logo search
Сборник_1

Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз

Грошева Т. Р.

МДОУ – детский сад комбинированного вида № 163 «Непоседа» г. о. Тольятти, Самарская область

Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждаю¬щиеся дошкольники попадают в сферу логопедического воздей¬ствия. Значительное число таких детей посещают общеразвивающие группы дошкольных учреждений или воспитываются в условиях семьи. Невоз¬можность получения необходимой и адекватной помощи приводит к тому, что в период начального школьного обучения они испытывают специфические трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы начальной школы.

Учитывая данный факт, одной из форм частичной и временной интеграции является группа кратковременного пребывания для детей, не обучающихся в специальном учреждении или посещающих учреждения общеразвивающего типа. В Письме «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.1999 № 129/32 – 16 определены основные направления работы таких групп:

На основании вышеизложенного в МДОУ № 163 «Непоседа» г. Тольятти был разработан проект «Коррекционный речевой центр для детей с ограниченными возможностями здоровья», который вошел в Городскую целевую программу развития образования до 2010 г.

Цель проекта: обеспечение доступности услуг по выявлению и коррекции отклоняющегося развития «неорганизованных» детей и детей, получающих услуги дошкольного образования в условиях вынужденной интеграции

Задачи:

  1. Создать условия для включения в образовательное пространство детей с проблемами в развитии за счет организации деятельности КРЦ.

  2. Обеспечить снижение численности «неорганизованных» детей микрорайона с проблемами в развитии и детей, обучающихся в условиях вынужденной интеграции.

  3. Обеспечить положительную динамику (полную коррекцию) нарушенных функций у воспитанников КРЦ (на «выходе»).

При разработке проекта был проанализирован имеющийся в городе опыт организации логопедических пунктов при дошкольных учреждениях. Обобщение опыта позволяет убедительно говорить о том, что логопункты уже успели зарекомендовать себя как действенная модель организации коррекционно-речевой работы с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а с другой — результативна, проста, удобна. Решая в качестве основных задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, логопедические пункты обладают высокой эффективностью коррекционного воздействия и играют важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школе.

Анализ различных сторон деятельности дошкольного логопедического пункта выявляет, что он в определенной степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи. Однако, учитывая возрастающую сложность речевых нарушений у детей, их сочетание с неврологическими и психологическими проблемами, возникает необходимость оказания комплексной помощи таким детям со стороны не только логопеда, но и психолога, врача, медработников. Также для неорганизованных детей с ОВЗ большое значение имеет их социальная интеграция в среду сверстников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для пребывания этой категории детей в детском саду, и не только на индивидуальных логопедических занятиях, но и на различных развлекательных, досуговых мероприятиях, организуемых в ДОУ.

Механизм реализации проекта «Коррекционный речевой центр».

В коррекционный речевой центр зачисляются «неорганизованные» дети, а также дети, обучающиеся в условиях вынужденной интеграции с 3-летнего возраста с задержками психо-речевого развития, а также с нарушениями речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие и пр.)

В КРЦ дети имеют возможность получить квалифицированную помощь (с учетом конкретного отклонения) различных специалистов:

Основная форма коррекционной помощи – индивидуальные занятия или занятия в малой подгруппе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся не реже 2 раз в неделю, при необходимости и по желанию родителей они могут быть более частыми и более редкими.

Вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, воспитанники КРЦ могут объединяться с воспитанниками ДОУ не реже 2 раз в месяц для совместного проведения досугов, развлечений, праздников и др. мероприятий воспитательного характера, участвовать в проведении логоритмических занятий и других мероприятиях коррекционной направленности.

В основе работы коррекционного центра лежит «кустовой» принцип, в соответствии с которым специалистами центра могут обслуживаться воспитанники дошкольных учреждений микрорайона, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с МДОУ № 163. В этих целях проводится рекламная кампания: размещение объявлений о наборе детей в КРЦ в выше перечисленных детских садах, школах, магазинах, в ЖЭКе, на внутриквартальных рекламных щитах, а также размещение объявления в журнале «Мир ребенка», на сайте детского сада. На сегодняшний день территориальный спектр обслуживания значительно расширился и охватывает разные кварталы района.

Организация коррекционного центра возможна только при наличии в учреждении специально выделенного помещения — логопедического кабинета, площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический кабинет оборудован необходимым инвентарем, игрушками и пособиями в порядке, установленном для компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений.

Структурными звеньями коррекционного центра являются кабинет психолога, физиокабинет, водолечебница. Эти помещения рационально используются для проведения оздоровительно-профилактической и психокоррекционной работы, как с детьми нашего учреждения, так и пациентами КРЦ.

КРЦ ДОУ осуществляет активное взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере коррекционного образования. Эффективным механизмом взаимодействия разных социальных групп становится система партнерства, целью которой является повышение качества образовательных услуг. В ходе реализации проекта сложилась система совместной деятельности, включающая формирование заказа ДОУ, заключение договоров, составление планов взаимодействия, распространение информации об услугах КРЦ и возможностях их потребления среди родителей. В результате такого сотрудничества многие задачи решаются более успешно и эффективно.

КРЦ сотрудничает с отделом ранней помощи ПМСС – центра Автозаводского района. Партнерство обеспечивает непрерывность коррекционного сопровождения детей с проблемами в развитии от службы ранней помощи психологического центра до обучения в КРЦ МДОУ № 163, а также преемственность в логопедическом сопровождении выпускников логопедических групп ДОУ и КРЦ на школьном этапе обучения.

Функции КРЦ:

Воспитанники КРЦ, нуждающиеся в логопедическом сопровождении на школьном этапе обучения, направляются в логопедическое отделение ПМСС – центра.

Взаимосвязь с логопедом детской поликлиники обеспечивает совместное обследование детей ДОУ микрорайона, выявление детей категории «неорганизованных» и обучающихся в условиях вынужденной интеграции.

Взаимосвязь с неврологическим центром «Ариадна» предполагает преемственность в коррекционном сопровождении детей с проблемами в развитии, не имеющими возможность посещать дошкольное учреждение, и предоставит этой категории детей возможность посещать общеразвивающие группы ДОУ на условиях временной интеграции.

Источников финансирования проекта «КРЦ» несколько. Один из них – бюджетное финансирование. Еще одним источником являются благотворительные фонды, которые оказывают грантовую поддержку инновационных образовательных проектов. Участие в конкурсах грантов «Фонда Тольятти» и фонда «Развитие через образование» позволяет реализовывать конкретные программы и направлять средства на развитие учреждения. Так, в период с 2007 года были получены средства на создание в КРЦ компьютерного центра, на оборудование тренажерного зала, оснащение центра современными логопедическими пособиями и тренажерами. Средства благотворителей сделали возможным проведение капитального ремонта помещений центра и его технологическое оснащение.

При разработке проекта мы учитывали возможные риски и ограничения в ходе его реализации, а также возможные способы устранения возникших проблем. Нужно отметить, что проблемы появились уже на начальном этапе, они были связаны с недостаточной востребованностью услуг и, вследствие этого, недостаточной наполняемостью КРЦ. Однако грамотно проведенная рекламная кампания, расширение спектра услуг в центре и охват детей, начиная с раннего возраста, позволил решить проблемы к концу первого учебного года.

Начало реализации проекта «КРЦ» - январь 2007 года. С этого момента начинается и отслеживание результативности реализации проекта по сравнению с запланированным результатом. На сегодняшний день результативность превышает запланированные показатели по всем индикаторам: доля (%) дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с полной коррекцией (положительной динамикой) на «выходе» из КРЦ составила 70% и 30% соответственно; количество «неорганизованных» детей микрорайона с проблемами в развитии, получивших коррекционную помощь в КРЦ увеличилось с 7 до 16 человек к 2009 году; количество детей, обучающихся в условиях вынужденной интеграции, получивших коррекционную помощь в КРЦ, составило 12 человек в 2007 году, а к 2010 году – 24 человека.

Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы КРЦ при дошкольном образовательном учреждении убеждает в том, что эта модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их. Она позволяет оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определенный ответ на вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений.