logo search
Сборник статей

Вопр. Тео­рии и практики политех. Обра­зо­ва­ния в свете ре­ше­ний XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом

Начался учебный год. Первые уроки, и первый учитель, и первые открытия мира и себя. Все интересно. «Воспитание, – говорил К.Д. Ушинский, – не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Первые занятия в начальных классах нашего города были посвя­щены людям труда. И это не случай­но: сегодня мы во главу угла ставим экономическое воспитание школьни­ков не только в школе, но и в се­мье. Это – веление времени.

Исследования, проведенные в школах, подтвердили, как необходимо целенаправленно осуществлять экономическое воспитание учащихся, создать систему экономического образования на основе использования всех школьных дисциплин, применения эффективных методических приемов по экономическим знаниям, совершенствовать методики формирования экономических умений и навыков на уроке и во внеклассной работе. И здесь все зависит от учителя, от его умения организовать учебно-воспитательный процесс, наконец, от его экономической грамотности. На наш взгляд, особое значение приобретает экономическое образование в процессе трудового обучения.

Сегодня мы можем сказать, что в некоторых школах нашего города сложилась определенная система экономического воспитания. К этой работе приступают уже с 1-го класса. Так, учитель школы-интерната № 4 А.Т. Ушакова сосредоточила свое внимание на формировании эле­ментарных навыков, умений и при­вычек.

Первая же беседа была посвящена теме: «Твое рабочее место». По­степенно она углублялась в ход дальнейших бесед: о труде родите­лей, о бережном отношении к вещам, но все создается трудом чело­века.

Школьники уже привыкли к то­му, что у нас в стране бесплатное обучение, теперь выдаются и бес­платные учебники. А вот научить бе­режно обращаться с ними с первого класса – задача не из легких.

Мария Александровна Романцова, учитель школы № 11, начинает эту работу с беседы о создании учебников, которыми они пользуют­ся, о труде над ними многих лю­дей – художников, переплетчиков, рабочих типографии.

Следует вывод: «Учебник – социалистическая собственность. И долг каждого ученика – беречь их». В классе выбирается «штаб книги». И дети старательно в течение учебного года выполняют правила бережного отношения к учебникам, которые составлены этим штабом.

У большинства учащихся в резуль­тате систематической работы выра­батывалась привычка бережного от­ношения к своим учебным принад­лежностям. К участию в экономиче­ском воспитании учительница широко привлекала и родителей. Ребята отчи­тывались перед классом, рассказывая о выполнении своих обязанностей – и школьных, и домашних. Члены ак­тива класса периодически проверяли, как дети выполняли в школе и дома задания по самообслуживанию.

Очень уместны в начальном, экономическом воспитании ребят утренники, конкурсы, беседы: «Богатства Родины множатся трудом людей», «Мы и природа», «Место нашей области в пятилетке», «Школьные заботы – дела государственные» и другие.

Экономическое воспитание многогранно. И «Правила для учащихся», «Правила октябрят», «Законы пионеров Советского Союза» нацеливают учителей на то, чтобы они воспитывали ребят рачительными хозяевами своей Родины.

Совместная систематическая рабо­та педагогического коллектива и родительской общественности по воспитанию у учащихся бережного обра­щения к тому, что их окружает, не­сомненно, является определенным вкладом во всенародный за экономию и бережливость. Интересно проследить по опыту работы ряда школ, как осуществляется программа экономического воспитания.

Сегодня мы начинаем цикл публи­каций об экономическом воспитании школьников в семье и школе.

В моей записной книжке есть такие строки: «За прошлые учебные годы в мастерских школы № 147 г. Челябинска были изготовлены метал­лические сиденья раз­личных конструкций для кабинетов: физики, тех­нических средств обу­чения, биологии, маши­новедения, химии и истории. В школе учени­ки на уроках изготавливают различные детали для подшефного пред­приятия, требующие точ­ности. Все эти работы санируются в начале года, утверждаются ди­ректором школы, подкрепляются материалами и включаются в план мастерских, учитывая разделы программы...»

Невольно задумыва­ешься: что это дает ребя­там? Многое: в процессе работы учащиеся конст­руируют, разрабатывают технологию изготовле­ния изделия. Им прихо­дится выполнять одно­временно расчетно-аналитические, технологиче­ские и контрольно-изме­рительные операции. Учителя труда, работая над воспитанием основ трудовой дисциплины у учащихся, приучают их к выполнению правил поведения в мастерских. Учителя труда А.Д. Нечкин и М.А. Шерман в школе № 147 всегда стремятся к тому, чтобы каждый ученик хорошо понял важность соблю­дения указанных правил, умело руководствовался ими в своей практиче­ской работе. На первых уроках они проводят с учащимися цикл бесед о том, почему необходи­мо соблюдать трудовую дисциплину в учебных мастерских, разъясняют каждый пункт правил. При этом умело исполь­зуются примеры из жиз­ни школы и промышлен­ных предприятий.

Чтобы у учащихся формировалось правиль­ное представление о со­временном производстве, в учебных мастерских они создали условия, приближенные к произ­водственным. Это чет­кая организация труда, изготовление полезных предметов, соответствую­щая производственная обстановка.

Всю эту работу А.Д. Нечкин и М.А. Шерман ведут не от случая к случаю, а постоянно, на каждом уроке. Школь­ники знают стоимость инструментов, приспособлений и станочного оборудования. В процес­се работы они проводят своевременно техниче­ский уход, текущий ре­монт. В этом залог дол­голетия ряда инструмен­тов, станочного обору­дования и приспособле­ний.

Большое значение имеет конкретная ответ­ственность каждого уче­ника за общее состояние инструментов и оборудо­вания. Вот почему за каждым закрепляется постоянное рабочее ме­сто с необходимым на­бором слесарного ин­струмента первой необ­ходимости, который ну­жен на каждом уроке. Все рабочие места и ин­струмент пронумерова­ны. Состояние рабочих мест, наличие всего инструмента принимает­ся дежурным класса пе­ред началом урока.

На уроках учителя знакомят учащихся с та­кими экономическими понятиями, как «произво­дительность труда», «себе­стоимость выпускаемой продукции», «рентабель­ность производства», при­чем примеры конкретны, взяты из жизни.

М.А. Шерман и А.Д. Нечкин спланировали также и объекты труда, обеспечили их необходимым материалом через шефствующие организа­ции, четко организовали труд учащихся, начиная с 4-х классов, завели учет произведенной про­дукции.

Необходимо отметить, что производительный труд очень хорошо вос­питывает черты береж­ного отношения ко всему окружающему. Приводя примеры о режиме экономии как методе со­циалистического хозяй­ствования, они показыва­ют возможности и необ­ходимость участия школьников во всенарод­ной борьбе за режим экономии.

Одной из главных за­дач, над которой рабо­тает также и школа № 118, является вовлече­ние учащихся в обще­ственно полезную ра­боту. Накануне каждого учебного года составля­ется учебно-производ­ственный план учебных мастерских.

Делается это с учетом количества учащихся, те­м программы по чет­вертям, но основная тя­жесть выполнения взя­тых заказов ложится на летнюю производствен­ную практику в 7-х классах. Учебно-про­изводственный план со­ставлен в основном по таким разделам, как наи­менование изделия, за­казчик, количество в штуках, цена изделия в рублях, стоимость всего заказа, какие классы участвуют в выполнении его и т.д. Между шко­лой № 118 и промыш­ленными предприятиями установились хорошие производственные связи.

Челябинский металлургический завод, электро­литный цинковый, завод монтажных заготовок и другие организации еже­годно обращаются с за­казами в школьные ма­стерские. Изделия под­бираются в основном со­гласно темам учебной программы. Это ма­стерки каменщика-футеровщика, шпатели, проволочные подвески, ре­гулирующий механизм для вентиляционных ка­налов, подцветочники, хозяйственный инвентарь – для жилищно-эксплуа­тационных контор и многие другие изделия. Важным условием эф­фективности экономиче­ского и трудового вос­питания учащихся явля­ется их участие в организации своего труда. В школе ребята участвуют в разработке и утверж­дении сметы расходов и доходов. Вместе с учи­телями организуют со­циалистическое соревно­вание между бригадами и классами, заключают трудовые договоры с за­казчиками.

На занятиях учителя знакомят учащихся с основными положениями экономической политики КПСС и Советского го­сударства, курсом пар­тии, взятым на пяти­летку, ходом выполне­ния планов пятилетки на предприятиях Кали­нинского района, учите­ля рассказывают также о конкретных задачах хозяйственного разви­тия школы и базового предприятия.

Производительный труд помогает формировать у школьников высокие нравственные качества. И поэтому многие выпу­скники 8-х классов, по­лучив навыки в работе по специальностям сле­саря, токаря, столяра, поступают в средние ГПТУ города и учатся с большим желанием. По окончании они пополня­ют ряды рабочего клас­са.

Вечерний Челя­бинск. – 1981 г. – 11 нояб.