Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Данная научно-исследовательская работа посвящена решению актуальной для сегодняшней России проблемы социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии. В настоящее время Российское общество переживает кризис семьи. Наблюдается резкое увеличение количества разведенных семей; увеличение числа социальных сирот; рост в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями; увеличение проблем детства и семьи; идет ухудшение демографической ситуации в целом. Это повлекло за собой пристальный интерес к институту семьи со стороны всех социальных институтов. На фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны.
Возникновение данной научно-исследовательской работы было
вызвано рядом причин:
Отсутствие подобных работ в специальной психологии, в то
время как практика требует комплексного изучения семей, имеющих больного ребенка.
Повышение общественного интереса к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии в связи с увеличением количества таких семей.
Исследование психологических особенностей такой семьи в последствии может стать базой для психологических консультаций и психолого-коррекционной помощи, психотерапии семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Предлагаемая работа является исследованием, посвященным разработке методики, выявляющей структурно-функциональные особенности семьи, имеющей ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. Проблемы семей, имеющих данную категорию детей, в специальной психологии изучены недостаточно, в то время как вопрос об особенностях функционирования семьи с ребенком с отклонениями в развитии, о влиянии заболевания одного из членов семьи на других ее членов постоянно встает в практике.
Целью данной научно-исследовательской работы является создание методики, позволяющей изучать структурно-функциональные особенности семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии (умственная отсталость).
Разработка методики, выявляющей особенности семьи с ребенком, имеющим отклонение в развитии (сокр. ФОС), представляет несомненный интерес для специальных психологов, специальных педагогов, социальных работников и педагогов, работающих с исследуемой категорией семей.
Данные, полученные с помощью методики, предположительно могут быть использованы для разработки эффективной комплексной системы помощи семьям, воспитывающим ребенка с тяжелыми отклонениями в развитии. Методика предназначается, главным образом, для консультаций по вопросам воспитания и реабилитации больного ребенка, можно использовать его и для
помощи адаптации семьи к заболеванию ребенка. Материал, получаемый с помощью методики ФОС, предназначен дефектологам, работающим с проблемными детьми раннего возраста, воспитывающимися в семье, а также психологам, работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов. Все это позволит разработать методические рекомендации по работе с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, с учетом данных, полученных в ходе создания методики ФОС. А также составить методическое пособие по исследованию семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Поскольку у нас до сих пор никто не пытался выявлять особенности семьи с ребенком с отклонениями в развитии с помощью изучения ее функций, предлагаемая методика может выполнять также роль стимула для создания новых методик аналогичного типа для выявления особенностей семьи с ребенком с отклонениями в развитии.
Самыкина Н.Ю., Ушмудина О.А., Щинина Е.С.
Самарский Государственный Университетг, Самара
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание