logo search
Сборник статей

Формирование чувства хозяина у студента педвуза

Соавтор Н.П. Рябинина

В условиях создания системы непрерывного экономического образования студентов педвуза особое внимание необходи­мо обратить на ее воспитательный аспект. Экономическое об­разование является базой, фундаментом экономического вос­питания. Если экономическое образование направлено на фо­рмирование экономических взглядов, то задачей экономичес­кого воспитания является формирование личностных качеств и привычек поведения будущего учителя.

К числу экономических качеств личности относятся такие качества, как бережливость, деловитость, расчетливость, экономность, социалистическая предприимчивость и подобные. В своем единстве они выражают чувство хозяина – качество нового уровня, которое можно рассматривать как интегративное качество экономически воспитанной личности. Чувство хозяи­на общественного достояния отражает уровень экономическо­го сознания и экономического поведения личности и является сплавом знаний, убеждений и поступков личности (Л.Н. Понома­рев и соавторы. 1987). Особое значение задача воспи­тания чувства хозяина приобретает в подготовке будущего учителя, которому предстоит формировать и взгляды, и пове­дение учащихся в соответствии с требованиями экономическо­го воспитания.

Одной из задач исследования, проведенного нами в Челябинском и Нижнетагильском педагогических институтах, было выяснение состояния сформированного у студентов чувства хозяина и возможных путей его воспитания.

Исследование, в котором приняло участие 840 человек, показало, что ни чувство хозяина, ни его составляющие качества не сформированы у большинства студентов в достаточ­ной степени. Так, 85–91 % опрошенных отмечают факты небрежного отношения студентов к общественной собственности. Степень сохранности имущества в учебных корпу­сах, общежитиях, библиотеке, оцененная студентами по 5-балльной системе соответственно в 2,9, 2,3, 3,3 балла косвен­но свидетельствует о их небрежном отношении к общественному имуществу. Самооценка подтверждает слабую сформированность качеств бережливости – 64 %, чувст­ва хозяина – 45 %. У студентов наблюдается разрыв между пониманием своей ответственности (85 % счи­тают, что именно они должны отвечать за сохранность социа­листической собственности в стенах института) и их реаль­ным поведением – 46–50 % не отличаются строгой экономностью и бережливостью по отношению к обществен­ному имуществу.

Формирование чувства хозяина, как и всякий воспитательный процесс, зависит от ряда внешних и внутренних причин, которые могут либо ускорять, либо тормозить его. В нашем случае к внешним причинам можно отнести факты бесхозяй­ственности, с которыми студенты сталкиваются в вузе, – отме­чают 74 % опрошенных, общежитиях – 67 %, на сельхозработах – 93 %. Существенной причиной является небрежное отношение к общественной собственности со стороны сотрудников, и преподавателей – 31 %, хозчасти – 36 %. С другой стороны, минимальное участие студентов в экономической деятельности, в хозяйственно-бы­товом труде является основной сдерживающей внутренней причиной. Низким является участие студентов в решении та­ких вопросов, как начисление стипендии – 40,8 %, рас­пределение мест в общежитии – 23 %, выбор места работы в трудовом семестре – 28 %. Крайне низким – при начислении зарплаты за сельхозработы – 4,16 %, за работу в стройотряде – 14 % участвуют в организа­ции труда в стройотрядах, на сельхозработах.

К внутренним причинам, стимулирующим процесс воспитания чувства хозяина, можно отнести положительную установ­ку большинства студентов на формирование данного качест­ва – 82–94 % опрошенных считают его необходимым для учителя.

Основными условиями формирования у будущего учителя чувство хозяина общественного достояния мы счита­ем:

– внедрение режима экономии в вузе при активном содей­ствии студенческого самоуправления;

– максимально широкое участие студентов в экономической деятельности через хозяйственно-бытовой труд, распределение материальных средств, поддержание порядка в институте и общежитиях, производительный труд в стройотрядах, на сельхозработах и его организацию, ремонтно-строительные ра­боты в институте;

– активное вовлечение студентов в процесс экономического воспитания школьников в ходе непрерывной педагогической практики за счет исследовательских заданий и использования активных форм экономического воспитания учащихся;

– создание ситуаций, обеспечивающих выполнение воспита­тельных требований (А. С. Макаренко), а именно: внедрение научной организации труда студентов и улучшение матери­ально бытовых условий труда и проживания студентов.

Перечисленные условия в определенной мере могут устранить влияние отрицательных внешних причин и активизиро­вать процесс формирования у будущего учителя чувства хо­зяина.

Экономические воспи­тание учащейся молодежи:

тез докл. науч.-практ. конф. – Челябинск, 1989.