?

Побелка 08 коп.

98

?

Учащиеся производят вычисления. Затем класс дела­ет выводы о том, что на ремонте только одной классной комнаты экономится 40 руб. Домашнее задание: подсчи­тать экономию за счет бережного отношения к имущест­ву по всей школе, если в ней всего 18 классных комнат.

Значительную роль в экономическом воспитании уча­щихся начальных классов играет формирование такого качества личности, как деловитость. Первоначальные основы деловитости важно закладывать у детей уже в первые их учебные годы. К сожалению, в существующей школьной практике эта задача не всегда решается успешно, что отрицательно сказывается на всей после­дующей экономической подготовке учащихся. Здесь необ­ходимо прежде всего не какое-то специальное придумы­вание мероприятий по воспитанию деловитости, а дело­витость как принцип, как стиль организации всей учеб­ной, трудовой и общественной деятельности младших школьников.

Реализация этого принципа проводится по несколь­ким тесно взаимосвязанным направлениям. Одно из них ставит центральной задачей приучить детей беречь свое и чужое время. С первых же дней занятий к учащимся в этой связи предъявляется комплекс определенных требо­ваний: не опаздывать на уроки, заблаговременно гото­вить все необходимое к уроку, не держать на парте ниче­го лишнего, точно к назначенному часу являться на мас­совые мероприятия, при исполнении различного рода дел быть внимательным, строго соблюдать дисциплину и др.

Итак, привитием определенных экономических навы­ков начальная школа готовит учащихся к сознательному восприятию экономических знаний в последующие годы обучения, к формированию научных убеждений.

Постепенное повышение научного уровня, сообщения экономических знаний учащимся среднего и старшего школьного возраста невозможно без целенаправленной работы по формированию общих экономических понятий. Формирование общих экономических понятий подготав­ливает учащихся к дальнейшему экономическому само­образованию, что и является, в конечном счете, основной целью организации экономического образования в сред­ней школе. Раскрывая организационную сторону процес­са экономического образования, мы выделяем формиро­вание общих понятий как важнейшую форму сообщения экономических знаний, подчеркивая необходимость раз­нообразия различных средств и методов в осуществлении этой работы.

Например, формированию понятия «специализация и кооперирование» предшествует экскурсия на Челябин­ский абразивный завод, целью которой является изучение технологического процесса и составление его схемы при­близительно в следующем виде (рис. 1):

Рис.1. Схема технологического процесса Челябинского абразивного завода

Из этой схемы видно, что абразивный завод имеет узкую специализацию.

После того, как учащиеся уяснили, что такое специа­лизация, они сами приходят к выводу, что завод не мо­жет работать без связи с другими предприятиями. Свою продукцию он посылает в 911 городов Советского Союза и в 33 страны мира, а также имеет десятки заводов-по­ставщиков.

После экскурсии учащиеся составляют схему произ­водственных связей абразивного завода.

С помощью учителя анализируется схема и делается вывод о том, что существуют различные виды производ­ственных связей: по сырью, топливу, электроэнергии, го­товой продукции. И на основании этих выводов дается определение понятия «кооперирование».

Наиболее благодатную почву для формирования эко­номических понятий представляет курс обществоведения, как бы завершающий процесс овладения учащимися средней школы экономическими знаниями. Многие темы этого курса требуют акцентированного внимания на чи­сто экономических вопросах.

Школьная программа курса обществоведения уста­навливает определенную систему в формировании экономических понятий. Учителю важно организовать учебную работу десятиклассников так, чтобы, во-первых, закре­пить имеющиеся экономические знания у учащихся; во-вторых, активизируя познавательную деятельность уча­щихся на уроке, привлекать их к творческой работе, формировать элементарные исследовательские навыки; в-третьих, строить изучение основ политэкономии на местном материале.

Так, при изучении темы «Труд и распределение при социализме» вначале дается определение общественных фондов и указывается на их основные источники обра­зования.

Затем каждый ученик получает задание произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, а сам он за всю свою жизнь. Чтобы выпол­нить это задание, учащимся необходимо ответить на во­просы: состав семьи (в том числе: работающие, пенсио­неры, учащиеся и т.д.); общая зарплата семьи; сколько приходится из общественных фондов потребления в год на семью?

Получив от учителя справочный материал, старше­классники приступают к исследованиям. В конце урока учащимся была составлена сводная таблица.

В экспериментальной работе мы выяснили основные формы работы учителя на уроке по формированию экономических знаний у школьников.

В начальных классах знакомство на конкретных при­мерах со стоимостью школьного оборудования, необхо­димостью бережного отношения к вещам; управление и формирование привычек аккуратности, деловитости и т. п.

В IV–VII классах – это широкое использование на­глядности, привлечение учащихся к экономическим рас­четам, постановке познавательных задач, практические работы (составление различных схем, диаграмм, эконо­мических карт и пр.).

В VIII–X классах эти формы совершенствуются, ус­ложняясь, активизируя познавательную деятельность учащихся, привлекая их к творческой работе, формируя элементарные исследовательские навыки.

Успех экономического воспитания учащихся заклю­чается не только в правильной организации работы над экономическими понятиями, но и в формировании эконо­мических знаний в процессе трудового обучения на осно­ве развития определенных умений и навыков, служащих стимулом к трудовой деятельности.

Остановимся на организационных формах развития экономических знаний, интереса к ним в процессе трудо­вого обучения и воспитания. Одной из важнейших таких форм является рационализация планирования процесса трудового обучения, требующая создания конкретной формы учебно-производственного плана и установления четких принципов такой формы.

Предлагаемая форма учебно-производственного плана позволяет осуществить наиболее объективное нормиро­вание не только в объеме целого изделия, но и отдельных операций, входящих в технологию его изготовления, что приучает учащихся к правильному планированию своего времени, формирует расчетливость и деловитость.

Учебно-производственный план, как правило, состав­ляется на год. В качестве объектов работ в данном плане указываются изделия, необходимые для нужд школы, детских домов, детских садов и т.д. В марте или апреле необходимо узнать, какие могут быть получены заказы для школь­ных учебных мастерских на будущий учебный год. На основе технологической документации выясняется, на­сколько предлагаемый перечень изделий соответствует программе трудового обучения, и определяются возмож­ные сроки выполнения заказов.

В этот же период устанавливаются внутришкольные потребности мастерских, на которые также подаются заявки, включающие краткое описание изделия, его эскиз, количество, материалы и фамилию заказчиков. Заказы, которые не удовлетворяют требованиям про­граммы, либо возвращаются заказчику, либо выполня­ются во время внеклассных занятий. На каждое изделие разрабатываются чертежи и технологические карты с различной степенью детализации (полные – в началь­ный период обучения, с частичными данными – в после­дующие годы), затем устанавливаются на основе опыта (если отсутствуют расчетно-технические нормы) нормы времени на каждую операцию и на изделие в целом.

Далее составляется перечень тренировочных упраж­нений по наиболее трудным для усвоения операциям, от­мечается время на тренировку, а также количество изде­лий – в соответствии со временем, выделенным на заня­тия в мастерских. При этом учитывается время на ввод­ный, текущий и заключительный инструктажи по каждой операции (изделию) и на производительный труд уча­щихся. Заключительный момент работы – составление списка материалов, которые необходимо приобрести к новому учебному году.

Работа по учебно-производственному плану школь­ных мастерских наиболее эффективна в том случае, ког­да преподаватель вводит элементы экономического вос­питания и образования в каждый урок. Это связано, пре­жде всего, с четкой отработкой методики такого урока.

Начинается такая работа с формирования у ребят по­нятия о производительности труда и условиях для ее по­вышения, о режиме экономии и необходимости навыка расчетливости для его внедрения и т.д. Учитель на кон­кретных примерах говорит о необходимости бережно от­носиться к результатам труда.

Раскрывая сущность режима экономии на предприя­тиях, учитель на конкретном примере показывает его не­обходимость. Например, на уроке изготавливается крю­чок для вешалки под костюм. Заготовка делается с опре­деленным припуском, который потом отрубается. Отруб­ленные куски проволоки собираются отдельно и переда­ются группе учащихся, которые здесь же употребляют их в качестве заклепок или шпингалетов для закрепле­ния ножовочного полотна в слесарной ножовке, для за­готовления гвоздей и т.д.

При распиловке древесины учитель предлагает уча­щимся два диска – 1,5 и 3 мм толщиной – и разъясняет, что, пользуясь первым диском, они получают опила в 2 раза меньше. Ученики сами подсчитывают и приходят к выводу, что при резании тонких реек отход на опил сос­тавляет не менее 30 % с 1 м3 (циркулярный диск – 3 мм), а если толщина диска 1,5 мм, то отход на опил составит 15 %. При стоимости 1 м3 крепежного леса 50 – 60 руб. экономится 7 руб. 50 коп. Если в течение 5 лет в мастер­ских использовать около 25 м3 пиломатериала, то эко­номия составит 187 руб. 50 коп. Так же подсчитывается экономический эффект от различных рационализаторских предложений.

Такая система должна, на наш взгляд, обеспечивать последовательность и преемственность, дифференциа­цию, органически сочетать теоретические, экономические знания с практической деятельностью в этой области, ис­пользовать разнообразные действенные доступные формы.

Итак, разнообразие форм работы школы по форми­рованию экономических знаний подчинено единой цели – повышению уровня экономической воспитанности школь­ников. Эффективность той или иной формы организации экономического воспитания зависит, в конечном счете, от творческого, содержательного и эмоционального ха­рактера педагогических воздействий со стороны учителя. Школьники же выступают не только в роли объекта, но и субъекта воспитания и своими ответными действиями помогают решению этой задачи.

Воспитание в процессе обучения. – Челябинск, 1976. – Вып. 1.