logo search
Сборник статей

Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества

Соавторы Б.М. Болотских, А.И. Тюнин

Переход страны к рыночным отноше­ниям требует широкой экономической эру­дированности молодежи. Социально-эко­номические изменения в стране привели к актуализации проблемы поиска новых подходов к экономическому образованно, предусматривающих организацию непре­рывного экономического образования на всех ступенях обучения в общеобразова­тельной школе, что будет способствовать формированию духовно развитой личнос­ти школьника.

Современное общество нуждается в активном человеке, умеющем быстро ори­ентироваться в сложных ситуациях, само­стоятельно принимать решения, осознавать меру ответственности за свои действия. Модернизация и совершенствование эко­номического образования способствуют осознанию учащейся молодежью новых экономических понятий: акция, инвести­ция, эмиссия, стагнация, приватизация и др. В процессе экономического образова­ния школьники посредством осмысления понятий открывают систему экономичес­ких связей и отношений, в которые они включаются в ходе экономической деятельности.

Прежде чем проанализировать совре­менные теории непрерывного экономичес­кого образования и определить его специ­фику относительно общеобразовательной школы, мы рассмотрим склонные понятия.

Философские, педагогические и психо­логические направления исследований по-разному трактовали понятие «экономичес­кое образование». Обратимся к родовому понятию «образование».

Педагогическая энциклопедия опреде­ляет образование как процесс социализации, осу­ществляемый в интересах личности и об­щества [8].

Такие ученые, как Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский и А.В. Петровский, раскры­вают сущностную характеристику процес­са образования и обращают внимание на то, что под воздействием образования (в образовательный процесс включаются обучение и воспитание) формируются со­циально-ценностные качества личности, разрабатываются учебные программы. По уровню и сложности программ различают дошкольное, основное школьное, среднее и высшее образование. Современная педа­гогическая наука рассматривает образование как средство, обеспечивающее пол­ноценное развитие личности. Образование развивается на основе личностно ориентированного подхода, регламентируется Го­сударственным образовательным стандар­том и интегрируется в учебные планы (А.Б. Азимов, B.C. Автономов и др.). Н.А. Зайченко отмечает: «В отечественной педаго­гике проблемы экономического образова­ния в средней школе не являлись объектом исследования до 90-х годов и в настоящее время имеют непродолжительную семи­летнюю историю» [4, с. 101]. Развитие ры­ночных отношений в конце 80-х годов обусловило появление реформ в России в области образования, в том числе и экономического образования и воспитания. Такие ученые, как А.Ф. Аменд, П.Р. Ату­тов, Б.Т. Лихачев и др., рассматривают экономическое образование как организо­ванную педагогическую деятельность, спе­циально продуманную систему работы, направленную на формирование экономи­ческого сознания учащихся. Они считают, что экономическое воспитание должно способствовать развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, общественной актив­ности, предприимчивости.

И.А. Сасова вводит понятие «социально-экономическая подготовка», которую опре­деляет как процесс и результат усвоения учащимися элементарных экономических, социальных, правовых и нравственных категорий [10].

И.В. Липсиц понимает экономическое образование как процесс формирования экономической грамотности и нового эко­номического мышления [5].

Исследования А.Ф. Аменда по пробле­мам совершенствования экономического образования и воспитания учащихся в общеобразовательной школе раскрывают не только роль экономического воспита­ния в формировании всесторонне развитой личности школьника, но и указывают на основные направления экономического воспитания учащихся [2]. Необходимость воспитания, учитывающего экономичес­кий аспект и организацию детского коллектива, отмечают в своих исследовани­ях А.Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Ю.К. Бабан­ский, С.Я. Батышев, К.А. Иванович, М.Л. Левицкий, Б.Т. Лихачев, В.А. Поляков и др.

А.Ф. Аменд, автор многих работ по эко­номическому воспитанию и образованию школьников, экономическое образование определяет как процесс и результат усво­ения учащимися систематизированных экономических знаний, умений и навыков. А экономическое воспитание он рассмат­ривает как систематический, целеустремленный совместный процесс педагогичес­кого и ученического коллективов, роди­тельской общественности, направленный на формирование у учащихся знаний, уме­ний, навыков, потребностей, интересов, мышления [3]. Он считает, что экономичес­кое воспитание должно способствовать полноценному развитию личности школь­ника. В исследовании Г.С. Агошковой «Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения)» (1997 г.), на наш взгляд, актуальным считается ут­верждение: «Экономическая безграмот­ность основных групп населения является не только тормозом формирования новых экономических отношений, но и приводит к «теневой» и «криминальной» экономи­ке. Подрастающее поколение вовлекает­ся в нелегальные операции по торговле, и в этой связи модель криминально-эконо­мических отношений воспринимается ими как единственно возможная. Наиболее зна­чимым звеном ликвидации экономической безграмотности, безусловно, должна стать общеобразовательная школа. Различные преобразования в экономической сфере и социокультурной жизнедеятельности на­шего общества требуют инноваций и со­вершенствования системы образования и воспитания, основанных на современных научных представлениях, идеях и знаниях» [1]. Изучив диссертационные исследования последних лет, посвященные различным аспектам экономического образования и воспитания учащихся, мы пришли к выво­ду: экономическое образование в педаго­гической теории и школьной практике изучается. Ему уделяется пристальное внима­ние, изменения в структуре экономики и психология рыночных отношении постави­ли задачу переориентации в профессиях и профессиональной подготовке. Образовал­ся информационный вакуум. Потребность в экономической информации остро ощу­щается извне, но внутренне люди не гото­вы ее потребить. Не выработан професси­ональный механизм подачи информации и способы дальнейшего ее правильного ис­пользования. Приходится искать методом «проб и ошибок». Экономическое образо­вание становилось необходимым, но ото­рванным от действительности, скорее, как мода, нежели как целостная система зна­ний, играющая главную роль в формиро­вании духовно развитой личности школь­ника.

Философы и педагоги (В.Г. Онушкин, Б.С. Гершунский и др.) определяют непре­рывное образование как процесс, охваты­вающий всю жизнь человека; как аспект образовательной практики, направленный на освоение всех звеньев образовательной системы. Непрерывное экономическое об­разование в школе имеет свою специфи­ку, что подтверждено такими исследова­телями, как И.В. Липсиц, Л.В. Антонова, Л.Б. Азимов и др. [5; 6]. Специфика зак­лючается в экономической подготовке уча­щихся, передаче им базовых знаний о лич­ной, семейной и рыночной экономике и воспитании поколения, которое не будет враждебно относиться к частной собствен­ности; начальной профессиональной под­готовке старшеклассников в области эко­номических навыков предпринимательс­кой деятельности; привлечении учащихся к педагогически обоснованной производ­ственной и коммерческой деятельности [5]. Ведущие формы экономического вос­питания и образования в школе определи­ли Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина, Л. Лю­бимов и др. В своих работах они показали специфику форм в ходе изучения предме­тов, на уроках трудового обучения, во вне­школьной работе, в различных видах эко­номической деятельности и производитель­ного труда.

И.А. Сасова и В.А. Поляков раскрыли основное содержание непрерывного эко­номического образования и воспитания с учетом возрастных особенностей школь­ников. В начальной школе, опираясь на изучаемые предметы, учитель вводит ре­бенка в мир экономических понятий, зна­комя с экономической азбукой с помощью игр и простейших задач, разбора социаль­но-экономических понятий. Младшие школьники учатся распределять работу по времени, организовывать рабочее место и т.д., овладевают основами экономической культуры.

Подростки учатся цивилизованному отношению к частной собственности и за­конам, сохраняющим личную и обществен­ную собственность, знакомятся с мораль­ной и правовой оценкой зарплаты, обсуждают различные потребности и способы их удовлетворения.

Старшеклассники знакомятся с экономическим устройством общества, основа­ми бизнеса, предпринимательской деятельностью, видами собственности: изучают структуру производства, денежные систе­мы, финансовые институты; знакомятся с профессиями; углубляют знания по осно­вам экономики; учатся оформлять и со­ставлять финансовые документы, знако­мятся с основами маркетинга и менедж­мента.

Изучение основного предмета дополня­ется спецкурсами и факультативами по желанию учащихся. Актуальность данной проблематики усиливается в связи с реше­нием вопросов трудоустройства выпуск­ников, поэтому усиливается и значение непрерывного экономического образова­ния в старших классах, и преемственность между ступенями школьного образования.

В настоящий момент активизируется внимание к данной проблеме. Разрабаты­ваются программно-методические матери­алы по экономике для общеобразователь­ных учреждений, а также учебники и учеб­но-методические пособия. Определяются приоритетные научно-исследовательские задачи по обеспечению возможностей вы­бора путей профессионального самоопре­деления в новых социально-экономичес­ких условиях. Осуществляется вариатив­ный подход к экономическому образова­нию с учетом базового и дополнительного образования, что делает непрерывное об­разование более стабильным.

Теоретический анализ позволил нам выделить наиболее существенные прин­ципы непрерывного экономического об­разования, к которым многие ученые от­носят: сочетание образования и самооб­разования с развитием у учащихся стрем­ления к применению полученных знаний на практике; интеграцию элементов эко­номических знаний с другими учебными дисциплинами; непрерывность экономи­ческого образования на всех уровнях обу­чения: в начальной, основной и средней школе.

Мы считаем, что непрерывное эконо­мическое образование многократно усили­вает свою роль в формировании духовно развитой личности школьника, способной ориентироваться в рыночной среде эконо­мически целесообразно.

Библиографический список

  1. Агошкова, Г.С. Экономическое обра­зование школьников (проблемы и пути их решения): дис. ... канд. пед. наук / Г.С. Агошкова. – Май­коп, 1997. – 255 с.

  2. Аменд, А.Ф. Пути совершенствова­ния экономического воспитания учащих­ся в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук / А.Ф. Аменд. – Челябинск, 1975. – 221 с.

  3. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспи­тания школьников: метод. рекомендации / А.Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – 72 с.

  4. Зайченко, Н.А. Педагогические воз­можности экономического образования в современной школе: дис. ... канд. пед. паук / Н.А. Зайченко. – СПб., 1998. – 248 с.

  5. Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 350 с.

  6. Любимов, Л. Основы экономических знаний / Л. Любимов, П. Раннева. – М., 1995. – 585 с.

  7. Любимов, Л. Принципы экономики знаний / Л. Любимов, П. Раннева. – М., 1995. – 384 с.

  8. Российская педагогическая энцикло­педия: в 2 т. /гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993 – 1999. – Т. 1–2.

  9. Савицкая, Е.В. Уро­ки экономики в школе: пособие для учи­теля / Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 447 с.

  10. Сасова, И.А. Экономическое обра­зование: проблемы и решение / И.А. Сасова // Школа. –1995. – №2. – С. 23.

Наука // Междунар. науч. журнал. – Костанай, 2003. – № 1 (3).