logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Данная научно-исследовательская работа посвящена решению актуальной для сегодняшней России проблемы социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии. В настоящее время Российское общество переживает кризис семьи. Наблюдается резкое увеличение количества разведенных семей; увеличение числа социальных сирот; рост в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями; увеличение проблем детства и семьи; идет ухудшение демографической ситуации в целом. Это повлекло за собой пристальный интерес к институту семьи со стороны всех социальных институтов. На фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны.

Возникновение данной научно-исследовательской работы было

вызвано рядом причин:

Отсутствие подобных работ в специальной психологии, в то

время как практика требует комплексного изучения семей, имеющих больного ребенка.

Повышение общественного интереса к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии в связи с увеличением количества таких семей.

Исследование психологических особенностей такой семьи в последствии может стать базой для психологических консультаций и психолого-коррекционной помощи, психотерапии семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Предлагаемая работа является исследованием, посвященным разработке методики, выявляющей структурно-функциональные особенности семьи, имеющей ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. Проблемы семей, имеющих данную категорию детей, в специальной психологии изучены недостаточно, в то время как вопрос об особенностях функционирования семьи с ребенком с отклонениями в развитии, о влиянии заболевания одного из членов семьи на других ее членов постоянно встает в практике.

Целью данной научно-исследовательской работы является создание методики, позволяющей изучать структурно-функциональные особенности семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии (умственная отсталость).

Разработка методики, выявляющей особенности семьи с ребенком, имеющим отклонение в развитии (сокр. ФОС), представляет несомненный интерес для специальных психологов, специальных педагогов, социальных работников и педагогов, работающих с исследуемой категорией семей.

Данные, полученные с помощью методики, предположительно могут быть использованы для разработки эффективной комплексной системы помощи семьям, воспитывающим ребенка с тяжелыми отклонениями в развитии. Методика предназначается, главным образом, для консультаций по вопросам воспитания и реабилитации больного ребенка, можно использовать его и для

помощи адаптации семьи к заболеванию ребенка. Материал, получаемый с помощью методики ФОС, предназначен дефектологам, работающим с проблемными детьми раннего возраста, воспитывающимися в семье, а также психологам, работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов. Все это позволит разработать методические рекомендации по работе с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, с учетом данных, полученных в ходе создания методики ФОС. А также составить методическое пособие по исследованию семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Поскольку у нас до сих пор никто не пытался выявлять особенности семьи с ребенком с отклонениями в развитии с помощью изучения ее функций, предлагаемая методика может выполнять также роль стимула для создания новых методик аналогичного типа для выявления особенностей семьи с ребенком с отклонениями в развитии.

Самыкина Н.Ю., Ушмудина О.А., Щинина Е.С.

Самарский Государственный Университетг, Самара