logo search
Сборник статей

Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников

Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников может проводиться в следующих направлениях: в ходе изучения предметов школьного цикла, а также факультативных курсов, вводимых в процессе обучения по инте­ресам учащихся; в процессе трудового обучения; во внеклассной и внешкольной работе с учащимися; в процессе общественно полезного, производительного труда учащихся. Оно должно способствовать выра­ботке у учащихся экономического мышления, ясного представления о характере экономических закономерностей, возникновения и развития социалистического общества, о роли труда в его становлении и на этой основе формирования качеств личности советского человека, не­обходимых в производственно-экономической деятельности и в экономи­ческих отношениях вне сферы материального производства, в повсе­дневной жизни. Экономическое воспитание, говоря словами Л.И. Брежне­ва, должно давать ответы на вопросы: Как лучше, эффективнее орга­низовать работу на каждом участке? Как использовать достижения научно-технического прогресса, и опять-таки не вообще, а конкретно, применительно к данному рабочему месту? Что и как нужно сделать для повышения производительности труда, строжайшей экономии мате­риальных и трудовых ресурсов на данном производстве, в данной отрасли?

Пристальное внимание следует уделять развитию у школьников понимания важности экономии рабочего времени, материалов, электро­энергии, и других затрат на производство единицы продукции. Понятия «себестоимость», «производительность труда», «качество продук­ции», «норма», «расценка», «план», «организация и управление труда» должны быть постоянно в центре внимания при трудовом обучении, при изучении химии, физики, математики, обществоведения и других дисциплин.

В процессе изучения химии, начиная с бесед о правильном расходовании химикалий, о бережном отношении к оборудованию химического кабинета, учитель постоянно напоминает о таких сложных вопросах, как мучные принципы химического производства. Большую помощь для углубления экономических знаний учащихся оказывают расчетные задачи производственного характера, решая которые школьники приходят к вы­воду о том, как важно для химического производства и народного хозяйства в целом не только произвести тот или иной продукт, но и осуществить его получение способом, дающим наибольший экономический эффект. Необходимо на ярких и убедительных примерах показать учени­кам решающее влияние достижений науки и техники на повышение произ­водительности труда и рентабельности предприятий, дать им представление об экономическом эффекте, достигаемом в результате быстрого внедрения в производство научных открытий в технических изобретений.

Конкретные экономические вопросы рассматриваются на уроках географии. Уже в V классе при изучении темы «Атмосфера» учащимся раскрывается экономическая сторона борьбы за чистоту мирового воздушного бассейна; в VI классе говорится о значении полезных ископаемых для экономики нашей страны, о рациональном использований природных богатств. Большое значение для экономического воспитания приобрета­ет изучение в VII классе вопросов охраны недр, почвы, воздуха, воды, растительного и животного мира. Продолжается эта работа в VIII классе, где доказывается необходимость рационального использования и береж­ного отношения к природным ресурсам.

В процессе изучения отдельных предметов школьники должны быть основательно ознакомлены с основными профессиями, специальностями, с учетом потребностей в рабочей силе данного экономического района. В результате к окончанию VIII класса у них должны проявиться склон­ности и интерес к приобретению той или иной профессии, специаль­ности. В IX–X классах экономическое воспитание принимает более глу­бокий, систематический и целеустремленный характер. Это связано прежде всего с продолжением изучения экономической географии, а также с изучением курса истории СССР. Безусловно, важнейшим является здесь раскрытие положения о величайших преимуществах социалистического способа производства над капиталистическим. Овладение на уроках истории основами экономических знаний о социалистическом производстве призвано способствовать экономической образованности завтрашних тружеников страны.

На завершающем этапе обучения молодых людей в школе важную роль в общей системе формирования диалектико-материалистических взглядов на производство, законы его развития играет курс обществоведения, включающий систематическое изучение трех составных частей марксизма-ленинизма. Вполне очевидно, что процесс экономического воспитания молодых людей не исчерпывается только изучением законов категорий политической экономии. Значительные возможности для осуществления этой работы заложены в марксистско-ленинской философии и в теории научного коммунизма. Более того, в условиях, когда школа расширила свою важнейшую социальную функцию – готовить моло­дежь к труду в сфере материального производства, акцента на экономические знания системы всего курса обществоведения должны быть расставлены более четко. Высокой эффективности усвоения курса об­ществоведения способствует то, что при его научении учащиеся могут практически опираться на всю систему знаний, которые дает обучение в школе и самостоятельное образование.

Сегодня актуальна проблема совершенствования экономического воспита­ния в системе трудового воспитания на базе соединения обучения с производительным трудом, в условиях политехнической направленности всего процесса трудового воспитания. Отсюда следует необходимость осуществления трудового воспитания в системе экономических отношений промышленного и сельскохозяйственного производства. В ученических производственных бригадах, в строительных отрядах, в школьных лесничествах, УПК, на уроках в школьных мастерских учащиеся полу­чают знания о социалистическом народном хозяйстве, об отраслях производства, о профессиях и видах трудовой деятельности людей. Экономические знания в системе политехнического образования реализуются на основе углубления межпредметных связей, раскрытия науч­ных основ техники и технологий, развития технического мышления, конструкторских способностей, сноровки в труде, воспитания трудолюбия. Поэтому важным местом с рассматриваемой точки зрения являются занятия, связанные с производительным трудом. Одна из главных задач таких занятий состоит в ознакомлении учащихся с новыми техни­ческими явлениями, возникающими в условиях работы на основе широко го разделения труда.

Так, организация производительного труда в процессе трудового обучения в школе № 118 г. Челябинска ведется поточным методом. При изготовлении, например, лопат ученики IV–V классов делают разметку, резание, огибание; ученики VI класса начинают сборку изделия, а VII–VIII класса заканчивают изделие: производят сверление, токарную и фрезерную обработку. Здесь приходится решать ряд технологических проблем и даже конструировать специальные приспособления; появляются межпредметные связи, и ребята вынуждены применять знания, полученные на уроках физики, математики и других дисциплин.

Успешное осуществление экономического воспитания предполагает решение следующих вопросов: наличие исправного инструмента, оборудования, защитных средств; рациональная размещение оборудования и инструмента на рабочих местах, применение чертежей, эскизов, технологических карт и карточек-заданий; рациональные разметка и раскрой материала: культура труда и качество работы; бережное отношение к инструменту и оборудованию; экономное расходование времени. В школе № 118 четко спланировали объекты труда, обеспечили с помощью шефов необходимые материалы, организовали труд учащихся, произвели учет изготовленной продукции. На занятиях учитель труда C.И. Иванов знакомит учащихся с Основными положениями экономической политики КПСС и Советского государства, курсом партии, взятым на одиннадцатую пятилетку, ходом выполнения плана трудящимися города, рассказывает о кон­кретных задачах хозяйственного развития школы в базового предприятия. Учитель работает также над формированием у ребят понятия о производи­тельности труда и условиях ее повышения. Удачно в логике изложения учебного материала он приводит примеры о реноме экономии как методе социалистического хозяйствования, показывает возможности и необходи­мость участия школьников во всенародной борьбе за режим экономии. Звучит мысль о том, что ресурсы природы не бесконечны и поэтому нуж­но бережно и разумно относиться к ним. При разметке и раскрое мате­риала большое внимание учитель уделяет воспитанию умения выполнять работу с необходимой точностью, экономно расходовать материал и вре­мя. Производительный труд в этой школе помогает формировать у школьников и высокие нравственные качества. Многие выпускники VШ класса получили навыки в работе по таким специальностям, как слесарь, токарь, столяр, поступают в средние ПТУ, где учатся с большим желанием. По окончании ПТУ ребята пополняют ряды рабочего класса и вносят до­стойный вклад в выполнение нашим краем планов одиннадцатой пятилетки.

Одной из наиболее эффективных форм для политехнической, эконо­мической, трудовой подготовки и развития творческих способностей учащихся является ученическая производственна бригада. Нередко у части школьников складывается представление о сель­скохозяйственном труде как о труде неинтересном, малоинтеллектуаль­ном. Опытничество в бригаде помогает разрушить это представление, так как пробуждает познавательный интерес, вырабатывает у учащихся самостоятельный поиск, следовательно, обогащает знания, умения и навыки. Оно способствует воспитанию коммунистического отношения ктруду, формирует привычку работать в коллективе. Способствует озна­комлению учащихся с научными основами сельскохозяйственного произ­водства, вооружает их умением творчески использовать знания основ наук для решения практических задач по повышению урожайности сельскохозяйственных культур с минимальными затратами средств.

Учащиеся Тимирязевской школы Чебаркульского района хорошо ус­воили тот факт, что без правильно обработанной земли, без внесенных в срок удобрений, без севооборота нельзя получить высокого урожая, что себестоимость продукции при этом будет высокой. И любой доставленный опыт, как бы он хорошо не был выдержан, не имеет достаточной ценности, если не учитывалась экономическая сторона эксперимента. Учащиеся ставят опыты, как правило, трижды повторяя их с учетом всех требований научного эксперимента и экономическими расчетами и выводами. По итогам трехлетних исследований выявлена оптимальная доза мочевины под урожай силосной кукурузы, что дает хороший экономический эффект, подсчитанный учащимися.

Осуществление экономического воспитания учащихся зависит от многих значительных моментов в организации и осуществлении учебно-воспитательной работы. Это прежде всего экономическая грамотность самого учителя, умеющего отобрать из обширного круга научных зна­ний по своему предмету главное и акцентировать внимание учащихся на экономических вопросах в системе политехнического образования. Рациональное использование государственных средств, отпускаемых на народное образование, является важным условием организации экономи­ческого воспитания учащихся. В связи с этим возникает проблема по­вышения эффективности использования, сохранения и расширения основ­ных фондов общеобразовательных школ. Связующим звеном в этом на­правлении является режим экономии в школе, сущность которого сводится к сохранности школьного здания, оборудования, экономии учеб­но-письменных принадлежностей, изготовлению силами учащихся учебно-наглядных пособий, оснащению учебных кабинетов и т.п.

Уже в стенах школы учащиеся должны в определенной мере овладеть экономическими законами, познать их теоретически и уметь использо­вать практически в той степени, в какой это возможно, исходя из условий функционирования детского коллектива и его связей с окру­жающей средой. Еще в школе жизнь детей должна быть насыщена трудо­вой деятельностью. Познав цену серьезных трудовых усилий, они ощу­тят истинную стоимость любой вещи, научатся быть бережливыми, будут знать цену книге, тетради, линейке, в классах исчезнут испачканные стены, изрезанные парты. Пятилетка рачительного хозяйствования требует от работников школ поиска новых решений, умения привить школьникам хозяйственные навыки, помогать видеть материальные ценности, овеществленный труд во всем том, что окружает детей.