Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
В настоящее время все более остро встает проблема трансформации образовательной парадигмы системы обучения и воспитания. Новые подходы широко обсуждались в последние десятилетия, как в отечественной, так и в зарубежной психолого – педагогической литературе. Наметилась тенденция замены преобладающей, доминирующей ранее когнитивной модели образования на личностно ориентированную. Основной причиной такого перехода являются противоречия когнитивного образования с научно-техническим прогрессом, социально-экономической ситуацией, современными темпами развития общества, социальным запросом. На сегодняшний день образование должно развивать и когнитивную сферу учащихся, их знания, умения и навыки и способствовать развитию самой личности обучаемого. Особый акцент делается не только на формирование определенных заданных личностных свойств и качеств, но и на развитие и раскрытие собственного личностного потенциала участников образовательного процесса.
У истоков личностно-ориентированного образования стоят психологи гуманистического направления: А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Берн, В.Сатир и др. К.Роджерс обозначил основную идею этой парадигмы как «человекоцентрированный подход». Центральной гипотезой этого подхода является то, что «человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен лишь при соблюдении трех условий, которые способствуют созданию определенного фасилитационного психологического климата». Этими тремя условиями, по его мнению, являются подлинность, искренность или конгруэнтность; безусловное позитивное отношение; эмпатическое понимание.
Таким образом, если применить эту гипотезу к образовательному процессу, то для того, чтобы активизировать развитие личности учащегося, необходимо создать фасилитационный климат. Или другими словами, осуществить фасилитационное взаимодействие. Стоит оговориться, что фасилитационное воздействие и само педагогическое воздействие оказывает не только педагог, как это было принято в когнитивной парадигме, но и учащийся. По мнению Е.Бодиной, основная педагогическая деятельность учащегося по отношению к педагогу направлена на установление социального статуса равноправия подрастающего человека с взрослым.
Мы приходим к пониманию педагогической фасилитации как процесса, а именно процесса облегчения, усиления продуктивности образования, обучения, как совместной деятельности педагога и обучаемого, воспитания, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет их особого стиля общения и особенностей личности педагога.
Отсюда, возникает интерес к личности педагога-фасилитатора, человека, способствующего проявлению инициативы и обеспечивающего личностное взаимодействие обучаемых, которое, в свою очередь, содействует психическому развитию учащихся.
Рассмотрев различные подходы отечественных и зарубежных психологов, мы попытались выделить основные свойства личности, которые на наш взгляд, могут способствовать реализации фасилитационного взаимодействия. Затем мы предположили, что эти свойства являются основополагающими для развития трех основных качеств личности педагога-фасилитатора. Так, эмпатия, как постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, экстроверсия, как стремление человека к установлению контактов с другими людьми, коммуникативность и искренность (по мнению Жижиной) и конгруэнтное самовыражение (по К.Роджерсу) являются определяющими для формирования такого качества как аттрактивность. Аттрактивность – это стремление человека к позитивному отношению к нему со стороны других людей, которое основывается на собственном положительном чувстве к этим людям. Социальный интеллект и безоценочное принятие других (К.Роджерс) формируют толерантность. Толерантность – это способность к безоценочному восприятию мнений и суждений другого человека, терпимое отношение к ним. Лидерство (Жижина), как процесс влияния одних индивидов на других в условиях совместной деятельности, авторитетность, референтность, признанность (Смирнов) способствуют развитию ассертивности. Ассертивность – это комплексное чувство уверенности в себе, в собственных силах. Предпосылками для формирования всех вышеперечисленных свойств и качеств являются психофизиологические характеристики человека (эргичность, реактивность – скорость протекания нервных процессов, лабильность – подвижность и пластичность нервной системы, сила нервной системы и т.д.). Кроме основных компонентов структуры личности педагога-фасилитатора, значимой является направленность педагога на личность учащегося, ориентация на другого человека.
Необходимо отметить, что для эффективной реализации фасилитационного взаимодействия значимыми являются не только особенности личности педагога, а так же важную роль играют сами учащиеся. Предпосылками для фасилитационного взаимодействия со стороны учащихся выступают: личностные качества, уровень обучаемости, эмоциональное состояние, способности учащихся.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание