Креативность в структуре личности менеджеров.
Проблема креативности в управлении на сегодняшний день имеет в большей степени практическую направленность – широкое распространение получили тренинги креативности в менеджменте. Систематическая теоретическая база данного явления отсутствует. Экспериментальные исследования творческого мышления проводятся в основном на школьниках; исследований, посвященных креативности профессионала, на сегодняшний день проведено малое количество. А профессиональная деятельность, быстрый темп и многоплановость жизни все больше предъявляют требований к умению гибко и творчески реагировать на изменения.
Четкое, однозначное определение феномену креативности дать сложно (также как и самому процессу творчества), теоретики выделяют две большие группы в понимании природы и специфики креативности: когнитивный и личностный подходы.
Цель данного исследования – изучение характера связи между креативностью и характеристиками личности менеджеров.
Были выдвинуты предположения о том, что в связи со спецификой деятельности креативность различно отражается в структуре личности, и ее уровень у менеджеров малых (частных) предприятий выше, чем у менеджеров крупных государственных предприятий.
В исследовании приняло участие 41 человек: 3 женщин и 38 мужчин в возрасте 40 – 60 лет. Выборку составили менеджеры старшего звена (начальники цехов; владельцы малых предприятий, их заместители).
Для диагностики креативности в исследовании были использованы следующие методики:
Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» Дж. Гилфорда (адаптация Авериной И.С., Щеблановой Е.И.), креативность в менеджменте (методика позволяет оценить три шкалы: личностная предрасположенность, подход к решению проблем, рабочая среда). Для диагностики карьерных ориентаций использовалась методика Э. Шейна. Личностные качества диагностировались шестнадцатифакторным опросником Кеттелла. Полученные данные были подвергнуты обработке в программе STATISTICA 5.5.для среды Windows.
Для выявления особенностей феномена креативности в группах менеджеров был проведен Т-критерий Стьюдента для независимых выборок (групообразующий фактор – место работы). Значимых различий по показателям креативности между менеджерами двух групп не обнаружено
Таким образом, гипотеза о большей выраженности креативности менеджеров малых предприятий не поддерживается.
Корреляционный анализ связей креативности с чертами личности в подгруппах позволил выявить следующие факты:
В группе менеджеров крупных предприятий была выявлена связь между творческим подхода к решению проблем с доминантностью (0,76, р < 0, 001), с карьерной ориентацией вызова (0,65, р < 0, 01). и уверенностью в себе (0,50, р < 0, 05)
Возможно, данная связь объясняется жесткостью структуры крупных предприятий. Как известно, предприятия химической и металлургической промышленности работают по устоявшимся схемам и достаточно ригидны. Менеджеру в данной структуре необходимо быть достаточно доминантным, чтобы реализовать свои управленческие функции.
В группе менеджеров малых предприятий обнаружена взаимосвязь интеграции стиля жизни и гибкости (0,65, р < 0,01), беглости (0,58, р < 0,05), оригинальности (0,56, р < 0,05)
Креативность в структуре личности менеджера малого предприятия имеет специфические связи. Для данной группы характерны взаимосвязи именно когнитивных аспектов креативности с ориентацией на интеграцию стиля жизни, чего не встречается у группы менеджеров крупных предприятий.
Таким образом, полученные данные опровергли гипотезу о различной степени выраженности креативности в группах менеджеров разных предприятий; и поддержали гипотезу о различной связи показателей креативности с характеристиками личности. Возможно, данные связи отражают специфику деятельности менеджеров разных предприятий: начальнику крупного государственного предприятия необходимо быть достаточно доминантным и смелым, чтобы реализовывать свои управленческие функции; а для менеджера частного предприятия характерна слитность работы с другими сторонами жизни, что можно также объяснить спецификой деятельности начальников частных организаций, для которых работа – это жизнь, а жизнь – это работа.
Кружкова О.В.
РГППУ, г.Екатеринбург
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание