Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
В новых условиях экономической жизни нашего общества люди, занимающие управленческие должности всё более привлекают внимание общественности. Одной из основных предпосылок эффективности производства становятся методы управления, которые в свою очередь зависят от индивидуально-психологических характеристик руководителей.
В отечественной психологии особенное внимание уделяется личности руководителя, изучению её формально-динамических свойств (Кудряшова Л.Д., Мальцева В.А., Михайлов Г.С., Гордеев А.Е. и др.).
В данной работе мы рассматриваем особенности положительных и отрицательных сторон влияния в управлении такой характеристики личности как агрессивность.
Агрессивность относится к числу наиболее серьёзных вопросов, перед которыми сегодня оказалось человечество. В отечественной психологии эта проблема разработана недостаточно.
В зарубежных работах агрессивность рассматривается с двух сторон:
1) Поведенческий аспект – «стремление причинить вред (ущерб) другому существу» ( Дельгадо Х., Берковиц Л., Зиллманн Д.,) ;
2) Личностный аспект – « быть средством достижения определённых целей и задач» (Ениколопов С.Н., Басс А., Фромм Э.).
В нашей работе мы решили остановились на точке зрения А.Басса.
Ряд авторов (Хелмицкий, Михайлов Г.С.) оценивают успешность оранизации как применение исключительно демократического стиля управления. Однако, они же выделяют в способностях к успешной руководящей деятельности качества личности, присущие в большей степени авторитарному стилю. Именно с ним мы связываем качество агрессивности.
С одной стороны, агрессивность руководителя может стать залогом повышенного психоэмоционального напряжения, фрустрированности коллектива, способствовать понижению мотивации к деятельности, неколлегиальности в работе и даже привести к массированному протесту рабочих кадров. В результате этого снизится производительность труда и уменьшится производство. Этот подход достаточно чётко отражает специфику агрессии, однако следует рассмотреть агрессивность и с другой стороны.
Сейчас быстрое принятие решений становится залогом успешности самого производства. Жёсткий и зачастую единоличный выбор является доминирующим. Агрессивность может явиться условием, обеспечивающим быстрое и безоговорочное выполнение поручений, фактором уважения руководителя, залогом структурированности производства.
Также, в настоящее время уделяется много внимания связи агрессии и креативности, агрессии и интеллектуальной одарённости, а эти две характеристики в личности руководителя являются необходимым условием эффективного и развивающегося производства.
Таким образом, мы считаем, что агрессия в управлении является одним из немаловажных факторов, определяющих успешность производства, его структурированность и работоспособность.
Наше исследование будет направлено на изучение конструктивной агрессии управленческих кадров. Также его целью будет являться выявление положительных и отрицательных сторон влияния этой переменной на успешность производства.
В задачи исследования входит:
1). Выявление категории руководителей отличающихся конструктивной агрессией.
2). Определение успешности производства по оценке кадровых работников.
По нашему мнению, необходимо обратить внимание на время существования производства, его успешность, способности к дальнейшему развитию.
3). Определение индивидных характеристик руководителей и производства.
4). Определение зависимостей между переменными, представленными в пунктах 1)-3).
В исследовании нужно посмотреть на гендерные различия руководителей: предполагается, что эти характеристики имеют значение и в уровне проявления агрессии, и в степени влияния его на окружающих.
Также на уровень успешности производства может влиять возраст руководителя, его статус, сколько лет работает сотрудник на производстве и как долго занимает управленческую должность.
Агрессивность в управлении является, по нашему мнению, актуальной и важной проблемой современного общества. Исследования в данной области требуют внимания и дальнейших разработок.
Пьянкова И.В.
УдГУ, г.Ижевск
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание