logo search
Сборник статей

Проблемы экономического воспитания

Новые процессы, происходящие в нашем обществе под влиянием научно-технической революции, предъявляют повышенные требования ко всем сторонам коммунистического воспитания, в том числе и к экономическому воспитанию. Основные направления в работе школ по организации системы экономического воспитания могут быть следующие:

1. Координация вопросов экономического воспитания в личных видах школьного планирования исходя из общих целей воспитания, а также конкретных условий каждой отдельной школы или класса.

2. Определение содержания и форм наглядной экономической пропаганды, включение ее в общий план оформления школы, учебных кабинетов с целью использования на уроках внеклассной работы.

3. Экономическое образование и привитие экономических навыков на уроке как составная часть всего учебно-воспитательного процесса.

4. Изучение основ экономики социалистического производства во внеклассной работе по предметам.

5. Экономическое образование в процессе трудового обучения и воспитания.

6. Экономическое образование в процессе общественно полного и производительного труда учащихся.

7. Формирование экономических качеств личности во внеклассной воспитательной работе.

8. Руководство школы экономическим воспитанием детей в семье.

9. Внедрение режима экономии в школе.

10. Формирование экономических интересов на базе осуществления работы по основным направлениям экономического воспитания как следствие устойчивых потребностей и мотивов использования экономических знаний и навыков.

Общая задача реализации этих направлений – формирование экономически воспитанной личности, что предполагает в конечном счете овладение экономическими знаниями и эффективное применение их в хозяйственной деятельности, эмоциональное и экономное обращение с общественной и личной собственностью, рабочим и свободным временем, умением подвергать экономическому анализу результаты своего и чужого труда.

Структура организации экономического воспитания в школе содержит экономическое образование в учебном процессе и вне урока; формирование нравственных качеств личности, несущих в себе экономическое содержание, и обеспечивает кроме экономических знаний, умений, навыков, образования побудительные мотивы на основе экономического интереса. Под такими качествами мы подразумеваем экономность, бережливость, деловитость и расчетливость.

Основной целью экономического воспитания в общеобразовательной школе является формирование коммунистической сознательности, высокой идейности, убежденности на оси развития навыков трудолюбия, бережного отношения к общественной собственности, расчетливости в интересах общества, умения рационально хозяйствовать.

Система организации экономического воспитания в школе может быть определена как единство целей и органическая связь следующих ее составных частей: планирования, наглядной агитации, экономического образования, развития экономических навыков в воспитательном процессе, общественно полезного и производительного труда учащихся, внедрения режима экономии, – они связаны друг с другом, взаимозависимы и осуществляются параллельно.

Четкое планирование как начальное звено системы экономического воспитания в школе занимает обязательное место в общешкольном годовом плане учебно-воспитательной работы, и вопросы экономического воспитания могут быть включены в различные разделы, но в каждом из них устанавливается определенная последовательность и выделяются такие подразделы, как:

Годовой план учебно-воспитательной работы школы может предусматривать основные направления в экономическом образовании учащихся на уроке и во внеклассной работе. Но более конкретно эти вопросы планируются для педагогических объединений учителей различных дисциплин и классных руководителей, где предусматривается разнообразие форм сообщения экономических знаний, организация целевых экскурсий и т.п. В поурочных и тематических планах преподавателей особо выделяются экономические понятия и определения, в каждом конкретном случае методы работы над их формированием у учащихся.

Экономические знания курса средней школы объединяются в трех группах:

  1. политико-экономические сведения;

  2. вопросы конкретной экономики;

  3. знания о закономерностях территориального размещения производства, разделения труда и формирования экономических районов.

Сведения первой группы, как правило, изучаются на уроках истории и обществоведения; второй группы – на уроках трудового обучения, физики, химии, биологии, обществоведения; третьей – в курсах географии и истории.

Система экономических знаний определяется по отдельным учебным предметам от класса к классу. Например, постепенно усложняясь от 6 к выпускному классу, на уроках физики формируются экономические понятия и представления. В 6 классе при прохождении темы «Скорость» учитель останавливается на значении увеличения скоростей для сокращения стоимости перевозок, на экономичности водного транспорта. По другим темам – это акцентирование внимания на экономическом значении, способах и целях увеличения КПД механизмов, уменьшения себестоимости 1 кВт/часа электроэнергии на гидроэлектростанциях и т.д.

В 7 классе учащиеся узнают о целях увеличения калорийности топлива, об экономическом значении уменьшения удельного сопротивления проводников, об экономичности электронагревательных приборов, электромагнитов, автоматики и т.д.

Значительно сложнее эта работа осуществляется, начиная с 8 класса, где учитель должен доказать, например, экономический эффект освоения космоса или применения инерционных двигателей, необходимость увеличения КПД тепловых двигателей, паровых турбин, рассказать, например, об экономической эффективности работ Уральского научного центра по получению новых магнитных материалов и т.д.

В теме «Физика и научно-техническая революция» учитель рассказывает десятиклассникам об экономическом значении научных открытий для развития народного хозяйства страны.

Конкретнее экономические вопросы рассматриваются на уроках географии. Уже в 5 классе при изучении темы «Атмосфера» учащимся раскрывается экономическая сторона борьбы за чистоту мирового воздушного бассейна; в 6 классе говорится о значении полезных ископаемых для экономики нашей страны, о рациональном использовании природных богатств морей и пр. Большое значение для экономического образования приобретает изучение в 7 классе вопросов охраны недр, почвы, воздуха, вод, растительного и животного мира. Продолжается эта работа в 8 классе, где доказывается необходимость рационального использования природных ресурсов и бережного отношения к ним.

В процессе изучения курса химии, начиная с бесед о правильном расходовании реактивов и бережном отношении к оборудованию химического кабинета, учитель в течение четырех лет постоянно переходит к сообщению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства. Большое значение для углубления экономических знаний учащихся имеют расчетные задачи производственного характера, решая которые, учащиеся убеждаются в том, как важно для химического производства и народного хозяйства в целом не только производство того или иного продукта, но и сам способ его получения, при котором достигается наибольший экономический эффект.

Поддерживая контакт с учителями географии, преподаватели химии на своих уроках рассматривают условия, благоприятные для сооружения химических предприятий, показывают учащимся резервы, способствующие росту химического производства и т.п. Большое значение для экономического воспитания на уроках химии имеет составление и решение различных расчетных задач практического характера (например, нормы расхода минеральных удобрений или расчет экономии химреактивов в соответствии с различными методами их использования). При прохождении отдельных тем учителю необходимо останавливаться на таких вопросах, как оптимальные условия производства серной кислоты, эффективное решение проблемы связанного азота, способы экономного сжигания топлива экономическая эффективность природного газа и т. д.

Задача учителя математики состоит в том, чтобы, с одной стороны, перевести содержание задачи с языка экономического описания на язык математической формулировки; с другой – показать учащимся, что целью математики является не только отыскание ответа, но и объяснение причин исходной экономической ситуации, а также экономическое содержание рекомендаций.

Основными направлениями в экономическом образовании учащихся при обучении математике являются:

а) решение и составление задач по статистическим данным о развитии народного хозяйства страны и отдельных предприятий;

б) построение графиков и диаграмм по статистическим данным;

в) выбор наиболее рационального способа решения задач;

г) знакомство учащихся с ведущими идеями применения математики в экономике;

д) решение задач с производственным содержанием, например, на уроках труда и электротехники подсчитать расход электроэнергии за 1, 2, 3-й день, разницу, выяснить причины различия в расходе, определить стоимость и найти пути экономии электроэнергии.

Большое место в экономическом воспитании учащихся должны занять уроки истории, особенно курс «История СССР» в 9–10 классах. Безусловно, важнейшим является здесь раскрытие положения о величайших преимуществах социалистического способа производства над капиталистическим.

Овладение основами экономических знаний о социалистическом производстве на уроках истории призвано способствовать экономической образованности завтрашних тружеников страны, понимающих необходимость повышения производительности труда, теоретических знаний, бережливого отношения к народному достоянию.

Наиболее благодатную почву для экономического образования представляет курс обществоведения, как бы завершающий процесс овладения учащимися средней школы экономическими знаниями. Многие темы этого курса требуют акцентированного внимания на чисто экономических вопросах.

Школьная программа курса обществоведения устанавливает определенную систему в формировании экономических понятий. Учителю важно организовать учебную работу десятиклассников так, чтобы, во-первых, закрепить имеющиеся экономические знания у учащихся; во-вторых, активизируя познавательную деятельность учащихся на уроках, привлекать их к творческой работе, формировать элементарные исследовательские навыки; в-третьих, строить изучение основ экономики на местном материале.

Понятие экономического образования в средней школе будет узким, если его связывать только с уроком. Школе крайне необходимо изыскание других форм сообщения экономических знаний, в частности, в процессе общественно полезного и производительного труда учащихся.

За последнее время получили широкое распространение различные формы трудового воспитания школьников: строительные бригады и отряды, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние спортивно-трудовые лагеря и т.п. Общественно полезный и производительный труд учащихся здесь должен сочетаться с предварительным и сопутствующим изучением некоторых конкретных вопросов экономики.

Основными направлениями в организации внеклассной работы по экономическому воспитанию являются:

а) строгая система в определении тематики классных часов, пионерских сборов и комсомольских собраний, теоретических конференций старшеклассников, КВН, различных утренников, вечеров и пр.;

б) организация специальных кружков и факультативов;

в) экономическое краеведение и исследовательская работа школьников;

г) формирование у учащихся навыка рациональной организации и использования времени.

Первое направление предусматривает строгую возрастную дифференциацию в определении содержания и выборе форм экономического воспитания коллектива класса. Массовые общешкольные мероприятия в этом плане, как правило, не дают ожидаемого результата, чаще всего целесообразно осуществлять работу по экономическому воспитанию с небольшими группами детей.

В начальных классах – это прежде всего утренники и беседы с целью формирования убежденности в необходимости быть аккуратными, бережливыми («Люди труда – бережливые люди», «Наша школа – наш дом», «Богатства Родины множатся трудом людей»). Здесь учитель идет от конкретного (экскурсий, наблюдения) к общему (беседа, классный час, утренник), а затем – к практической деятельности (сбор вторсырья, макулатуры, различные поделки).

Начиная с 4–5 классов мероприятия по экономическому воспитанию носят более практический характер: элементарное знакомство с экономической жизнью страны («Цена минуты на производстве», «Бережливость – черта коммунистическая»), обсуждение и анализ результатов общественно полезного труда (сбор металлолома, зона пионерского действия), экономическое краеведение, обобщение его результатов и пр.

Наиболее эффективными формами экономического воспитания старшеклассников являются, как показывает опыт, диспуты, вечера вопросов и ответов, теоретические конференции, связанные с трудовой деятельностью учащихся («Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым», «Мой труд вливается в труд моей республики», «Бережливость», «Рыцари копейки в классической литературе» и др.). Важно, чтобы все эти мероприятия организовывались с участием людей различных профессий: рабочих, экономистов, врачей, юристов и др.

На всех этапах организации внеклассной работы по экономическому воспитанию необходима ориентация на практическую деятельность учащихся. Например, готовясь к комсомольскому собранию «Режим экономии в школе», классный руководитель 9 класса школы № 11 г. Челябинска А.И. Суменкин привлек группу учащихся к практической работе по доказательству значения экономии электроэнергии в школе. Он предложил в течение недели снимать показания счетчиков в школе. В разные дни эти показания были неодинаковыми и колебались от 50 до 100 кВт/часов. Необходимо установить причины колебания. Выяснилось, что долго забывают гасить ночной свет, в некоторых местах лампы горят круглые сутки и т.д. Когда устранили эти причины и вновь проверили показания счетчиков, оказалось, что экономия в течение только одной недели составила 500 кВт/часов, т.е. 10 рублей. В ходе таких мероприятий учащиеся сами подсчитывают, сколько можно сэкономить тетрадей, что значит «вторая жизнь» учебника, сколько времени экономится на уроке за счет деловитости и т.д.

Традиционными должны стать отчеты на классных и школьных собраниях ответственных за сбор металлолома и макулатуры о том, как расходуются средства, полученные за сданный лом или вторсырье. И когда дети узнают, что на «макулатурные» деньги можно организовать туристские походы, премировать лучших общественников, купить для школы книги, спортивные костюмы и т. д., это вызывает у них повышенный интерес к общественно полезной деятельности.

Экономическое воспитание диктует необходимость формирования прежде всего экономических знаний, умений и навыков в области сбережения времени. Успех в решении этой важной и сложной задачи может быть обеспечен лишь в том случае, если экономия времени осуществляется повседневно: в школе путем рациональной организации учебного процесса и любой деятельности учащихся, вне школы путем соблюдении режима дня. В этой связи несомненный интерес представляет анализ использования времени учащихся. «Работа над чувством времени должна войти как необходимый элемент во все наши школы; так же, как мы должны приучать к развитию глазомера, быстроты, сообразительности, мы должны приучить и к чувству времени» [1, с. 45].

Все виды деятельности учащихся протекают во времени, от правильного распределения и использования которого зависит эффективность труда учащихся и выработка таких качеств, как бережливость, экономность, расчетливость, деловитость.

Важным моментом в экономическом воспитании учащихся является совершенствование материально-технической базы школы на основе режима экономии, необходимость которой продиктована не только и не столько хозяйственными интересами, сколько стремлением воспитать у подрастающего поколения навыки экономности, бережливости, расчетливости, деловитости.

Режим экономии как один из важнейших воспитательных факторов включает в себя:

а) участие школьников в ремонте школьного здания (формирование для этой цели строительных отрядов), организацию социалистического соревнования между ними, строгое определение объема выполненных работ, воспитание экономии и бережливости в процессе ремонтных работ (во времени, в расходовании материалов, по сбережению инструмента и т.д.);

б) сохранность в течение учебного года здания и мебели, определение количества сэкономленных в виде дохода государству за счет этого средств;

в) разнообразие форм производительного и общественно полезного труда учащихся: изготовление и ремонт мебели, учебного оборудования, наглядных пособий и приборов для своей школы в мастерских, изготовление продукции для шефов, подшефного детского сада, для соседней школы и т.п., сбор вторсырья, макулатуры, металлолома;

г) поощрение и пропаганда эффективности труда учащихся, воспитание заинтересованности в создании материальных ценностей и бережливого отношения к ним;

д) участие в распределении и расходовании средств, заработанных и сэкономленных учащимися в процессе производи­тельного труда;

е) экономия электроэнергии и воды, сохранность учебников, экономное расходование тетрадей, бережное отношение к личным вещам, самообслуживание в школе и дома.

Проблема режима экономии, при всей ее значимости и важности, сама по себе является довольно узкой и зависящей от многих значительных моментов в организации и осуществлении учебно-воспитательной работы. Здесь перед педагогическими коллективами стоит ряд существенных вопросов. Это и экономическое образование учителя, и строго продуманная си­стема сообщений экономических знаний, связь экономического воспитания с трудовым, и профориентация, руководство экономическим воспитанием в семье, и формирование трудовой активности учащихся и т. д., т. е. весь комплекс проблем, от решения которых зависит формирование личности, идейно убежденного, бережливого и рачительного будущего гражданина социалистического общества.

Библиографический список

1. Керженцев, П.М. Организует самого себя / П.М. Керженцев. – Изд. 2-е. – М. – Л.: «Молодая гвардия», 1926.

Учебное пособие для студентов пединститутов вторых курсов,

1974 г.