logo search
Сборник статей

Школа и режим экономии (Часть 1)

«Экономное расходование государственных средств было и остается основой хозяйствен­ной политики нашей партии, одним из решающих условий успешного строительстве ком­мунизма. Может быть, на каж­дом отдельно взятом заводе или в колхозе режим эконо­мии даст сотни или тысячи рублей, но в масштабе народ­ного хозяйства это составит многие сотни миллионов и да­же миллиарды», – говорил товарищ Л.И. Брежнев в Отчет­ном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии. Эти слова полностью относятся к школам, дошкольным учреждениям, ко всей систе­ме просвещения. Органам народного образо­вания и школам необходимо совершенствовать учебно-материальную базу школ на ос­нове режима экономии как важной составной части всего учебно-воспитательного процесса. Это возможно только при том условии, если коллек­тивы учителей и учащихся каждой школы будут стремить­ся как можно лучше сохранять помещения, а бережливость и экономность станут одной из важнейших целей всего учебно-воспитательного процес­са.

Известно, что ежегодно поч­ти все школьные здания, ме­бель и оборудование нужда­ются в очередной чистке, те­кущем, а иногда и капиталь­ном ремонте, связанном с рас­ходованием весьма значитель­ных средств. Так, на текущий ремонт школ Челябинской об­ласти в 1972 году было затра­чено 7 миллионов рублей, из­расходовано 1080 тонн краски, 1300 ящиков стекла.

Работники школ отработали на ремонте 712 тысяч челове­ко-часов. Из года в год увели­чиваются сумма затрачиваемых на ремонт средств, количество строительных материалов.

Значительные затраты связа­ны с эксплуатацией помеще­ний, оборудования и наглядных пособий. Ежегодно по об­ласти списывается учебно-на­глядных пособий, оборудования и мебели более чем на 2,5 миллиона рублей.

На первый взгляд кажется, что все это естественно: деньги затрачиваются на амортизацию зданий и оборудования. А если серьезно подойти к анализу и изысканию резервов экономии государственных средств, отпускаемых на на­родное образование, то мож­но прийти к выводу о том, что подобное явление – результат крупных пробелов в учебно-воспитательной ра­боте.

Партия и правительство про­являют большую заботу о шко­ле. В последних постановле­ниях ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР, в Постановле­нии и Законе, принятых на ше­стой сессии Верховного Сове­та СССР, намечена широкая программа дальнейшего раз­вития учебно-воспитательно­го процесса и материальной базы народного образования.

Страна затрачивает огромные средства на строительство школ, оборудование. И мы должны беречь школы, обяза­ны воспитывать в молодом по­колении чувство сознательного и ответственного отношения к народному добру. Поэтому перед коллективом педагогов и учащихся, родите­лями, партийными, профсоюз­ными и комсомольскими орга­низациями школ возникают за­дачи, суть которых сводится к следующему: весь учебно-вос­питательный процесс напра­вить на формирование экономически грамотного и воспитанного, идейно убежденного, бережливого и рачительного будущего хозяина социалисти­ческого производства.

Вот почему необходимо осо­бое внимание уделить режиму экономии в школах, призвать коллективы школ готовиться к новому учебному году не в течение полутора-двух летних месяцев, а круглый год, еже­дневно, ежеурочно; считать сохранность школы и учебно­го оборудования одним из кон­кретных показателей эффек­тивности учебно-воспитатель­ного процесса. Нужно нагляд­но показать учащимся, что за счет сэкономленных их береж­ливостью средств можно уком­плектовать школу дополнительно необходимой мебелью, оборудовать, технически осна­стить и содержательно офор­мить учебные кабинеты.

В настоящее время в Челя­бинской области накоплен определенный опыт работы некоторых школ в этом направ­лении. Строгий режим эконо­мии, аккуратность, бережли­вость, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность социалистической собственности, народного до­стояния характерны для школ № 74, спецшколы-интерната № 4 Челябинска, 26-й шко­лы г. Миасса, коркинской школы № 2, школы № 44 г. Копейска и других. В ходе размышлений, дискуссий экспериментов педагогические коллективы этих школ пришли к выводу о том, что в борьбе за экономическую воспитанность и грамотность учащихся, в борьбе за сохранность шко­лы и ее оборудования важ­ная роль отводится учениче­скому пионерско-комсомоль­скому самоуправлению. Кроме того, положительных результатов можно добиться только при образцовом общем поряд­ке в школе, четкости и отлич­ной дисциплине учащихся.

Здесь, на педагогических со­ветах, принимаются решения, например, без проведения текущего ремонта школа должна функ­ционировать три года. Это дово­дится до сведения всех уча­щихся, разрабатывается систе­ма мероприятий. В работу во­влекаются все – педагоги, учащиеся, технический персо­нал, родители.

В челябинской школе № 74, например, действует комиссия поддержания порядка во главе с директором, в которую вхо­дят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, завхоз, представители учени­ческих организаций, родительского комитета, шефов и технический пер­сонал школы. В течение года ко­миссия проводит четыре рейда по проверке состояния классных комнат и соблюдения санитар­но-гигиенического режима. По итогам рейдов директором школы издается приказ, в ко­тором отмечаются лучшие классные коллективы, учителя и технические работники, ана­лизируются причины обнару­женных недостатков.

Учебные кабинеты закрепля­ются за классом и передают­ся на социалистическую со­хранность по актам комитета комсомола и совета дружины комсомольским группам и пио­нерским отрядам. В акте ста­вит подпись каждый ученик: отныне он несет персональную ответственность за состояние своего рабочего места. На крышке стола – табличка с фамилиями учащихся, закреп­ленных за этим рабочим ме­стом.

Для выработки сознательно­го отношения учеников к об­щественным обязанностям в названных школах созданы ученические штабы поряд­ка, санпосты, созданы ремонт­ные бригады, которые делают мелкий ремонт мебели. О результатах всей этой работы ежемесячно докладывается комитету ВЛКСМ.

В итоге эти школы добились образцового санитарно-гигие­нического состояния. Школь­ные здания, кабинеты, места общего пользования находятся в полном порядке. За год не испорчена ни одна стена, ни один подоконник, ни одна дверь. В отличном состоянии мебель. Конечно, и здесь оста­лись еще свои нерешенные задачи, но сделано главное – кропотливой повседневной ра­ботой в течение последних лет заложены крепкие традиции.

Существенное значение для воспитания любви к труду, ак­куратности и бережного отно­шения к школьному имущест­ву имеет хорошо организо­ванное соревнование классов с производственными бригадами шефов. Соревнующиеся проводят взаимопроверки поряд­ка и чистоты на рабочем ме­сте. Шефы информируют ре­бят о соблюдении ими режима экономии на производстве.

Поставив конкретные цели, эти школы добились значитель­ных успехов не только в эко­номическом воспитании уча­щихся и в ведении режима эко­номии, но и во всем учебно-воспитательном процессе в це­лом. Четкость организации, планомерность развития кабинетной системы, высокая дис­циплина и образцовый поря­док из года в год повышают качество обучения и знаний учащихся.

Финансы СССР. – 1974. – № 9.