logo search
Сборник статей

Введение

В последнее время для России проблемы образования приобрели особую значимость в связи с происходящими в нашем обществе глубокими социально-экономическими, политическими, общекультурными преобразованиями, которые обусловливают не менее глубокие реформы в образовании, не только затрагивающие его структуру, содержание и организацию, но и ведущие к смене его ценностных ориентиров, целей и задач. Именно поэтому в Челябинском государственном педагогическом университете уделяется особое внимание актуальным проблемам образования подрастающего поколения. Одним из центров его концептуальной, теоретической и методической разработки актуальных проблем образования молодежи является научная школа под руководством доктора педагогических наук, профессора Александра Филипповича Аменда.

В ее работе принимают участие доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели, преподаватели вузов и учителя, руководители образовательных учреждений, а также студенты различных факультетов университета, при помощи которых проводятся крупномасштабные исследования по проблемам образования. В работе научной школы налажены прочные связи с кафедрами и другими подразделениями вуза, занимающимися разработкой данных проблем, а также Институтом общего среднего образования Российской академии образования, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Уральским государственным педагогическим университетом, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, Московским государственным областным университетом и др.

Книга включает труды А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающие различные аспекты образования молодежи.

Первый том посвящен проблемам экономического образования, трудового воспитания, менеджмента в образовании и интеграции экологического и экономического образования.

В его первом разделе раскрываются проблемы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи, экономического воспитания в семье и школе, профориентации в системе экономического воспитания школьников, формирования нравственных представлений дошкольников в системе экономического воспитания, экономической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства и др.

Во втором разделе представлены аспекты интеграции экономического и экологического образования и как результат формирование феномена «эколого-экономического образования» описана система непрерывного эколого-экономического образования молодежи, выявлены синергетические основы устойчивого развития общего образования и т.д.

Третий раздел посвящен проблемам трудового воспитания и профориентации школьников, экономического воспитания в системе политехнического образования учащихся.

В четвертом разделе тома рассмотрены актуальные проблемы образования в XXI веке, информационное обеспечение управления методическим сопровождением, научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве и др.

Широкая тематика трудов научной школы А.Ф. Аменда показывает, насколько много масштабных и неоднозначных проблем, детерминированных социальными трансформациями, выпало на долю современного российского педагогического сообщества. Эти проблемы не потеряли свою актуальность и по-прежнему требуют глубокого теоретического осмысления.

А.А. Саламатов, заведующий кафедрой экономики и управления Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

А.А. Горчинская, психолог Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, кандидат педагогических наук