logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)

Каждый из нас живет в определенных рамках общения: есть внутренние, которые зависят от характера воспитания человека и от его ценностей. Например, в обществе не принято говорить о недостатках других людей им лично, поэтому даже близким людям человек боится высказывать негативные моменты в их поведении, несмотря на то, что это бывает необходимо. И есть внешние – рамки сложившихся отношений в малой группе, в которой он поддерживает тесные контакты. Находясь в этих рамках, человек боится выйти за них.

Целью нашего тренинга является формирование умения адекватного выхода за эти рамки. Это будет полезно для групп с историей, т.е. со сложившейся системой отношений, где больше внимания уделяется социальной роли, чем человеку как личности.

Программа тренинга:

На этапе синхронизации тренера говорят вводное слово, группа обсуждает и принимает правила, идет круг ожиданий и выполняется упражнение «Построиться по определенному признаку». Далее, на этапе знакомства выполняется упражнение «Двойки» ( его целью является получение максимального количества информации о собеседнике за ограниченное количество времени). На этапе напряжения тренера проводят основное упражнение «За дверью». Его целью является формирование умения говорить человеку о его недостатках и умения адекватно воспринимать свои негативные качества. Участнику, желающему узнать о своих негативных качествах, предлагается выйти за дверь с одним из тренеров. В группе каждый высказывается о негативных чертах вышедшего. В это время за дверью участник говорит тренеру о тех недостатках, которые может назвать группа. Они возвращаются, тот кто выходил, рассказывает свои предположения, если он чего-то не называет, группа говорит ему об этом. Обсуждая недостатки другого в тренинге, участники пытаются ему помочь, но этим самым они помогают и себе выйти за внутренние и внешние рамки. Зачастую при выполнении этого упражнения участники отходят от заданной инструкции и начинают говорить друг другу комплементы. Это лишний раз доказывает, что людям трудно выйти за рамки. На этапе выхода из напряжения проводится упражнение «Верю-не верю», целью которого является снятие напряжения, возникшего на предыдущем этапе. Участники встают в круг. В центре ведущий, его задача – убедительно сказать комплемент любому человеку из группы; если человек поверил – он встает на место ведущего. Этап рефлексии.

Тренинг был проведен в студенческой группе. На основе наших наблюдений и наблюдений участников, можно сделать вывод, что в некоторой степени им удается преодолевать эти рамки.

Пухова А.М.

ПГПУ, г.Пермь.