Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
Объектом нашего исследования является феномен самоопределения личности в профессии. В современной психологической науке феномен профессионального самоопределения представлен в двух аспектах: 1) профессиональное самоопределение рассматривается как часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития, проявляется в многократных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на разных этапах профессионального становления (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Е.И. Головаха, 1988; Ю.М. Забродин, 1997; Е.А. Климов, 1996; Д.А. Леонтьев, 1991; А.К. Маркова, Л.М. Митина, 1997; 1996; Дж. Сьюпер, 1983); 2) профессиональное самоопределение рассматривается как идентичность человека с профессиональной ролью, при этом оно является одним из этапов онтогенетического развития человека и становления его личной идентичности (Э. Эриксон, 1968; В.Ф. Сафин, А.В. Мудрик, 1986).
Проведенный теоретический анализ подходов к изучению феномена самоопределения личности в профессии позволяет рассматривать его как важный фактор профессионального развития человека как субъекта труда, имеющий различное содержание на разных этапах профессионализации. Профессиональное самоопределение рассматривается в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным. В современной психологии теория профессионального самоопределения является достаточно разработанной, отечественными и зарубежными авторами описаны его типы (Н.С. Пряжников, 1996), модели и уровни (Е.А. Климов, 1996), компоненты (П.А. Шавир, 1981) и механизмы (Н.В. Самоукина, С.Д. Неверкович, 1990).
Методологическим основанием изучения профессионального самоопределения в нашей работе является субъектно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, 1972, 1977; С.Л. Рубинштейн, 1945, 1973, 1989; Б.Г. Ананьев, 1967, 1968, 1977, 1998; А.В. Брушлинский, 1991, 1992). В русле данного подхода мы понимаем под профессиональным самоопределением многоступенчатый длительный процесс конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущего или уже выполняемого труда, проявляющийся во внешнем плане в виде многократных выборов и принятия решений относительно планирования, осуществления и коррекции своего профессионального развития.
Современная психологическая наука рассматривает проблему самоопределения с точки зрения субъектного подхода. В данном подходе человек рассматривается как субъект своего жизненного пути, характеризующийся внутренней активностью, самостоятельностью и ответственностью. Применительно к проблеме самоопределения субъектные проявления человека заключаются в обращенности его сознания к поиску и задач самоопределения, средств их успешного решения.
Анализ экспериментальных исследований феномена профессионального самоопределения показал, что изучались преимущественно компоненты и проблемы самоопределения на различных этапах профессионализации с целью разработки программ обеспечения и активизации профессионального выбора. Результатом исследований явилась разработка системы профориентации, системы активизации профессионального самоопределения. Однако, несмотря на достаточно длительный опыт применения различных психотехнологий, самоопределение в профессии на сегодняшний день связано с трудностями для самоопределяющегося субъекта, особенно на этапе вхождения в профессиональную жизнь выпускником школы.
Большинством авторов подчеркивается ориентированность, направленность профессионального самоопределения в будущее, его важная роль на этапе выбора профессии. Однако конкретных исследований в данной области не проводилось.
В этой связи актуальным и имеющим научную ценность является исследование смыслового будущего как фактора профессионального самоопределения на этапе выбора профессии выпускником школы.
Смысловое будущее рассматривается нами как представления о будущем субъекта в контексте жизненного пути.
Событийной организацией жизненного пути выступает психологическое время личности, функционирующее в биографическом масштабе, – это переживания и осмысление собственной жизни, представления о прошлом, настоящем, будущем (С.Л. Рубинштейн, 1973).
В понимании психологического будущего мы будем опираться на теорию М.Р. Гинзбурга (1994), где оно рассматривается как смысловая и временная перспектива личности. Психологическое будущее включает в себя два структурных компонента: смысловое будущее и временное будущее. Временно́е будущее представляет собой собственно планирование личностью своих достижений, его функция заключается в обеспечении временной перспективы. Смысловое будущее личности – это проецирование себя в будущее, функция которого обеспечение смысловой перспективы личности.
Применительно к процессу самоопределения в профессии смысловое будущее, по нашему мнению, является одной из субъективных детерминант данного процесса.
Основываясь на и теории самоопределения личности в профессии и теории смыслового будущего М.Р. Гинзбурга мы можем выделить следующие его компоненты: ценностная насыщенность будущего; эмоциональная окрашенность будущего; активность субъекта самоопределения; определенность профессионального выбора; семантическая насыщенность конструкта «смысловое будущее».
Изучение характера взаимосвязи и взаимовлияния смыслового будущего и профессионального самоопределения на этапе выбора профессии может служить основой для разработки психотехнологий конструирования смыслового будущего.
Бергфельд А.Ю, Куляпина А.А.
ПГУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание