logo search
Сборник статей

Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи

Соавтор А.А. Саламатов

Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития. Его формирование связано не только с технологической революцией, но и реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности.

Обеспечение эколого-экономической безопасности как одного из ключевых условий выживания государства предполагает смену существующих приоритетов на эколого-экономические во всех аспектах государственной политики. Это невозможно без утверждения новой мировоззренческой доминанты в обществе, без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути эколого-эконо­ми­че­ских проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, должно быть системным, и может быть обеспечено по мере повышения эколого-экономической образованности людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного эколого-эконо­ми­че­ско­го образования и просвещения.

Сущность эколого-эконо­ми­че­ского образования заключается в формировании у обучающихся экономически обусловленного нравственного отношения к природе, проявляющегося в осознании ими того, что экономика должна быть экологически безопасной, а экология – экономически целесообразной [7]. Рассмотрим систему эколого-экономиче­ского образования, представленную на разных этапах развития личности.

Эколого-экономическое образование в начальной школе. Цель: вос­пи­тание основ экологической и экономической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей взаимодействия человека с ней; выработка первоначальных практических навыков эмоционально-чувст­вен­ного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения; формирование базовой системы ценностей по отношению к окружающему миру.

В детском саду и начальной школе необходимо ориентировать детей на познание окружающей среды как целостности особого рода. Особое внимание к эколого-экономическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлено необходимостью формировать элементарную экологическую и экономическую культуру в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Результатом эколого-экономического образования детей, обучающихся в начальной школе, может стать готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, эмоционально-поло­жи­тельное отношение к ее объектам; деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии; интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о взаимодействии человека и природы, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической и экономической культуры.

Таким образом, в детском саду и начальной школе формируется целостная картина мира на основе эмоционально-ценностных отношений. Ввиду того, что в базовых учебных планах общеобразовательной школы не предусмотрены учебные часы для предмета «Ознакомление с окружающим миром» и «Экономика», эколого-экономиче­ское образование можно реализовать в начальной школе либо на основе полипредметной модели с опорным курсом «Природоведение», либо на основе однопредметной модели за счет часов, отводимых на факультативы. При их реализации должны доминировать такие методы и формы образования, как наблюдения, экскурсии, видеофильмы, дидактические игры.

Эколого-экономическое образование в основной общеобразовательной школе. Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в обществе, формирование теоретического экосинергического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической эколого-эконо­ми­ческой деятельности.

Если в начальном общем образовании его эколого-экономическая составляющая проявляется как важный дидактический прин­цип, осознаваемый и принимаемый учителем, то в ос­новной школе сами ученики должны в полной мере осознавать значимость экологизации и экономизации знаний.

По мнению ученых-психологов и педагогов, средний школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного и последовательного формирования эколого-экономических знаний, умений и навыков, так как в это время определяется направление дальнейшего развития эколого-эко­но­ми­ческого сознания. Но в то же время у учащихся подросткового возраста постепенно снижается познавательный интерес к окружающей природе, поэтому необходимо использовать новые методы, средства и формы образования, способствующие активизации интереса к эколого-экономическим проблемам современности.

Содержание эколого-экономического образования в основной общеобразовательной школе должно позволить ученику осознанно подготовиться к реализации многочисленных настоящих и будущих социальных ролей. Профилировать эти роли можно следующим образом: человек в экосистеме; человек в биосфере; человек в семье; человек в коллективе; человек в обществе; человек на пути к устойчивому развитию общества и биосферы.

При таком «ролевом подходе» к реализации эколого-экономического образования эффективность его достигается на путях моделирования реальных жизненных ситуаций. Ориентация же на реальную жизнь во всем многообразии ее проявлений должна быть адекватна комплексу знаний, которые ученик получает в основной школе. Именно поэтому на рассматриваемом уровне общего образования целесообразна полипредметная модель эколого-экономическ­ой его составляющей.

Эколого-экономическое образование в средней (полной) общеобразовательной школе. Цель: формирование эколого-экономического сознания школьников на основе знаний о взаимодействии природы, общества и человека; формирование системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды, ее защите и улучшению; воспитание эколого-экономических ценностных ориентаций личности.

Глубинная экологизация и экономизация общего образования осуществима в старшем звене общеобразовательной школы, где ученики, прошедшие преды­дущие этапы эколого-экономического образования в началь­ной и основной общеобразовательной школе, способны к продуктив­ному усвоению основ экологизированной экономики. Это усвоение может быть достигнуто через реализацию следующих содержательных линий: история взаимоотношений человека, общества и природы; социоэкосистемы и социальная экология; биосферная роль человека; учение о ноосфере; концепция устойчивого развития; альтернативные пути развития системы «человек – общество – био­сфера»; малоотходные технологии и замкнутые технологические циклы.

При установлении преемственности между основной и средней школой необходимо учитывать, что в старшем школьном возрасте у учащихся развивается творческое отношение к учебе, усиливается самостоятельность и ответственность, учебная деятельность при этом приобретает элементы исследовательского характера. Данный уровень эколого-экономического образования может быть реализован на основе смешанной его модели, которая предполагает интеграцию основных, специальных и факульта­тивных учебных курсов.

Современные тенденции социально-экономического развития заставляют переосмыслить цели школьного образования, и, соответственно, по-новому сформулировать планируемые результаты образования, в том числе, в рамках одного из направлений модернизации – профилизации старшей ступени общеобразовательной школы. Возникает острая необходимость подготовки старших школьников к эффективному участию в новых экономических отношениях, формирования цивилизованного делового человека, для которого характерно разумное хозяйствование, ответственное отношение к природе и ее ресурсам. Сейчас переход к профильной школе в принципе не может быть всецело ориентирован на прошлый опыт. Определить сегодня направления профильных классов, а также содержание элективных курсов для различных профилей – значит учитывать социально-экономическое развитие страны на 10–20 лет вперед. В мире, где изменчивость стала чертой не только научно-техни­че­ско­го прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательная школа, а особенно ее подсистема – профильная школа, – обязана передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и своевременно готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде еще никогда не сталкивались. Представим базисный учебный план эколого-экономического профиля, который в полной мере по­зволяет реализовать принцип интеграции естественнонаучной и гуманитар­ной образовательных парадигм в средней школе [7].

Таблица

Базисный учебный план «Эколого-экономический профиль»

  1. Учебные предметы

  1. Число недельных учебных часов

  2. за два года обучения

  1. I. Базовые общеобразовательные предметы

  1. Русский язык

  1. 2

  1. Литература

  1. 6

  1. Математика

  1. 8

  1. Иностранный язык

  1. 6

  1. История

  1. 4

  1. Обществоведение

  1. 2

  1. Физика

  1. 4

  1. Физическая культура

  1. 6

  1. Информатика и ИКТ

  1. 2

  1. II. Профильные общеобразовательные предметы

  1. Экология

  1. 4

  1. Экономика

  1. 4

  1. Химия

  1. 6

  1. Биология

  1. 4

  1. География

  1. 4

  1. III. Элективные курсы

  1. Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

  1. 0

  2. 10

  1. IV. Региональный компонент

  1. По усмотрению региона

  1. 4

Предпрофильная эколого-эко­номическая подготовка и эколого-экономи­че­ское образование в классах других профилей могут обеспечиваться реализацией элективных курсов и межпредметных экологических и экономических связей. Элективными курсами, поддерживающими изучение основных профильных предметов на заданном про­фильным стандартом уровне, могут быть рекомендованы следующие: «Человек в эпоху эколого-эконо­ми­ческих проблем», «Экология и охрана природы», «Экологические основы природопользования», «Экономическая культура – школьнику» и др.

Основным является элективный курс «Человек в эпоху эколого-эконо­ми­ческих проблем», так как он разработан нами целенаправленно как средство интеграции экологического и экономического образования в средней школе, осуществляемого в общеобразовательных курсах «Экология», «Экономика», «Химия», «Биология», «География» и направлен на формирование эколого-эко­номи­че­ских ценностных ориентаций личности.

Эколого-экономическое образование в начальной и средней профессиональной школе. Цель: формирование профессионализма, обеспечивающего рациональное и экологически безопасное природопользование в соответствии с предметом его труда; обучение экологически грамотным решениям при управлении производством и организации деятельности трудового коллектива.

К сожалению, в настоящее время недостаточно разработано теоретико-методическое обеспечение эколого-экономического образования в начальных и средних специальных учебных заведениях, поэтому задачи, поставленные в Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации, с течением времени не потеряли своей актуальности, а лишь претерпели некоторые изменения в связи с направленностью эколого-эко­но­мического образования.

В качестве первоочередных мероприятий предлагается:

– создать на базе научно-методических центров сеть постоянно действующих семинаров по проблемам эколого-экономического образования для повышения квалификации и переподготовки преподавателей УНПО и СПО;

– создать систему банков данных по эколого-экономическому мониторингу месторасположения учебных заведений;

– ввести общие экологические и экономические предметы (охрану окружающей среды и рациональное природопользование и др.) в учебные планы УНПО и СПО;

– ввести специализированные эколого-экономические предметы и специальные курсы (эколого-экономического моделирования, мониторинга окружающей среды, экологического менеджмента и др.);

– ввести в учебный процесс специальные общеобразовательные курсы («Биосфера и человек», «Здоровье и окружающая среда» и т.п.).

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить технологиям и средствам получения, накопления, передачи, анализа (обработки) и использования информации, т.е. информатизации НПО и СПО. Необходимо более интенсивно развивать сферу новых информационных технологий, которые станут платформой для реализации идеи опережающего образования.

Эколого-экономическое образование в высшей школе. Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, умеющих оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей, а также способных осуществлять профессиональную деятельность в рамках эколого-экономи­че­ского равновесия.

Изучение мирового и отечественного опыта показывает, что можно выделить несколько взаимосвязанных направлений эколого-экономического образования студентов вузов.

Первое направление связано с тем, что практически каждая дисциплина, изучаемая в высшей школе, дает возможность для изучения взаимодействия человека, общества и природы, поэтому можно включить эколого-эко­но­мические вопросы в содержание традиционных учебных дисциплин. Органичное включение эколого-экономической проблематики способно повысить интерес к изучению предмета, поскольку связывает учебный материал со злободневными вопросами современности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы умело акцентировать внимание студентов на данном вопросе.

Эколого-экономический образовательный процесс в вузе предполагает разнообразную деятельность по формированию комплексных экологических, экономических и интегративных эколого-экономических знаний и умений, эколого-экономических ценностных ориентаций личности, что предусматривает:

Экологизация и экономизация учебных дисциплин и спецкурсы эколого-экономического содержания относятся к формальному эколого-эконо­ми­че­скому образованию, которое осуществляется в рамках дисциплин, входящих в расписание учебных занятий вузов. В рамках неформального эколого-экономического образования в первую очередь следует упомянуть о научно-исследова­тель­ской работе студентов. Эколого-экономические исследования не должны являться прерогативой естественнонаучных факультетов, так как исторические, социологические, юридические, политологические аспекты экологии, экономики и эколого-экономического образования также представляют большой интерес для исследователя.

Инновационную деятельность по эколого-экономическому образованию мы связываем с необходимостью формирования и реализации новых обучающих программ, опирающихся на достижения информационных технологий, интерактивных методик групповой и самостоятельной учебной работы.

В деятельности вузов по эколого-экономическому образованию можно выделить несколько приоритетных направлений применения новых информационных технологий:

Так, например, при помощи информационно-коммуни­ка­ционных технологий могут искусственно создаваться условия, позволяющие смоделировать виртуальную среду обучения. В этой искусственно созданной среде показывается, например, взаимосвязь экологии и экономики при анализе себестоимости продукции. Экологи и экономисты с разных позиций рассматривают это понятие. Это важно показать учащимся, так как в условиях глобализации данный вопрос является одним из определяющих при производстве конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Работая на таком виртуальном производстве, учащимися достигается понимание о целесообразности экологизированой экономики.

Особо стоит остановиться на использовании глобальной сети Интернет. Применение Интернета не самоцель, а эффективное средство современного образования. При этом его значительные информационные ресурсы могут широко использоваться для решения познавательных задач и даже значительно изменить саму образовательную модель. Простое накопление знаний не имеет большого значения, а вот освоение способов образовательной деятельности (в том числе коллективных) в условиях доступности любых информационных ресурсов – наиболее приоритетное направление. Но, к сожалению, эффективных методик преподавания учебных курсов эколого-экономического содержания на основе применения телекоммуникационных сетей создано очень мало. В связи с этим Интернет-образование нуждается в специальной педагогической технологии, основанной на системно-деятель­ност­ном подходе к обучению и ценностных ориентирах в воспитании.

Таким образом, современные технические возможности позволяют со­здавать нужные для обучения мультимедийные комплексы, программы, моделирующие образовательную среду и создающие условия виртуального обучения, что повышает качество эколого-экономического образования, и в конечном итоге, позволяет воплощать на практике идеи устойчивого развития.

Повышение квалификации педагогических кадров в области эколого-экономического образования. В современных условиях заметно выросла роль образовательных учреждений в повышении квалификации педагогов. По сравнению с курсовой переподготовкой на региональном, муниципальном, субмуниципальном уровне повышение квалификации педагогов в образовательном учреждении имеет относительно непрерывный и постоянный характер и позволяет руководителям оказывать конкретную помощь, содействовать профессиональному росту каждого педагога.

В настоящее время, с одной стороны, наблюдается динамичное становление в общественном сознании таких понятий, как планетарное мышление, рынок, социальная и профессиональная успешность, индивидуализация мышления и деятельности, адаптивность поведения и т.п., с другой – в педагогической традиции продолжает оставаться приоритет коллективного над индивидуальным, неприятие идей профессиональной конкуренции, авторитаризм в мышлении. Наблюдается также значительная изоляция педагогической общественности от лучших образцов мирового педагогического опыта. Преодолеть эти объективно существующие противоречия можно только в творческом союзе педагогов-новаторов, педагогов-методистов, ученых, вузовских педагогов.

Сохранение противостояния приведет к дальнейшей диспропорции между школьной практикой и научно-методическим обеспечением модернизации педагогического образования. Назрела необходимость по-новому строить повышение квалификации – содержание, структуру, организационные формы, а также научно-методическую и методическую работу.

Мы полагаем, система непрерывного дополнительного педагогического образования в эколого-экономической области должна состоять из подсистем:

– дополнительного образования (повышение квалификации), которое осуществляется институтами дополнительного образования и повышения квалификации работников образования и его филиалами, высшими и средними профессиональными учебными заведениями;

– научно-методической работы, организуемой непосредственно образовательными учреждениями под руководством кафедр, научных центров, ученых и т.п.;

– методической работы, проводимой образовательными учреждениями;

– самообразования – индивидуального плана развития профессионализма педагога в области эколого-экономического образования.

Эколого-экономическое просвещение населения. Научное сообщество, студенты и школьники могут принимать участие в просветительской работе как в учебных заведениях (например, во время прохождения студентами педагогической практики), так и среди населения. В этом смысле неоценимую помощь могут оказать и средства массовой информации. Потребуется много времени, пока школьники и студенты, овладев новыми знаниями, дойдут до руководящих постов и станут использовать эти знания в принятии управленческих решений. Поэтому образование вне связи со СМИ не поможет решить задачу быстрой масштабной реструктуризации экономики. С учетом этого ограничительного временного фактора для информирования общественности мы неизбежно должны обратиться к средствам массовой информации.

Кроме этого, СМИ обладают огромными возможностями в области эколого-экономического образования подрастающего поколения и должны способствовать повышению интереса к взаимосвязи экологических и экономических проблем. В этом отношении, на наш взгляд, существует вариант, не требующий огромных финансовых затрат, связанных с созданием новых передач. Так, например, в некоторых уже существующих передачах к обсуждению эколого-экономических вопросов наряду со взрослыми могут привлекаться учащиеся старших классов и студенты. Это позволит наглядно продемонстрировать подрастающему поколению связь образованности, менталитета граждан и эколого-экономического состояния как страны в целом, так и регионов.

Заручиться общественной поддержкой при проведении в экономике преобразований такого масштаба нелегко, поскольку это подразумевает вызов «большому бизнесу», имеющему свои экономические интересы, подчас идущие вразрез с концепцией устойчивого развития. Устойчивая экономика не может возникнуть стихийно, а лишь в результате скоординированных и продуманных действий информированного населения, и в этом отношении ничто не сможет заменить инициативы политических лидеров в построении экологически устойчивой экономики. Властные структуры всех уровней должны сами пропагандировать знания об экологизированной экономике среди своих граждан и осуществлять экологически устойчивую политику, необходимую для ее построения.

В заключение подчеркнем, что наряду с нарастанием темпов научно-технического прогресса приходит время все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие качества. В этом смысле можно сказать, что, в отличие от ХХ века, который принято было называть веком научно-техни­че­ского прогресса, XXI век призван стать веком образования, так как только образование обеспечивает становление человека не только как биологического, но и социального существа, как ответственной личности, носителя культуры и представителя конкретной профессии.

Библиографический список

  1. Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономиче­ское образование уча­щихся общеобразовательных школ / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Обра­зо­­вание и наука: Изв. УрО РАО. – 2003. – № 3 (21). – С. 86–96.

  2. Зборовский Г.Е. Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г.Е. Зборовский, Г.М. Романцев // Образование и наука. – 2000. – № 3 (5). – С. 18–28.

  3. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор шк. – 2002. – № 4. – С. 97–114.

  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. – 2001. – № 1. – С. 98–105.

  5. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Прил. к журн. «Вестн. экол. образования в России». – 2000. – № 1 (15). – 20 с.

  6. Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Нар. образование. – 2001. – № 2. – С. 178–182.

  7. Саламатов, А.А. Интеграция экологического и экономического образования в средней школе: моногр. / А.А. Саламатов. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – 302 с.

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2009. – № 7.