logo search
Сборник_1

Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В разделе рассматривается проблема организации дифференцированной работы с родителями детей с ОВЗ по формированию у них готовности к содействию в образовании детей. Анализируя степень теоретической разработанности проблемы, авторы отмечают, что сегодня в понятие «образование детей с ограниченными возможностями здоровья» не включены такие формы как семейное, индивидуальное, дистанционное; не определенно однозначно, кто относится к группе детей с ОВЗ. Используемое определение включает два аспекта: ряд различных функциональных нарушений (физическое, соматическое или психическое заболевание, нарушение интеллекта) и инвалидность. Всё это осложняет не только коррекционно-развивающую работу с проблемным ребёнком, но и дезориентирует родителей. Педагоги образовательных учреждений различного типа считают, что нецелесообразно концентрироваться только на физическом нездоровье ребенка; объектом работы должна стать семья как система жизнеобеспечения, развития и реабилитации ребенка, важная часть образовательной среды (Курганская, Мурманская, Рязанская области).

В разделе представлен опыт работы с учётом особенностей семей, имеющих детей с ОВЗ; анализируются различные методы оказания помощи родителям в образовании детей на различных ступенях и в разных организационных формах образования: на уровне управленческих решений (Самарская, Рязанская области), в работе психологов и социальных педагогов ДОУ, общеобразовательных и коррекционных школ (Белгородская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Томская, Тульская, Челябинская области). Отмечая как общую проблему несформированность у большинства родителей положительного отношения к педагогической и коррекционной помощи; принятия ценности педагогической деятельности, авторы предлагают различные организационные формы взаимодействия (проекты, программы, модели, семейные клубы, родительский всеобуч). Анализ специфики потребностей родителей ребенка с проблемами в развитии показывает, что существует потребность в общении не только со специалистами, но и с другими родителями, которые столкнулись с подобной проблемой в воспитании – категория родителей детей с ОВЗ нуждается не только в образовании, но и в общении, постоянной квалифицированной психологической помощи.

В сборнике «Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья» описан опыт работы дефектолога с семьей ребенка-инвалида со сложной структурой дефекта, варианты включения родителей в процесс развития ребёнка, интерпретации диагностических данных и организационной документации.