Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
Обращение к теме смысла жизни свидетельствует об острой актуальности и важности этой проблемы. Тема смысла жизни всегда волновала ученых. Как влияет смысл жизни на ценности? Можно ли через ценности человека построить его картину жизненного смысла? Одно и то же это или нет? По мнению психологов, ценности – это способ дифференциации индивидом объектов, определенных явлений действительности. Ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения личности и взаимоотношений людей (в качестве объектов такого отношения выступает все многообразие действительности). Смысл жизни – это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления, это проекция всей жизни на каждый из ее этапов, смысл каждого из которых заключается в самой возможности перехода к следующему этапу. Эти понятия недостаточно разводятся, чтобы их соотносить. Проблема соотношения понятий вызывает дискуссию. По мнению Чудновского, Рыжкова, и др., смысл жизни это не ценности; существует и другая точка зрения: такие авторы, как А.А. Бодалев, Н.Г. Петров и Д. Колесов говорят об очень тесном взаимодействии этих понятий, они пытаются описать смысл жизни через ценности.
В нашей работе мы опираемся на концепцию Н.Г. Петрова: смысл – это отнесение ценностей к субъекту (смысл, потребности, установки, смысловые цели), субъектное бытие ценностей, то есть это ценности как бы помещенные в субъект посредством переживания и опыта, включенные в жизнь и деятельность. Смыслы являются чувственными и сверхчувственными, также как и ценности. Ценности, по мнению автора образуют смыслы. Мы согласны с тем, что говорит автор, и все-таки хотим обратить особое внимание на то, что смысл жизни включает понятие ценности, но не сводится к нему. Понятие смысла жизни гораздо шире, здесь уместно сказать слова В. Франкла: «смысл жизни у каждого индивида различен, но есть то, что присуще всем – любовь и творчество». В этой цитате автор дает нам другое понимание проблемы соотношения этих понятий.
Проблема смысла жизни мало исследована. Мы предполагаем провести исследование, используя тест Леонтьева «Смысложизненные ориентации», тест Рокича «ценностные ориентации», а также анкетирование по проблеме, в котором попытаемся соотнести эти понятия и узнать, можно ли увидеть индивидуальную картину смысла жизни через ценности и наоборот. Наше исследование позволит расширить область эмпирических знаний в проблеме смысла жизни.
Оборина Л.В.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание