logo search
Сборник_1

Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивность системы образования» обозначен в Законе Российской Федерации «Об образовании» как принцип государственной политики, обеспечивающий общедоступность образования за счёт учёта уровня и особенностей развития и подготовки обучающихся, воспитанников (ст.2, п. З). Вопросы формирования образовательной среды с позиций её адаптивности рассматриваются в работах учёных различных отраслей педагогики (М.Р. Битяновой, Н.П. Капустина, П.И.Третьякова, Т.Н. Шамовой, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др.). В разделе представлены различные варианты понимания сути и способов обеспечения процессов адаптации детей с ОВЗ и модели, обеспечивающие создание адаптивной среды, практиками, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждениях разного типа и вида. Не все из них рассматривают адаптивную образовательную среду как «социально – педагогическую систему, приспосабливающуюся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальным особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения» (П.И.Третьяков). Однако авторы сходятся в понимании того, что создание адаптивных условий для формирования личности ребёнка с ОВЗ – задача не содержания образования, а технологий, средств и условий обучения. Исходя из этого отсутствие программ, учебников, методических пособий для различных категорий детей с ОВЗ, недостаточная компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики рассматривается всеми специалистами как серьёзное препятствие на пути создания адаптивной среды. В сборнике представлен опыт решения проблем формирования профессиональных компетенций педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях учреждений различного вида через систему внутришкольного повышения квалификации, организацию взаимодействия учреждений разного типа (Самарская, Смоленская области, Красноярский край). Специалисты отмечают расширение традиционных функций образовательных учреждений: работа в режиме проектной и эксперимента, организация переподготовки и повышения квалификации на базе педагогического вуза (Челябинск). К сожалению, деятельность учреждений ДПО (ПК) по востребованной проблеме практически не описана (за исключением опыта дистанционного повышения квалификации).

В качестве цели адаптивного образовательного пространства рассматривается не накопление знаний и умений, а обеспечение условий для развития каждого ребенка, создание непрерывной системы организованной жизнедеятельности для ребенка. В соответствии с компетентностным подходом, качество современного образования определяется сформированностью у выпускника целостной системы универсальных учебных действий, знаний, умений, навыков и накоплением опыта самостоятельной деятельности. Исходя из понимания того, что выпускники коррекционных школ вступают в самостоятельную жизнь, получая равные со всеми гражданами Российской Федерации не только права, но и обязанности по выполнению законов и правил, авторы рассматривают пути формирования жизненной компетенции выпускников (Кемеровская, Кировская, Нижегородская, Саратовская области). Основываясь на деятельностной парадигме образования, на понимании того, что развитие личности происходит в социуме: в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной жизни коллектива школы, в свободном общении, специалисты анализируют адаптивный потенциал уроков, возможности расширения образовательного и коммуникативного пространства детей с ОВЗ (Тамбовская, Томская области, Красноярский и Приморский края). Ряд авторов, исходя из учёта реалий сегодняшней жизни, характеризующейся снижением адаптационных потенциалов социума и образования, ростом негативных тенденций, способствующих появлению психологически и физически незрелых, маргинальных детей, анализируют факторы, осложняющие создание адаптивной среды в условиях села и малого города, ищут способы преодоления и профилактики школьной дезадаптации (Костромская, Мурманская, Смоленская, Тюменская области).

Все авторы едины в понимании того, что создание адаптивной среды включает формирование специальным образом организованного образовательного пространства: наличие не только системы образования, но и системы служб (методической, психологической, социально-педагогической, медицинской), которые анализируют и обеспечивают потребности участников образовательного процесса; а также преемственности ступеней образования, приоритетности ранней помощи, организации межведомственного взаимодействия. При этом преимущественное внимание уделяется вопросам реализации психолого-педагогических технологий, поиску средств организации деятельности детей. Очевидно, описание и анализ управленческих технологий – дело будущего.

Опыт, описанный в разделе, поможет практикам оценить, какие педагогические технологии и методические средства являются в большой степени адаптивными и заслуживают внимания