logo search
Сборник статей

Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования

Соавтор Н.П. Рябинина

Переход народного хозяйства страны к рыночной экономике неизбежно повлечет за собой изменение различных социа­льных структур и их содержания. Не избежит этого и систе­ма народного образования, в задачи которой будет входить подготовка молодежи к труду в условиях изменившихся экономических отношений. Переход народного хозяйства к рынку предполагает преобразование отношений собственности, демонополизацию производства, формирование рыночной инфраструктуры, свободного ценообразования. Эти и другие процессы в экономике требуют преломления общественного сознания большинства населения. В этих условиях усиливает­ся роль экономической пропаганды, экономического воспита­ния: люди должны понимать сущность экономических преобразований, их социальные последствия.

Резко повышается роль экономической подготовки молодежи как одного из условий успешного выполнения ею профессиональных функций. Органам народного образования необходимо привести процесс обучения в соответствие с новыми требованиями общества и его экономики. Наибольшие изменения должны коснуться системы экономического образования и воспитания. Во-первых, потому что условия рынка, с одной стороны, усиливают необходимость экономического образования и воспитания, с другой – создают объективные условия для формирования в общественном сознании экономических представлений и понятий, усиливают ценность экономически значимых качеств личности. Во-вторых, именно экономическая наука и экономические дисциплины в школе в первую очередь должны отразить изменения в экономической и социальной сферах общества, которые будут вызваны переходом к рынку.

Уже сейчас просматривается ряд задач, решение которых может способствовать осуществлению экономического воспитания в новых условиях. На наш взгляд, первоочередными становятся задачи теоретического плана, а именно, уточнение основных понятий и терминов экономического воспитания, их коррекция, дополнение новым содержанием, отражающим характер развития экономических отношений в обществе. К таким понятиям необходимо отнести понятие экономической культуры, экономического мышления, экономического поведения, экономических качеств личности. Вероятно, и само понятие экономического воспитания подвергнется корректировке.

Преобразования в экономике и политике нашей страны требуют соответствующих преобразований в сознании и поведении людей, формирования у будущих выпускников школы чувства хозяина. Выделяется целый комплекс качеств, обеспечивающих чувство хозяина. Они должны, на наш взгляд, характеризовать работника и как активного участника любого производства, рачительного хозяина государственного, общественного, личного достояния, и как разумного потребителя произведенных материальных благ и природных богатств. В новых экономических условиях возникает необходимость усилить нравственную направленность экономического воспитания: чувство хозяина, рачительность, деловитость, предприимчивость должны быть сформированы у молодежи, но так, чтобы эти качества не граничили с качествами-антиподами – скаредностью, стяжательством, рвачеством. Человек должен уметь соизмерять свой труд с его вознаграждением, работать честно, добросовестно.

Другой задачей науки в области экономического воспитания является пересмотр содержания экономического образо­вания молодежи. Экономические знания должны отразить новые экономиче­ские явления в жизни общества, те экономические понятия, термины, которые входят в употребление, например, приватизация, инновации, маркетинг, дивиденды, брокер, бартерные сделки и другие, характеризу­ющие реформы банковского дела, развитие прямых междуна­родных контактов и другие изменения в экономических свя­зях и отношениях. Больше внимания необходимо уделять формированию экономических умений, особенно умений эко­номического анализа, счета и расчета. Это требует насыще­ния методики уроков познавательно-практическими заданиями, исследовательскими заданиями социологического харак­тера, анализом статистического материала. Умения экономи­ческого счета, анализа должны приобретаться не только на уроках математики, географии, но и в трудовой деятельности учащихся. Опыт творческой экономической деятельности школьники могут получить в школьных мастерских, УПК, школьных кооперативах, арендных бригадах и других трудовых объединениях.

Соответственно, должны появиться неизбежные изменения в процессе обучения в школе, в частности, на первый план выходят изменения содержания школьных дисциплин, связанных прямо или косвенно с экономикой, прежде всего математики; обществоведения, основ государства и права, экономической географии, трудового обучения, информатики и вычислительной техники.

В учебном процессе не нужно обходить острые углы, а вести с учениками откровенный разговор, раскрывать противоречия, недостатки, трудности, возникающие в хозяйствен­ной практике, разъяснять происхождение негативных явле­ний в экономике, природу управленческих ошибок, рассказы­вать о путях преодоления кризисных явлений в экономике.

Для того чтобы в дальнейшем будущие рабочие, крестья­не, инженеры и техники еще на школьной скамье получили представление об экономике как о непрерывно развивающем­ся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, прежде является целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, экономическим содержанием по принципу «от простого к сложному» для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории.

Необходимо создать для учащихся 5–7 классов кружки, где бы они знакомились, с азами конкретной экономики, в 8–9 классах – факультатив «Основы экономических знаний», а в 10–11 классах включить в учебный план на два учебных года самостоятельную дисциплину «Экономика нашего госу­дарства». Факультативно можно предложить старшеклассни­кам такие курсы, как «Мировая экономика», «Основы бан­ковского дела», «Основы маркетинга» и подобные.

С помощью экономической учёбы можно существенно раздвинуть границы экономических интересов и познавательных возможностей школьников, привлекая их внимание к хозяйственной жизни региона, школы, семьи, глобальным и самым насущным заботам страны, к актуальным явлениям вопросам мирового экономического развития. Экономизация школьного образования должна вестись, на наш взгляд, столь же широко и энергично, как и его компьютеризация; решение этой задачи должно стать важным вкладом школы в ускорение социально-экономического прогресса.

Исключительно важно было бы создать в различных регионах страны школы с экономическим уклоном, которые служили бы экспериментальной базой для лучшей отработки системы экономической подготовки подрастающего поколения к жизни, труду, к высокоэффектив­ной экономической деятельности в народном хозяйстве страны. Следовало бы ввести постоянные рубрики «Экономика в школе», «Семейная экономика» и подобные в журналах и га­зетах, издаваемых для школьников, учителей, родителей. Эти рубрики могут сыграть большую роль – организаторскую, ме­тодическую, координационную – в деле экономического вос­питания подрастающего поколения.

С этой задачей тесно связана и следующая – издание учебно-методической литературы, учебников и учебных пособий, книг для чтения для школьников и методических рекоменда­ций для учителей, справочной литературы, экономических словарей для учащихся всех типов учебных заведений.

Изменение учебного процесса в школе и профессионально-технических училищах невозможно без серьезной и целенаправленной работы по переподготовке учительских кадров. Именно школьный учитель должен уметь грамотно ответить на вопросы учеников об изменениях на­родного хозяйства. Институты усовершенствования учителей, педагогические институты должны развернуть курсы лекций и практических занятий по экономике для учителей обществен­ных наук, географии, трудового обучения, преподавателей всех дисциплин по специальности «Экономика народного хо­зяйства СССР», объясняя механизмы перехода народного хо­зяйства к рыночной экономике, а также новые явления в эко­номической жизни общества.

Для расширения научно-исследовательской работы по проблемам экономического образования и воспитания учащейся молодежи и координации деятельности всех учреждений, занимающихся решением этих проблем, целесообразно создать в системе Государственного комитета по народному образованию и АПН СССР научно-исследовательский центр на базе одного из педагогических вузов страны или НИИ ЛПН СССР.

Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи:

тез. докл. науч. се­ми­нара. – Челя­бинск, 1990.