Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
Современных психологических исследований, касающихся изучения генотип-средовых детерминант интеллектуальных особенностей, относительно мало. Кроме того, в литературе содержатся противоречивые результаты данных, полученные при использовании разных методик; к тому же представлены не все возраста (в большинстве дошкольный возраст). Тем не менее, важность этого вопроса заключается в том, что в подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее активное развитие и формирование интеллекта, и это требует более точного понимания роли средовых влияний и генотипического фактора в интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, проблема развития интеллекта и общих способностей в психологии очень важна, поэтому обращение к данной проблеме нуждается в уточнении, расширении последующих исследований.
Новизна исследования заключается в психогенетическом подходе изучения показателей интеллекта в юношеском возрасте.
Существует большое количество психогенетических исследований интеллекта, в которых изучалась роль генотипа и среды в его вариативности. Взгляды на проблему изучения интеллекта представлены в работах Л.Термана, Дж.Ньюмена, Ф.Фримена, К.Хольцингера, Р.Пломина, И.В. Равич-Щербо, Егорова М.С. Ими использовались несколько различающиеся подходы, однако, обобщая результаты, можно сказать, что генотип определяет примерно половину вариативности показателей интеллекта, а роль общей и различающейся среды зависит от того, на какой выборке испытуемых проводилось исследование.
Мы исходили из представления о том, что показатели интеллекта в юношеском возрасте испытывают влияние генотипа и среды, отличное от других возрастов.
Для изучения характеристик интеллекта нами был использован “Тест структуры интеллекта” Р.Амтхауэра, который позволяет измерить различные функции интеллекта и уровень общего интеллектуального развития.
Исследование проводилось в г. Перми и Пермской области в 2002-2003 году. В ходе исследования была опрошена 21 пара близнецов (из них 10 пар МЗ и 11 пар ДЗ), в возрасте 15-20 лет, используется классический вариант близнецового метода. Выборка близнецов была уравновешена по полу.
Использовались следующие методы статистической обработки: вычисление показателей внутрипарного сходства близнецов, метод посторения модели фенотипической дисперсии признака, корреляционный анализ между близнецами.
На основании проведенного нами экспериментального исследования и результатов статистической обработки данных можно сформулировать следующие выводы:
Анализа внутрипарного сходства близнецов по нашим данным показывает, что показатель общего интеллекта детерминируется средой, но не исключено и влияние генотипа (тем более что по отдельным субтестам - «выбор фигур» и «кубики» - обнаружена генетическая обусловленность). Кроме того, анализ модели фенотипической дисперсии признака также подтверждает генетическую детерминацию интеллекта (84%). По таким субтестам, диагностирующих индуктивное мышление и способность оперировать с математическими закономерностями обнаружено преобладание средового влияния на вариативность. Генетическую детерминацию испытывают следующие субтесты диагностирующие пространственное воображение и комбинаторные способности, пространственное мышление, способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.
Из всего вышесказанного следует, что гипотеза о генотип-средовом влиянии на показатели интеллекта в юношеском возрасте, отличное от других возрастов, подтверждается для индуктивного мышления, способности оперировать с математическими закономерностями, пространственного воображения, комбинаторных способностей, пространственного мышления, способности сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.
По исследованиях было получено большее внутрипарное сходство МЗ близнецов по сравнению с ДЗ по показателям IQ, как доказательство вклада генотипа в его вариативность, также отмечалось, что интеллектуальное сходство МЗ близнецов может быть следствием не только их одинакового генотипа, но и негенетических причин. В исследовании, проведенном Дж.Шилдсом, коэффициент внутренних корреляции по интеллектуальным тестам для МЗ близнецов оказался равным 0,76, а для ДЗ близнецов 0,51.
По исследованиям, проведенным в 70-80 годы, Дж. Лоэлином и Р.Николсом, были выявлены очень высокие корреляции у МЗ близнецов как по общему интеллекту, так и по результатам тестирования специальных способностей (владение математикой, понимание значений слов и т. д.). Обзор близнецовых исследований Р.Николса, показал, что наибольшая разница величин внутрипарных корреляций между МЗ и ДЗ близнецами наблюдается в уровне развития пространственного мышления, способности к логическим рассуждениям, в точности и успешности освоения языков. Наименьшая разница между МЗ и ДЗ близнецами – в уровне развития дивергентного мышления.
Сопоставляя полученные нами результаты с данными вышеназванных исследований интеллекта, можно говорить о совпадении только общей картины – везде внутрипарное сходство МЗ близнецов по показателям интеллекта превышает сходство ДЗ близнецов. Несмотря на то, что в разных исследованиях данные отличаются, можно говорить, в общем, о генетической детерминации, как отдельных когнитивных функций, так и интеллекта в целом.
Таким образом, наши результаты не противоречат общей картине экспериментальных данных.
Беленькова М.К.а
ПГПУ, г.Пермь.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание